Урок русского языка по теме «Разделительный Ъ знак». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с правилом употребления твёрдого знака, развивать мышление, тренировать память, расширять и активизировать словарь, воспитывать познавательный интерес.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на алфавит и назовите буквы, не имеющие себе пару среди заглавных букв. Почему? (Нет слов у нас в языке, которые начинались бы с этих букв)

Назовите лишнюю (ъ ы ь). Почему она лишняя? (гласная)

Что объединяет оставшиеся буквы? (не имеют звука)

Сегодня мы познакомимся с правилом употребления твёрдого знака.

II. Минутка чистописания:

ъе ъё ъя ъю съел объём объятья съёжился подъезд

- Составьте предложение со словом “объятья”

- Подчеркните основу предложения.

III. Повторение.

- Назовите слова с приставками

- Что такое приставка?

- Чем приставка отличается от предлога? Назовите предлоги.

- Рядом с каким словом можно поставить предлог У, чтобы смысл предложения не изменился? (У зимы раскрыты снежные объятья)

- Рядом с какими словами никогда не стоит предлог? (с глаголами)

IV. Введение в новую тему.

- Назовите слово с твёрдым знаком (объятья). Прежде, чем ответить на вопрос, где всегда пишется разделительный твёрдый знак, послушайте стихотворение Е.Солдатовой

— Ну ладно, — мягкий молвил.
Поделим, так и быть.
Места после приставок
Могу я уступить.
Приставка на согласную
Закончится — твоя.
Начнётся корень с гласных
Таких — е,ё,ю,я,
Там, твёрдый знак, и встанешь
Ведь мы с тобой друзья?
Все остальные случаи
Возьму на себя я.

- Так где же всегда пишется разделительный твёрдый знак?

V. Новый материал.

1. Работа с раздвижной таблицей

- Что же надо сделать со словами обедать, сели, чтобы они писались с ъ ?

(Идёт на доске работа с раздвижной таблицей, где отодвигаются части слова, переходящие в приставку. Слова обретают другой смысл).

Было так: обедать, сели.
Получилось, что всё съели.

Догадаться мы сумели, почему случилось так.

- Кто виновник? (Твёрдый знак) – (В.Волина “Весёлая грамматика” взято за основу и переделано мною)

1. Работа с учебником. Знакомство с правилом (с. 149)

2. Упр.351. Списать, выделить приставку и корень.

3. Индивидуальная работа с карточкой (выполняют дети, справившиеся с работой раньше)

VI. Физминутка со словами:

Мы шли, шли, шли, пирожок нашли.
Сели, съели и опять пошли

VII. Продолжение работы над новым материалом.

1. Запись под диктовку.

- В каком слове, произнесённом во время физминутки надо писать ъ? Запишите его с красной строки с большой буквы. (Съели) Запись слов проводится столбиком:

съели, съёмка, съедобный, разъярённый, подъёмный, взъерошенный.

2. Работа со словосочетаниями.

- На доске имена существительные. (Воробей, гриб, кран, хищник)

- Подберите к ним имена прилагательные из записанных под диктовку, образуйте словосочетания. ( К слову съели подбирают сами слово, вспоминая слова физминутки)

(Воробей взъерошенный, гриб съедобный, кран подъёмный, хищник разъярённый.)

VIII. Закрепление.

1. Узнай произведение, вставь пропущенные слова.

Корабельщики в ответ:
“Мы ... весь свет;
за морем житьё не худо”.
(А. Пушкин)

Повесил кто-то на заре такое ... :
“Открыта школа для птенцов”.
И ровно в пять часов утра
слетелась птичья детвора.
(Б. Заходер)

А дорога — далека,
а корзина — нелегка,
сесть бы на пенёк, ... бы пирожок...
(А. Шибаев)

Ближе, ну ещё немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
... все зёрна, ... все крошки
И спасибо не сказал. (....)

2. Слово съел очень часто употребляется не только в стихах, но и в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них:

- Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть

- Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

- Лесть без зубов, а с костьми съест.

- Дружные сороки и гуся съедят.

3. Запишите понравившуюся.

IX. Итог урока.

- Когда в слове ставится разделительный твёрдый знак?

- Образуйте слова с приставками (подъезд, отъезд, объезд, въезд, поезд)

- Какое слово образовалось без Ъ? Почему?

Домашнее задание: Правило! С.149, упр.352. Заменить выражение одним словом, составить предложение.

Индивидуальные карточки.

Карточка 1. Вставить, где нужно, разделительный “ъ”

С..едобный, пред..утренний, пред..явить, от..ыскать, с..ехал, об..едки, с..ёмка, по..думал, под..езд, раз..узнал, раз..яснил, со..жалел.

Карточка 2. Вставить “ъ” или “ь”.

Крыл..я, с..езд, здоров..е, об..явление, от..ехал, раз..езд, об..яснил, с..ёжился, под..ехал, сынов..я, в..езд, об..едки, счаст..е, под..ём, в..юга, об..единение.

Карточка 3. Вставить пропущенные буквы.

Под..ём, с..едобный, с..ёмка, в..едливый, с..ест, об..яснил, под..езд, раз..ярённый, вз..ерошенный, под..езжать, под..ёмный, пред..явить.

15.05.2015