Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Задачи уголка живой природы

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.

Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции - дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.

Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.

Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.

С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.

В 1997 году станции было выделено отдельное здание.

В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.

В настоящее время станция юных натуралистов №2 - это уникальное монопрофильное учреждение дополнительного образования эколого-биологической направленности, в котором работает 25 педагогов и занимается более 1900 обучающихся в 31 объединении. Станция юных натуралистов №2 имеет самый крупный уголок живой природы, находящийся в учреждении дополнительного образования г. Новокузнецка. На его базе осуществляется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследовательская, природоохранная и культурно-просветительская работа.

Станция юных натуралистов №2 - это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни. Задача Станции состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, социальный заказ, создать образовательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и подростков с 4-летнего возраста до 18 лет из всех образовательных учреждений района, одаренным детям, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детских домов, школ-интернатов, детям инвалидам.

С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?

С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.

Провели этикетирование растений и животных - Приложение 3. Сделать это нелегко. Надо определить формат этикеток, шрифт, материал, систему символов для характеристики экологических признаков вида, способ крепления этикетки и т.д. Итог нашей работы - подробные списки коллекций: ботанической и зоологической.

Следующий этап сбор информации о каждом виде растения и животного. Собрали библиотеку. Сейчас на станции более 2000 книг по комнатному цветоводству, животноводству, аквариумному рыбоводству, множество журналов, в папках - вырезки из газет и журналов. Собранные материалы по каждому направлению уголка живой природы отпечатаны, проиллюстрированы, сброшюрованы в альбомы-каталоги: “Зооцентр”, “Зимний сад”, “Аквацентр”.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.

Экспонаты уголка природы - живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в каждом отделе уголка живой природы, оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению животных, приготовлению кормов для них. В данных помещениях должно быть отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и животными: лейки, ведра, лопаты, грабли, сачки, скребки и др., вазонов, емкостей, а также садовой земли для пересадки и перевалки растений, песка, торфа, удобрений, кормов, сена, опилок для животных.

Организация экспозиций уголка живой природы - следующий этап нашей работы. Уголок живой природы на станции юных натуралистов №2 состоит из отдельных специализированных помещений - Зимнего сада, Аквацентра, Зооцентра. Разработали паспорт уголка живой природы – Приложение 1 и положение об уголке живой природы – Приложение 2.

Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.

Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.

Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.

Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.

Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.

Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.

Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.

Таким образом, на Станции юных натуралистов № 2 созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями “Зооцентра”, “Зимнего сада”, “Аквацентра”. Здесь можно покормить с руки, погладить, подержать в руках теплое живое существо - все это, помимо психотерапевтического действия - зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая - неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.

Уголок живой природы в образовательной деятельности

Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.

Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.

В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.

Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.

Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.

Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.

Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по станции всегда вызывают неподдельный интерес, так как сопровождаются показом богатейшей коллекции животных и растений, и возраст экскурсантов здесь не имеет значения.

Экскурсии на станции юных натуралистов проводятся обзорные - “Экскурсия по “Зимнему саду”, “Экскурсия по “Аквацентру”, “Экскурсия по “Зооцентру” и тематические - “Экология и растения”, “Приспосабливаясь к жизни на Земле”, “Удивительные цихлиды”, “Аквариум – искусственная экосистема”, “Роль растений в жизни человека”, “Удивительные обитатели планеты”, “Карта мира на окне”, “Особенности содержания волнистых попугаев” и т.п.

Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.

Комплексная программа “Наш дом – планета Земля” реализуемая в системе непрерывного экологического образования для младших школьников – один из таких примеров. Программа Наш дом - планета Земля” рассчитана на поэтапное ознакомление детей младшего школьного возраста со следующими объединениями: “Мой край родной”, “В мире растений”, “В мире животных”, “В мире экологии”, “В мире природы”.

Программа “Наш дом - планета Земля” комплексная, темы занятий в объединениях взаимосвязаны. Дети по объединениям движутся как по ступеням, от простого к сложному, от общего к частному, незаметно совершенствуясь. Комплексный характер программы активизирует процессы самопознания и самовыражения, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности, что достигается через непосредственное общение с живыми объектами уголка живой природы: комнатными растениями “Зимнего сада”, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися “Зооцентра”, рыбками и водными растениями “Аквацентра”. В этом заключается специфика работы в объединениях программы.

Педагоги на занятиях расширяют кругозор детей младшего школьного возраста, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся принимать участие в олимпиадах естественнонаучного направления, поможет самоопределиться в выборе дополнительного и профессионального образования.

Занятия в программе “Наш дом-планета Земля” состоят из теоретической и практической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Практическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.

Занятия по дополнительной образовательной программе “Наш дом-планета Земля”, проведение наблюдений, экскурсий, видеолектория, участие обучающихся в научно-практических конференциях, в конкурсах, проводимых Станцией юных натуралистов №2, ставших традиционными — все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.

Живой уголок станции юных натуралистов – это еще и центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности детей и подростков в Заводском районе. Исследовательские работы, выполненные обучающимися разных возрастов под руководством педагогов станции, неоднократно становились лауреатами региональных, областных и всероссийских конференций и фестивалей научно-исследовательских работ.

Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.

Литература

  1. www.royald. ru/encyclopedia/birth_help
  2. www.zooclub.ru/mouse/zayc/53-2.shtm
  3. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных [Текст]. / худож. В. Н. Куров.– Ярославль : Академия развития, 2003. – 240 с.
  4. Арнольд М. Растения. [Текст]. - М. : ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во АСТ, 2001. - 160 с.
  5. Вегер З. Разведение волнистых попугайчиков [Текст] / Зденек Вегер ; пер. с чешск. А. А. Тесаржевой ; под. ред. Е. В. Малаханова. – М. : Лесн. Пром-сть, 1987. – 175 с : ил.
  6. Все о животных. Рыбы и земноводные. [Текст]. – Минск : Харвест, 2000. – 528 с.: ил.
  7. Все о хомяках, кроликах, морских свинках. [Текст] / составитель С. В. Рыбалка. - М. : АСТ Донецк, Сталкер, 2007. - 286 с. : ил.
  8. Герд С. Е. Мой живой уголок. [Текст]. - Л. : Детгиз,1955.-175 с.
  9. Гусев В. Г. Живой уголок. [Текст]. - М. : Лесная пром-сть, 1977. - 176 с. : ил.
  10. Декоративные кролики. [Текст] / Д. Альтмана; перевод с нем. Е. Болдырева. - ООО Аквариум - Принт, 2007.- 64 с. : ил.
  11. Демянчик В. Т. Как лечить птиц. – Мн. : Современ. литератор, 1999. – 256 с.
  12. Ефремов А. В. Аквариум и его обитатели. [Текст]. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1992. – 192 с.: ил.
  13. Жданов В. С. Аквариумные растения. [Текст]. - М. : Лесн. пром-сть, 1973. – 160 с..
  14. Ильин М. Н. Аквариумное рыбоводство. [Текст]. - М. : Изд-во Московского университета, 1968. – 400 с. : ил.
  15. Коньков В., Личугина Г. Путешествие на ферму. – М. : Агропромиздат, 1989. -114 с.
  16. Кочетов А. М. Декоративное рыболовство. - М. : Просвещение,1991.-384
  17. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. - М. Просвещение,1984.-160 с.
  18. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму. - М. : Колос,1993.-303 с.
  19. Михайлов В. А. Хомячки. [Текст]. – М. : Дельта М, 2005. – 48 с.: ил.
  20. Михайлова В. А. Неразлучники. [Текст]. – М. : Вестник, 1999. – 96 с. : ил.
  21. Нерода М. Б. Декоративные кролики. [Текст]. – М. : Вече, 2004. – 64 с.
  22. Осипова Н. В. Лианы. [Текст]. : справочное пособие. – М. : Лесн. пром-сть. 1989. – 159. с. : ил.
  23. Остапенко В. А.., Морозов В. И. Певчие птицы. [Текст]. – М. : Эра, !991 – 45 с. : ил.
  24. Правдин И. Ф. Рассказ о жизни рыб. - [Текст]. – Петрозаводск. : Карельское книжное издательство, 1966. – 183 с.
  25. Рахманов А. И. Домашний зооуголок [Текст]. - Смоленск: Русич, 1997.- 544 с. : ил.
  26. Рахманов А. И. Карликовые декоративные кролики. [Текст]. : породы, содержание, разведение, профилактика заболеваний. – М. : Аквариум ЛТД, 2000. - 160 с. : ил.
  27. Родина В. А. Цветоводство в школе. [Текст]. : пособие для учителя. / ред. Нехлюдова А. С.. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. – 144 с.
  28. Сергиенко Ю. В. Полная энциклопедия комнатных растений. [Текст]. / Ю. В. Сергиенко. – М. : АСТ, 2007. – 319 [1] с. : ил.
  29. Смирнов Б. В. Новый справочник птицевода. [Текст]. / Б. В. Смирнов, С. Б. Смирнов. – Ростов н/Д: - Феникс, 2007. – 221, [1] с.
  30. Содержание животных в живом уголке средней школы. [Текст] : помощь учителям биологии, руководителям юннатских кружков. - Казань, 1975. - 25 с.
  31. Фрей Г. Твой аквариум. [Текст]. / Г. Фрей, пер. с нем. В. А. Афанасьева. - М. : Кон-К, 1991.- 128 с.
  32. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. - М. : Кладезь,1996. - 260 с.
  33. Цирлинг М. Б. Аквариум и водные растения. [Текст]. - С.-Петербург : Гидрометеоиздат,1991. - 256 с.
  34. Чегодаев А. Е. Красноухая черепаха. [Текст] : 99 советов. Уход и содержание. – М. : ООО Аквариум-Принт, 2006. – 112 с. : ил.
  35. Шереметьев И. И. Аквариумные рыбки. Полная иллюстрированная энциклопедия. [Текст]. – М. : Изд-во Эксмо; Донецк : Изд-во СКИФ, 2004. – 432. с. : ил.
  36. Шефер К. Ваш аквариум. [Текст]. / Клаус Шеффер, пер. с нем. К. Ф. Лунина. – М. : ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 96 с. : ил.

1.05.2015