Групповое тренинговое занятие "Мир наоборот"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: коррекция агрессивного поведения у подростков.

Задачи:

  • Обучение участников способам выражения гнева в приемлемой форме.
  • Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  • Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  • Составление участниками свода правил «Коррекция агрессивного поведения»

Время проведения: 60 минут.

Место проведения: учебный класс.

Оборудование: ручки, листы бумаги, бланки заданий.

Возраст участников: 12-13 лет

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Размышлялки» (3 мин)

Психолог предлагает детям по кругу назвать версии о том, что такое агрессия. Начиная со слов: «Агрессия – это…».

Слово ведущего: Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1977).

Вопросы аудитории:

  • Какая бывает агрессия?
  • Для чего человек становится агрессивным?

Агрессия может использоваться в нескольких целях:

– привлечение к себе внимания,
– как достижение какой-либо цели, например, борьба за первенство (инструментальная агрессия)
– получение удовольствия от агрессивных действий. Агрессия как самоцель (враждебная агрессия).

Но нужно различать самоуверенное энергичное поведение, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого причинить боль, навредить или разрушить.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей.
Часто агрессия носит защитный характер, за которой скрывается страх и тревога.

Виды агрессивных действий:

  • физическая агрессия (нападение),
  • косвенная агрессия (сплетни, взрывы злости, крики),
  • склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении),
  • негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы),
  • обида (зависть и ненависть к окружающим за их поступки).

Слово ведущего: Наше занятие сегодня называется «Мир наоборот»?
Прошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является миром наоборот?» (противоположное значение).
Дети произносят различные варианты ответов.

Слово ведущего: На самом деле, под «миром наоборот» можно подразумевать ВОЙНУ. И мы на занятии попробуем сравнить войну с агрессией. Провести параллель между этими двумя понятиями.

Упражнение: «Признаки войны» (5 мин.)

Суть: напишите, пожалуйста, у себя на листках признаки войны.

признаки войны

признаки мира

   
   

Упражнение «Агрессивное поведение» (10 мин.)

  • Подумайте о том, какие элементы агрессивного (воинственного) поведения вы встречаете здесь, в своем классе, в своей группе?
  • Когда человек агрессивен, как он выглядит?
  • Как он себя чувствует?
  • Как он себя ведет?
  • Что тебе кажется агрессивным?
  • Когда ты сам проявляешь агрессию?
  • Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Задание: Возьмите лист бумаги, поделите его вертикальной линией посередине. Слева запишите, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

Как проявляют агрессию ко мне Как проявляю агрессию я
   

Рефлексия. Предлагаю вам прочесть (по желанию) вслух, то, что вы написали в левой колонке.

Анализ упражнения:

  1. Бывают ли люди, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким – то другим способом?
  2. Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?
  3. Как ведет себя жертва агрессии?
  4. Как становятся жертвой?
  5. Что можно сделать, чтобы не стать жертвой?
  6. В чем проявляется равноправие между детьми?
  7. Как бы ты описал свое собственное поведение?

А сейчас, предлагаю вам прочесть (по желанию) вслух то, что вы написали в правой колонке.

Слово ведущего: Для того, чтобы не оказаться в роли жертвы. Необходимо соблюдать некоторые правила, которые мы с вами сейчас сформулируем.

Упражнение: «Личное расстояние» (5 мин.)

Вывод: Правило №1 «Не подходи близко к агрессору!»

Упражнение: «Глаза в глаза» (5 мин.)

Вывод: Правило №2 «Не смотри противнику в глаза!»

Вопрос к аудитории: В каких случаях возникает агрессия? (3 мин.)

Вывод: Правило №3 «Исключи случаи возникновения агрессии!»

Вопрос к аудитории: Что делать когда вы в гневе? (3 мин.)

Упражнение «Толкалки» (5 мин.)

Цель: снятие физического напряжения.

Инструкция: Группа делится на пары и взаимодействуют по 2 минуты на каждую позицию.

  • Толкаются ладонями,
  • Скрестив руки на груди,
  • Правыми руками,
  • Левыми руками,
  • Спинами.

Рефлексия.

Игра «Мухолов» (15 мин.)

Цель: Снятие физической и вербальной агрессии.

Инструкция: Группа встает в круг. В центре круга – мухолов со сложенной трубкой газетой в руках. Воображаемая муха перелетает у участников игры с одного плеча на другое. Мухолов ловит муху при помощи «мухобойки», которой он ударяет по плечу каждого участника.

Упражнение «Датский бокс» (3 мин.)

Вопрос к аудитории: Что делать когда на тебя напали? (3 мин.)

Слово ведущего: А теперь возвратитесь к таблице, на которой вы написали признаки войны. Постарайтесь теперь напротив этих признаков написать противоположные признаки, то есть признаки мира. (участники заполняю таблицу).
После выполнения задания аудитории предлагается по желанию произнести вслух признаки мира.

Рефлексия занятия

10.06.2015