Устный журнал «Земля у нас одна»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (90,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели внеклассного мероприятия:

  • Формирование основ экологических знаний.
  • Воспитание бережного и ответственного отношения к живой природе.
  • Расширение представлений учащихся об этических правилах поведения в природе.
  • Развитие познавательных интересов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, плакаты по охране природы, костюмы животных для сценки.

Ход мероприятия

Слайд 1 – Обложка устного журнала.

Слайд 2 – видеофрагмент с изображением вращающейся Земли.

Музыка: И.С.Бах. Фуга Токката ре минор.

Чтение стихотворения на фоне музыки и изображения.

Учащийся:

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких лучах, наклонясь как гончар,
Варит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
Керамической печью космических бурь
Обжигает бока и наводит глазурь.
Наливает в тебя голубые моря,
И – где надо – закат, и – где надо – заря.
И когда ты отделан, и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем,
И отходит за воздух, за облака
Посмотреть на творенье издалека.
Ни отнять, ни прибавить – такая краса!
До чего ж этот шар гончару удался!
Он руками лучей, сквозь туманы светя,
Дарит нам свое чудо – бери, мол, дитя!
Дорожи, не разбей, на гончарном кругу
Я удачи такой повторить не смогу!

Слайд 3

1 ведущий: 4,5 миллиарда лет в бесконечных просторах Вселенной мчится удивительная голубая планета. Единственная и неповторимая – дорогая человеку Земля.

2 ведущий: Что же дорого человеку на нашей старушке Земле? Ее синева. Ее воздух. Ее речки. Леса. Ее звуки и запахи. Ее снег и цветы. И все живое, что на ней обитает: люди и комары, галки и мыши, зайцы и лягушки, кузнечики и слоны – все, что дышит, подает голосок, что называется очень хорошим словом – жизнь. Все нужно беречь. Все нужны на Земле.

1 ведущий: К сожалению, за последние 50 лет стало совершенно ясно, что человечество стоит на грани экологической катастрофы. Стремясь покорить и изменить природу, человек нанес Земле глубочайшие раны, вызвал глобальные, катастрофические, и часто необратимые, изменения.

2 ведущий: Не случайно наш устный журнал мы назвали вызывающими тревогу словами: “Земля у нас одна”. Перелистаем страницы журнала.

Слайд 4

1 ведущий: Страница 1. “Океан просит помощи!”. Эпиграфом к этой страничке служат слова известного французского писателя Антуана Сент-Экзюпери: “Вода! ...ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь”.

Слайд 5.

1 учащийся: Что важнее всего в биосфере? Атмосфера? Да, без воздуха, без кислорода нет жизни. Ну, а вода, обыкновенная вода? Менее она важна? Могут без нее существовать живые организмы?

2 учащийся: Более70% поверхности планеты занято океаном. Еще 3% - реки и озера. Гигантские ледники – это тоже вода, чистая, пресная, только затвердевшая. Еще недавно всем казалось, что в воде человечество не будет испытывать недостатка. И вот: многим странам уже недостает чистой воды, родниковая вода продается как товар или выдается по карточкам. Вода становится дорогим дефицитным сырьем.

3 учащийся: Почему же стало не хватать воды? Потому что пресная вода во все возрастающих количествах расходуется промышленостью и сельским хозяйством. На протяжении многих десятилетий человек сбрасывал отходы производства в ближайшие реку, озеро, пруд. И вот результат: потеря многих рек, озер планеты и гибель множества рыбы ценнейших пород.

4 учащийся: Рейн, одна из красивейших рек Европы, когда-то славилась лососями. Но в былые времена не только лосось, но и никакая рыбешка в Рейне жить не могла – так он был загрязнен. Комиссия Организации Объединенных Наций, обследовавшая Рейн, признала реку пригодной лишь для судоходства. Немцы смогли вовремя забить тревогу, сейчас Рейн возрождается.

5 учащийся: В 70-е годы ХХ века в США, в штате Огайо, произошло невероятное событие: воспламенилась река Кайахога. В нее долго сбрасывали промышленные отходы, в том числе и горючее. Пожар был нешуточный: река спалила две железнодорожные эстакады, переброшенные через нее. Самовозгоревшись, Кайахога покончила с собой. Теперь это сточная канава.

6 учащийся: Загрязнены и российские реки: Волга, Обь, Енисей, Кубань и многие другие. В бассейне реки Амур зарегистрированы неоднократные крупные разливы нефтепродуктов, здесь также сохраняется повышенное содержание фенолов, обусловленное сбросами неочищенных сточных вод в Китае, что придает рыбе специфический фенольный запах и делает ее непригодной для еды.

7 учащийся: В романе С. Лема “Солярис” изображена некая планета, где обитает мыслящее живое существо Океан. Если бы наш океан мог говорить, он бы сказал современному человеку: “Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня умудрился загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Вспомни, что ты натворил в ХХ веке.

8 учащийся: 1968 год. В Атлантическом океане близ Англии потерпел катастрофу танкер – нефтеналивное судно. Вся нефть нефтевоза оказалась в море. Нефтяная пленка покрыла 500 квадратных километров площади океана слоем в два сантиметра. Погибло множество живых организмов.

9 учащийся: 1972 год. В Персидском заливе, где пробурено множество нефтяных скважин, лопнула одна из труб, подающих нефть наверх. 22 дня нефть через пробоину выбрасывалась в море. На поверхности залива образовалось гигантское нефтяное пятно. Погибли гигантские черепахи, морские змеи, диковинные рыбы, многочисленные морские птицы. Птицы не в состоянии очистить перья, испачканные смазочным маслом, отравляются нефтепродуктами, попадающими в их организм.

10 учащийся: Океан замусорен. В него без раздумий сваливают все, что попало. Подсчитано, что в северной части Тихого океана плавает около пяти миллионов старых резиновых сандалий, приблизительно35 миллионов порожних пластмассовых бутылок и около 70 миллионов стеклянных поплавков. Все эти предметы – нетленные. Если их не выловить, они будут плавать хоть сто лет. И ведь они небезопасны для обитателей океана.

Слайд 6

2 ведущий:

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?

1 ведущий: Реки, озера, моря, океаны нас и поят, и кормят. Но если неуважительно обращаться с водой, она не станет ни поить, ни кормить, а нас же отравит. Так давайте же уважать воду!

Слайд 7

2 ведущий: Вторая страница журнала посвящена братьям нашим меньшим: “Защитим соседей по планете”

Слайды 8, 9

Чтоб дел не натворить бесповоротных
Перепиши скорей из Книги Красной
Названья исчезающих животных
И помоги им выжить в час опасный!
Они когда-то бегали стадами,
Но истреблялись их стада годами...
И превратились в мировую редкость,
И надо срочно проявить к ним чуткость!

1 учащийся: Немного истории. Цари, императоры, короли и герцоги во все времена любили поохотиться. Ассирийский царь Тиглатпаласар, живший в XII веке до нашей эры, известен как неистовый завоеватель. Но и не только. Он убил 1000 львов и очень этим гордился. К слову, в те времена ближний Восток кишмя кишел львами. А вот король Август Саксонский в XVII веке нашей эры за свою недолгую тридцатитрехлетнюю жизнь убил на охоте 3412 оленей.

2 учащийся: Буффало Билл не был королем и вообще не имел никаких титулов. Но он превзошел и Тиглатпаласара, и Августа Саксонского. Он убил 4280 бизонов. И не за всю жизнь, а за несколько лет. И произошло это во второй половине XIX века. Бизоны мешали строить железную дорогу, проходящую поперек материка Северной Америки, а стрелять бизонов было очень легко, так как они держались плотной массой.

Слайд 10

3 учащийся: Буффало Билл получал немалое жалованье за уничтожение бизонов – 500 долларов в месяц. И он был не один. А убивали тогда в прериях по нескольку миллионов бизонов в год. Когда американцы опомнились, на Великих равнинах осталось 800 бизонов. А сколько же их было до прихода сюда белых? Предполагают, что 75 миллионов. Америка содрогнулась: за сто лет было уничтожено самое большое стадо крупных зверей! Но американское общество нашло в себе мужество посмотреть правде в глаза и принять меры для спасения бизонов.

4 учащийся: Пока в Северной Америке убивали бизонов, в Европе мало-помалу исчезали их близкие родичи – зубры. Зубров истребляли в течение многих столетий ради вкусного мяса и прочных шкур. А после первой мировой войны в 1921 году в Беловежской пуще уже не осталось ни одного зубра. На Кавказе в двадцатые годы XX века бродил по лесам один единственный зубр, но пуля браконьера не миновала и его.

В зоологических садах и заповедниках разных стран ученые нашли 48 чистокровных зубров, часть их водворили в Беловежскую пущу. Стадо зубров удалось возродить за пятьдесят лет.

5 учащийся: Но не всегда все заканчивалось так благополучно. Куда больше историй про животных с постыдным для рода людского результатом. Началось все это давно. Многие ученые считают, что такие гиганты животного мира, как мамонт, шерстистый носорог и пещерный медведь исчезли с лица Земли вовсе не потому, что ухудшились для них условия обитания. Их уничтожили древние люди.

6 учащийся: В 1966 году у города Межирич на Украине было открыто доисторическое жилище, построенное из костей мамонта. А близ селения Амвросиевка на нижней Волге в большом овраге раскопали кладбище зубров. Как жесток был, по-звериному жесток был первобытный человек!

7 учащийся: Постойте, постойте, а не менее ли жесток, чем дикарь, современный человек?

Из-за утеса, как из-за угла
Почти в упор ударили в орла.
А он спокойно свой покинул камень,
Не оглянувшись даже на стрелка,
И как всегда, широкими кругами,
Не торопясь ушел за облака.
Быть может, дробь совсем мелка была,
Для перепелок, а не для орла?
Иль покачнулся ствол дробовика?
Нет, ни дробинки не скользнуло мимо.
А сердце и орлиное ранимо.
Орел упал..., но средь далеких скал...
Чтоб враг не видел, не торжествовал.

1 ведущий: “Самый страшный зверь на земле” - так гласит надпись при входе в один из германских зоопарков. Когда заинтригованный посетитель приближает свое лицо к массивным прутьям железной решетки, он видит самого себя. За решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись?

2 ведущий: К сожалению, нет. За последнюю тысячу лет человеком истреблено примерно 150 видов птиц и более 100 видов млекопитающих. Массовое истребление животных и растений вызвало необходимость создания Красной книги природы.

Сценка: “Крик животных”

Жирафа: Послушайте, что здесь происходит?

Сова: Понятия не имею. Вы не знаете, мартышка?

Мартышка: Лично меня вызвали персональной телеграммой-молнией: “Срочно явитесь общее собрание животных тчк подпись Лев”

Гепард: Гм, и я получил такую же телеграмму. Но зачем нас собрали?

Мартышка: Кто-то что-то у кого-то украл!

Лягушка: Мда, точные сведения... Ага, вездесущий воробей явился. Простите воробей, вы не знаете, что случилось?

Воробей: У медузы свистнули ухо.

Сова: Медузе свистнули в ухо? Ну и что?

Лягушка: Тише, тише, сам Лев явился!

Лев: Прошу присутствующих занять свои места. Друзья, я собрал вас в связи с чрезвычайным происшествием: человек создал Красную книгу.

Мартышка: Какой ужас!

Жирафа: А при чем здесь мы?

Лев: Человек – это страшное существо!

Мартышка: он вырубает леса.

Воробей: распахивает степи.

Лягушка: осушает болота.

Гепард: сооружает плотины.

Жирафа: загрязняет атмосферу и воду.

Сова: он убивает животных и разоряет гнезда.

Мартышка: Я боюсь человека!

Гепард: А зачем человеку Красная книга?

Лев: Природа – это величайший в истории изобретатель. Она, одна лишь она – Природа – с помощью эволюции за каких-нибудь три или четыре миллиарда лет терпеливо перепробовала множество вариантов всего живого. Многие поколения наших предков отдали свои жизни во имя того, чтобы мы с вами достигли нынешнего совершенства. Даже человек вынужден был признать, что простейшая живая клетка неизмеримо сложнее всего, что сделано человеческими руками.

Мартышка: Подумаешь! Я бы тоже могла превратиться в человека, мне предлагали, но я не захотела, для этого пришлось бы расстаться с хвостом, а что это за жизнь – без хвоста?

Лев: Без хвоста, мартышка? Как бы нам всем не остаться без головы?

Гепард: Снявши голову, по хвостам не плачут!

Лев: Вот именно! Друзья, все вы знаете человека! Это самый молодой член нашей семьи и, надо отдать ему должное, самый одаренный. Но, к сожалению, он отдалился от нас, поставил себя над нами. И вот, пока мы благодушествовали и смотрели на его проделки сквозь лапы...

Лягушка: сквозь ласты...

Сова: сквозь крылья...

Жирафа: сквозь копыта...

Лев: Повторяю, пока мы смотрели сквозь перечисленное, произошло самое страшное – человек создал Красную книгу! Красная книга – это сигнал бедствия, сигнал грозящей нам опасности. В Красную книгу он занес те виды растений и животных, которые почти исчезли с нашей планеты. Я боюсь, что он уничтожит и эти жалкие остатки, и нас с вами. Он уже стер с лица Земли тура и тарпана, бескрылую гагарку и дронта, стеллерову корову.

Гепард: Он объявил хищникам войну и устраивает на них облавы.

Сова: Он, человек, не понимает, что хищники поддерживают равновесие в природе. Вот, например, я. Я за одно лето уничтожаю более тысячи полевок, которые способны сожрать за этот срок тонну зерна. В отдельные годы мне и птицы не нужны, мне хватает мышей.

Лягушка: Давайте напишем человеку письмо. Пусть люди оставят нас в покое. Им же будет хуже, если они нас уничтожат. Ох, как тоскливо будет им одним в этом мире!

Жирафа: Но что же мы напишем ему? Начинайте Вы, Лев!

Лев:

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки...
Человек, ты послушай царя терпеливых зверей
И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
Я – последний из львов, но пускай за меня говорят
Лань в объятьях капкана, ползущего смога громадность
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость.

Жирафа:

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
И горластые чайки, по горло в мазуте.

Сова:

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину,
Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат, человек,
Только где и когда ты видал без подножья вершину?

Мартышка:

Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля,
Ты – хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас, ты пойми, разве будет Землею Земля,
Разве море останется морем?

Гепард:

Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки,
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Мы тебя не пугаем, но очень уж сети крепки,
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Лягушка:

Все твое на планете, а нашего нет ничего.
Мы уже лишь на чучела гожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного –
Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи.

Воробей:

Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю этой печальной Земли,
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут.

Лев:

Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверье.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее?
Вот глядит на тебя поредевшее царство мое,
Не мигая глядит, и почти ни о чем не жалея.
И совсем ни о чем не прося, ни коря,
Видно, в хоботы, когти и ласты судьба не дается.
Я с седеющей гривы срываю корону царя
И реву от бессилья, а что мне еще остается?

Слайд 11

1 ведущий: На Земле примерно 2 миллиона видов живых организмов, из них животных- 1,5 миллиона видов. За первые семнадцать столетий нашей эры человек уничтожил 50 видов животных, в XVIII-XIX веках – также 50 видов, за XX век - еще 100 видов. В Красную книгу России в настоящее время занесено 430 видов животных.

Слайды 12 -16

Слайды 17 - 31

2 ведущий: Современный человек уразумел, что звери, даже самые хищные, самые свирепые, никакие ему не враги. Животный мир – неотъемлемая часть биосферы. И мы не только не вправе обеднять, обкрадывать природу, сокращая численность зверей, птиц, рыб и других представителей животного мира. Мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы этот многообразный, многокрасочный мир живого процветал и умножался.

Слайд 32

Слайд 33

1 ведущий: Третью страницу нашего журнала “Жизнь сохраните живым” предваряют слова Константина Паустовского: “Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования”.

Слайд 34

1 учащийся: Первый человек жил в мире с деревьями. Но вот приблизительно 10 тысяч лет назад зародилось земледелие. Потребовались свободные куски земли. И тогда человек объявил лесу беспощадную войну. Сначала люди истребляли лес только потому, что он мешал им разводить скот и расширять пашни. Но уже древнеиудейский царь Давид возвел для себя дворец из кедровых деревьев.

2 учащийся: Сыну Давида Соломону отцовский дворец показался мал. Он послал в горы Ливана 80 тысяч дровосеков – заготовлять лес для нового дворца и храма. Цари Давид и Соломон, конечно, не смогли вырубить все кедры Ливана. Они только положили начало. Понадобилось еще три тысячелетия, чтобы от громадных ливанских кедровых лесов осталась только одна рощица. Деревья в ней пересчитаны. Их четыреста.

3 учащийся: В 1815 году Наполеон был сослан на остров Святой Елены. Остров выглядел мрачно. На нем не было леса, хотя лежит он в благодатном тропическом климате. А были ли здесь когда-нибудь леса? Были, да еще какие! Остров открыли в 1502 году португальцы. Они застали здесь сплошной лес, в котором преобладало черное эбеновое дерево.

4 учащийся: В 1513 году какому-то португальцу пришла в голову идея – выпустить на остров коз и свиней. Сказано – сделано. И козы, не встретив препятствия, сожрали всю прибрежную растительность. “Человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни” - эти слова принадлежат знаменитому путешественнику А.Гумбольту. Ученый не преувеличивал. Примеры судьбы ливанского кедра и эбенового дерева говорят сами за себя.

5 учащийся: Часто безрассудны и современные люди. Растет число туристов, по легкомыслию или незнанию вызывающих многочисленные лесные пожары. Не до конца погашенный костер, горящий окурок, осколок бутылочного стекла, брошенный на хорошо освещаемой солнцем лесной поляне и фокусирующий солнечные лучи на сухую подстилку – и вот лес уже заполыхал. 97% лесных пожаров происходит по вине человека.

6 учащийся:

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

7 учащийся: Леса – легкие нашей планеты, неутомимые труженики, фабрики кислорода, хранители вод и почвы. Они защищают от ледяных арктических ветров, регулируют жизнь гигантских рек, дают древесину очень высокого качества. Они щедро дарят нам то, что мы сами не можем вырастить ни в огороде, ни в саду, ни в поле – бесценные грибы, ягоды. Они дают кров и пищу зверю и птице.

8 учащийся: Нельзя представить себе леса и луга без цветущих травянистых растений. Но замечали ли вы, как красива поляна в цветах, и как сиротливо смотрит она в спину тем, кто опустошил ее, безжалостно оборвал ради сиюминутной прихоти приветливые венчики ярких цветков?

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное “стой!”.
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...

Слайды 35-37

2 ведущий: На Земле примерно 2 миллиона видов живых организмов, из них растений – 500 тысяч. В ближайшем будущем могут исчезнуть 20000 видов растений. В России взяты под охрану 533 вида растений.

Слайды 38-58, 59

1 ведущий:

Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

2 ведущий: Говорят, в Болгарии существует обычай: юноша, прежде чем жениться, должен вырастить три дерева. В Бразилии сложена поговорка: “Человек, посадивший за свою жизнь хотя бы одно дерево, прошел правильный путь”. Человеку – дружить с деревом, человеку – уважать дерево, человеку – сажать и растить деревья. Так во веки веков.

Слайд 60

1 ведущий: Мы переходим к последней странице нашего журнала и обращаемся к каждому из Вас: “Береги свою планету!”

Слайд 61

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!

2 ведущий: Природа – наш общий дом, дом всего живого на Земле.

Все организмы в природе взаимосвязаны, все полезны друг другу, и каждый вносит свой вклад в сохранение глобальной экологической системы - биосферы. Всякая жизнь уникальна, неповторима и бесценна. И именно человек – разумное существо – должен нести ответственность за сохранение жизни на Земле. Разрушая природу, мы причиняем ущерб не только самим себе, но и всем живым организмам – неповторимым созданиям природы.

1 учащийся:

Земного человека никогда
Не отделяйте от земной природы.
Он часть ее как воздух и вода,
Как дерево и горные породы.

2 учащийся:

Да, он изведал мысли торжество,
Он сочинил симфонии и оды,
Он сам творец, но творчество его
Есть повторенье творчества природы.

3 учащийся:

Когда творя по выкройкам ума,
Стучит искусной мысли молоточек,
Природа здесь работает сама,
А человек при ней – как переводчик.

4 учащийся:

Планету обживаешь словно дом,
Идешь по ней и мыслишь по-земному,
Там – открываешь сложное в простом,
Там – тонко сводишь сложное к простому.

5 учащийся:

Дерзай, работай, забывай покой!
Но помни в упоении законном:
Ты – мастер у Природы в мастерской,
Ты подчинен, как все, ее законам.

6 учащийся:

Так уважай в любые времена законы те,
И будь к себе построже,
Работай на нее, тогда она –
Работать на тебя согласна тоже.

7 учащийся:

Спасая, приручая и любя,
Зверей и птиц, растенья, земли, воды,
Не отлучай природу от себя,
И сам себя не мысли без природы!

1 ведущий: Пройдет много лет. Тысячи космических кораблей отправятся бороздить бесконечные просторы Вселенной.

2 ведущий: Но всегда, во все времена, для нас – детей Земли – будет действовать сила, которая не поддается описанию физическими приборами – это сила земного притяжения, запаха травы, шума дождя, синевы лазурного неба, песни жаворонка.

1 ведущий: “Есть такое твердое правило: встал рано поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету” - этими словами Антуана Сент-Экзюпери мы завершаем наш устный журнал.

Слайды 62, 63 – 89

Литература.

  1. М.Е. Ивин. Чтобы жить. Л. “Детская литература” 1974 г.
  2. С.В. Рянжин. Экологический букварь. СПб. Печатный двор. 1994 г.
  3. М. Константиновский. КОАПП. Серия публикаций.
  4. Р. Рождественский. “Монолог царя зверей”.
  5. С.И.Кирсанов. “Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар...”
  6. А.Плотников “Океан седой гремит набатно”
  7. С.Данилов “Земного человека никогда...
  8. Е.Карасев “На земле исчезают цветы”
  9. В. Шефнер “Лесной пожар”
  10. Н.А.Заболоцкий “Просьба”
  11. С.Вургун “Я должен над цветами наклониться...”
  12. Е.Евтушенко “Берегите эти земли, эти воды...”