Интегрированный урок (социально-бытовая ориентировка + технология) на тему "Уход за одеждой. Пришивание пуговиц". 5-й класс

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Цель: Ознакомление учащихся с основными правилами и приёмами ухода за одеждой, технологией пришивания пуговиц одежде.

Задачи:

Образовательная:

  • Формировать у учащихся умения и навыки пришивания пуговиц со сквозными отверстиями, выполнению задания по инструкционным картам.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать практические умения, мелкую моторику рук при выполнении ручных операций.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность в работе, опрятность, бережное отношение к своим вещам, прививать эстетический вкус.

Оздоровительные:

  • Научить соблюдать технику безопасности.

Социализации:

  • прививать навыки ухода за одеждой;

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Наглядность: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, работа на интерактивной доске, приложение.

Оборудование: ножницы, иглы, нитки, ткань, образцы разных цветов, мешочки с пуговицами разных размеров, цветов и разных по форме.

Ход урока

Организационный момент.

Настрой учащихся, подготовка к работе на уроке.

Учитель СБО:

Прозвенел звонок, всех собрал нас на урок,
Чтобы каждый очень просто
В жизни сам себе помог.

Учитель технологии: Тема, вроде, обычная, но урок будет необычный, его будут вести 2 учителя Ирина Николаевна и Оксана Владимировна.

Учитель СБО: - Ребята, ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, ложка, зеркало, и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Но сегодня мы вспомним один очень важный в нашей жизни предмет.

Учитель технологии:

Эту нужную вещицу
На одежде ты найдешь.
Если нет ее на месте,
Ты неряхой прослывешь.

Учитель СБО: Слайд 2. Что же это за вещица? Да, конечно, это пуговица. (Показывает большую пуговицу.) А сейчас вы посмотрите сценку.

Сценка

Действующие лица: Серёжа и Вадим.

Сережа. Спасибо тебе, Вадим, что ты пригласил меня на прогулку. Погода чудесная! Тепло, солнце! Птички поют! Красота!

Вадим. Разве это главное?

Сережа. А что главное?

Вадим. Самое главное – это себя показать. Посмотри, как на меня все смотрят. Это потому, что им нравится, как я одет. Ярко, как радуга. Вещи дорогие.

Серёжа. А по моему, в одежде главное не цвет, не цена, а аккуратность. Извини, но вон у тебя вместо пуговиц булавки торчат. Вот прохожие и удивляются, как можно быть таким неряхой. Вот почему они оглядываются на тебя.

Вадим. Ой, как стыдно! Пожалуйста, пойдем, пришьем пуговицы. (Снимает свой костюм и кладет на стол, герои садятся за парты.)

Учитель СБО подводит итог сценки.

- Ребята, так что же главное в одежде? (Цена вещи, ее яркость.) А другие мнения имеются? (Аккуратность.)

Чтобы одежда всегда была в порядке, и её можно было бы дольше сохранить в хорошем состоянии, надо аккуратно к ней относиться. Не только правильно и своевременно её стирать, но и вовремя ремонтировать. Одежда никогда не будет аккуратной, если на ней недостает пуговиц или на ней будут дыры.

Каждому из нас, прежде чем лечь спать, надо внимательно осмотреть свою одежду, которую утром предстоит надеть, почистить ее, погладить, пришить пуговицы, если они плохо держатся.

Да, самое главное в нашем внешнем облике – это аккуратность. И пусть слова, которые вы сейчас услышите, будут вашим девизом.

Понравиться всем
Высока вероятность,
Если в одежде своей
Соблюдать аккуратность.

Учитель технологии. Сегодняшний урок мы посвятим немаловажной детали нашего наряда – пуговице, научимся пришивать ее правильно к одежде.

- А чтобы узнать полную тему урока, вам нужно выполнить задание.

Слайд 3. Коррекционное задание:

Расставьте книги на полке, так, чтобы на корешках можно было прочитать тему урока.

Слайд 4. Тема урока: Уход за одеждой. Пришивание пуговиц.

Учитель технологии задает вопросы учащимся.

- Ребята, как вы думаете:

  • Для чего в одежде нужны пуговицы?
  • Что означает слово пуговица?
  • Какие виды пуговиц вам знакомы?
  • Из каких материалов изготавливают пуговицы?

- Вот на эти вопросы мы сегодня с вами на уроке попытаемся ответить.

- Итак, для чего нужны пуговицы? – ответы учащихся. Пуговицы служат для застёгивания и отделки платья.

- Что означает слово пуговица?

Учитель технологии. Слайд 5. Определение

Пуговица - застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей.

- Из каких материалов изготавливают пуговицы? Изготавливают пуговицы из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани. Слайд 6.

- Какие виды пуговиц вы знаете? Они бывают разных размеров, расцветок, форм. По форме встречаются – круглые, овальные, квадратные, треугольные. Слайд 7-12 - Магические – оберег, талисман. Учащиеся работают с таблицей “Символы пришивания пуговиц”.

Учитель СБО.

Задание. А сейчас, откройте свои мешочки. Достаньте из них, не подглядывая, пуговицы от большой к меньшей, выложите их в прямую линию. Сравните их. Чем они отличаются? (Размером, цветом, материалом, количеством отверстий). Рассортируйте пуговицы по количеству отверстий. А, теперь, рассортируйте пуговицы по форме. Какого вида бывают пуговицы?

Слайд 13 – с 2-мя и 4-мя отверстиями, на ножке.

Слайд 14-15. Физминутка – видеоролик.

Учитель технологии. Вопросы к учащимся:

- Какие инструменты и приспособления используются при выполнении ручных швов? Ответы учащихся.

Учитель СБО. Слайд 16.

- Перед вами таблица. Слова в ней написаны в любом направлении, кроме диагонального. Прочтите их.

Н О Ж И Г В О
Ц И Н А Л И Г
Ы Ь Н И Т Ц У
Т К А И К Ы П

- Правильно. Этих слов здесь пять: ножницы, нитки, ткань, игла, пуговицы.

Учитель технологии. - Молодцы! Разгадали все зашифрованные слова. А сейчас мы приступаем к практической работе “Пришивание пуговиц”. Положите перед собой ткань, иглу, нитки, пуговицы, ножницы. Правильно организуйте своё рабочее место в соответствии с правилами безопасной работы. У вас на столах находится инструкционно - технологическая карта “Пришивание пуговиц” -

Слайд 16 – “Способы пришивания пуговиц”.

- Вы будете сегодня учиться пришивать пуговицы ручным способом. Вы спросите: “А что здесь сложного?”. Согласна с вами, что пуговицы пришивать несложно. Но в каждом, даже самом простом деле, есть свои маленькие хитрости, которые помогают получить более качественный результат. В пришивании пуговиц тоже есть свои тонкости.

Учитель СБО. Сейчас мы их узнаем, но в начале повторим ТБ при работе с иглой и ножницами.

Слайд 17. Техника безопасности – учащиеся по очереди читают.

* при работе с ножницами:

- Передавать кольцами вперёд;

- Не класть на край стола;

- Не делать резких движений;

- Не держать остриём вверх;

- В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты;

- При окончании работы убрать на место.

* при работе с иглами:

- Во время работы не вкалывать иголки и в одежду.

- Хранить иглы в игольнице или подушечке;

- Не шить ржавой иголкой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться;

- Сломанные иглы сдать учителю.

Учитель технологии - Давайте приступим к работе, найдем необходимую пуговицу к изделию. Покажите, мне пуговицу, которую вы подобрали. /каждый ученик получает индивидуальное задание/

Итак, все справились с заданием, подобрали нужную пуговицу к изделию.

Затем подберем нитки и приготовим их к работе – вденем нитку в иглу.

Учитель:

- Какой длины взять нитку? Если взять очень длинную, то нитка все время будет путаться. Значит, слишком длинную нить вдевать не надо. А короткую? Тоже плохо. Почему? Потому что в этом случае придется часто менять нитку.

Учитель СБО - Как вдеть нитку в иголку? Желательно тем концом, который вы оборвали, ибо начало нити там. Люди, которые много шьют, утверждают, что так нитка будет меньше путаться. Для пришивания пуговиц нитку складывают вдвое.

Учитель технологии - Завязывание узелка. Завяжите узелок. Он должен быть без хвостика.

Приготовленную нитку с иголкой нужно воткнуть в игольницу – почему?

Слайд 18. Пришивание пуговицы учителем

Первая хитрость – это маскировка узелка с лицевой стороны под пуговицей. (Показывает.)

- А когда пуговица пришита, нужно отклонить ее в сторону и завязать узелок под пуговицей на “ножке” из ниток. Это вторая хитрость. (Показывает.)

Слайд 19 – способы пришивания пуговиц со сквозными отверстиями.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы:

План работы по пришиванию пуговиц со сквозными отверстиями “на стойке” - читать по цепочке.

1. Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы.

2. Закрепить нитку с узелком на лицевой стороне ткани.

3. Выполнить 2-4 стежка в отверстия пуговицы. При шитье пуговицу слегка оттягивать, чтобы она не прилегала к ткани.

4. Вывести иглу на лицевую сторону ткани, обвить нитки под пуговицей 4-5 витков для получения стойки.

5. Закрепить нитку петлёй на изнаночной стороне ткани.

Требования к качеству работы.

1. Пуговица не прилегает плотно к ткани.

2. Стойка из ниток упругая.

3. Нитка прочно и правильно закреплена в начале и в конце работы.

Учителя обращают внимание на ошибки, допущенные учащимися во время работы. Совместно с учащимися находят пути их исправлений.

Анализируют выполненные работы.

Закрепление новой темы.

- Для чего служат пуговицы в одежде? (Учащиеся отвечают “Для застёгивания и отделки одежды”).

- Ребята, трудно содержать свои вещи аккуратными? Что необходимо делать, чтобы не прослыть неряхой?

Учитель СБО. Спасибо, ребята, за участие! Гостям спасибо за присутствие на занятии. Вы ребята, соблюдайте правила техники безопасности, сложите все швейные принадлежности аккуратно в шкатулку.

Слайд 20. Учитель технологии. Собрать слово /Молодцы/

Выполните еще одно задание - соберите пуговицы от самой большой к самой маленькой, в соответствии с этим составите слово.

Слайд 21. Наш урок окончен. До свидания!