Вычитание двух чисел с переходом через десяток в пределах 20

Разделы: Начальная школа


Урок с использованием проблемных ситуаций при изучении нового материала.

Предмет: математика, 1 класс (УМК Образовательной системы “Школа 2100”).

Этапы урока Обоснование актуальности проблемной ситуации
1. Организационный момент, мотивация.

Дети прослушивают ситуацию со сказочными героями Буратино и Незнайкой, которые не смогли совершить покупку в магазине, так как плохо считали устно. Они так и не выяснили, хватит ли денег, выданные им Мальвиной, для покупки чернила и ручек.

Затруднения, которые возникли у сказочных героев, должны подвести учащихся к размышлениям о том, что математика – наука, которая любит не только точность, но и быстроту в вычислениях, необходимые каждому человеку в различных жизненных ситуациях. (покупки в магазине, вычисление площади земельного участка при строительстве, подсчёт количества горючего на бензоколонке и т.д.) Сказочная проблемная ситуация мотивирует детей на потребность правильно считать устно.
2. Этап актуализации знаний.

- Найди устно значение выражений, записанных на доске:

17-5 19-8 14-4 18-3 19-6
12-2 17-4 14-6 16-6 13-3

- Чем похожи выражения? (Разность чисел.

Вычитаются однозначные числа из двузначных до 20.)

-Какой прием вычитания здесь примените? (Из единиц будем вычитать единицы. Эти примеры легко сосчитать устно.)

- Посмотрите внимательно, какое выражение может вызвать затруднение? (14-6)

- Почему возникает трудность? (При вычитании единиц из единиц, из 4 нельзя вычесть 6 единиц, т.к. 4<6. Такой пример сосчитать устно труднее.)

- Найдите значения остальных выражений. После этого будем искать способ решения сложного примера.

Этот этап проходит по третьему уровню проблемности в обучении, когда ребенок сам ставит проблему, учитель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. Выбор третьего уровня проблемности здесь основывается на сравнении выражений и выборе “лишнего”, не похожего на остальные способом решения. Проблемная ситуация на данном этапе необходима для того, чтобы учащиеся сами увидели пример, который решается не стандартным уже знакомым способом в силу того, что отличается от предыдущих тем, что из количества единиц уменьшаемого нельзя вычесть единицы вычитаемого, т.к. их меньше.
3.Этап введения нового материала.

- Чем это выражение отличается от других? (При вычитании не хватает единиц в уменьшаемом, чтобы вычесть все единицы вычитаемого.)

- Какое число будет в результате? (Меньше 10, а значит однозначное.)

- Если результат будет меньше 10, значит мы перейдем через десяток. Какова же цель нашей работы на уроке, сформулируйте тему. (Найти способ решения примеров на вычитание в пределах 20 с переходом через 10-ток.)

- Почему остальные примеры легче вычислить?

(Потому что легко было вычитать единицы.)

- Нельзя ли этот факт использовать для вычитания сложного примера? Внимательно посмотрите на модель и попробуйте догадаться, как вычесть 6 из 14.

(Мы уже складывали числа по частям, можно попробовать выесть по частям).

- Сколько предлагаете вычесть сначала? (Вычтем сначала 4 единицы, чтобы получилось ровно 10, а потом оставшиеся 2).

- Напишем схему такого вычитания:

Дети знакомы с приёмом вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток, поэтому введение проблемы вычитания с переходом через десяток базируется на имеющемся уже опыте. “Лишнее” выражение в группе других создаёт проблему в решении и, в то же время, активизирует мыслительный процесс для поиска приёма решения, с которым дети еще не знакомы, т.к. единиц вычитаемого больше единиц уменьшаемого. Возникает противоречие между используемым известным способом вычитания и невозможностью в данном случае его применить.

Однако у детей есть опыт сложения с переходом через десяток, когда они одно из слагаемых прибавляют по частям. В ходе проблемного диалога дети приходят к методу “вычитания по частям”.

4. Этап первичного закрепления материала.

1 задание:

- Верно ли выделены части вычитаемого при вычитании с переходом через десяток:

(Первый вариант неверный , т.к. вычитаемое неправильно разбито на части.)

- Какие же это должны быть части? (Вычитаемое разбиваем на две части, первая из которых должна быть равна количеству единиц уменьшаемого, чтобы при вычитании получилось ровно 10, а вторая часть – оставшаяся.)

- Как же мы сформулируем правило вычитания с переходом через десяток?

(Чтобы найти разность двух чисел с переходом через десяток, можно вычитаемое разбить на две части, первая из которых равна количеству единиц уменьшаемого, а затем выполнить вычитание по частям.)

2 задание:

- Верно ли при вычитании с переходом через десяток выбрана первая часть вычитаемого.

(Да, так как число единиц вычитаемого равно числу единиц уменьшаемого, как сказано в правиле.)

Закрепление на данном этапе проводится с использованием уже готовых предлагаемых вариантов решения: верных или неверных. На данном этапе это тоже создаёт проблемную ситуацию, т.к. дети должны утвердиться в решении, какое же количество единиц вычитаемого должно вычитаться сначала, а какое – потом. Одним словом, они формулируют и запоминают правило вычитания двух чисел с переходом через десяток по частям.

Можно рекомендовать на этом этапе использовать задания с символами.

5. Самостоятельная работа учащихся по вторичному закреплению нового материала.

1. Найди значения выражений, объясни, как ты считал:

12 – 7 15 – 9 14 – 6
11 – 3 17 – 8 13 – 4

2. Самостоятельно составь для своих одноклассников по четыре выражения на вычитание двух чисел с переходом через десяток.

Закрепление на данном этапе проводится без использования графических схем, когда основное время работы отводится самостоятельному решению заданий для отработки вычислительных навыков с последующей проверкой.

Второй вид упражнения имеет творческий характер: составление выражений на изученное правило.

Проблемная ситуация заключается в том, что ребёнок сам составляет примеры для устных вычислений для своих одноклассников: здесь прослеживается линия выбора пар чисел: уменьшаемого и вычитаемого, - которые должны соответствовать новому правилу вычитания с переходом через разряд.

6. Рефлексия.

- Повторите правило вычитания двух чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

- Составьте алгоритм вычитания чисел по частям.

- Что для вас было новым на уроке?

- Какие важные выводы можно сделать на данном уроке?

На этом этапе происходит не только подведению итогов проделанной работе, но и выполняется работа по созданию инструкции, как действовать при вычитании двух чисел с переходом через разряд по частям. Эта работа необходима для того, чтобы дети смогли суммировать новые знания, полученные на уроке, и систематизировать их по порядку для создания алгоритма действия при подобных вычислениях.