Урок окружающего мира «Жизнь пресного водоема». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с растительным и животным миром водоёма;
  • Учить анализировать текст и делать выводы;
  • Формировать навык работы в парах;
  • Развивать познавательный интерес учащихся, развивать умение применять в работе ранее полученные знания;
  • Воспитывать доброту, любовь к родному краю, бережное отношение к природе, окружающему миру.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, презентация “Жизнь пресного водоёма”.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Начинаем наш урок.
Звонок зовёт нас в загадочный мир,
В таинственный мир природы.

Презентация “Жизнь пресного водоёма”

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

- Почему луг называют природным сообществом?

- Как животные приспособились к жизни на лугу?

- Что можете сказать про этих обитателей луга? (слайд 1)

- Как человек использует луга?

- Как человек может нарушить экологическое равновесие на лугу?

- Назовите кормовые растения луга.

Индивидуальные карточки.

Карточка 1

Найдите соответствие:

ЛЕС

ЛУГ

волк
кузнечик
рысь
лиса
шмель
перепёлка
ласка
цветочная муха

 

Карточка 2

Найдите соответствие:

ЛЕС

ЛУГ

зверобой
колокольчик
рябина
липа
мятлик
берёза
лютик
пихта
тимофеевка

III. “Открытие” нового знания. Работа над новым материалом.

- Мы продолжаем изучать природу родного края.

- А что именно будем изучать?

Давайте обратимся к теме нашего урока. (слайд 2)

Я предлагаю вам ответить в конце урока на следующие вопросы:

(записать вопросы на доске)

- Можно ли пресный водоём назвать природным сообществом?

- Существует ли в водоёме экологическое равновесие?

- Как рыбы приспособились к жизни в воде?

- Вначале давайте вспомним, какие бывают водоёмы?

(искусственные и естественные; пресные и солёные)

Составление схемы на доске.

ВОДОЁМЫ:

Пресные Солёные
река море
пруд океан
озеро  
канал  
водохранилище  
ручей  

Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление.

- А есть ли жизнь в водоёме? Подумайте.

Самостоятельное чтение текста с 194 – 196. (5 – 6 мин)

- Что вы узнали о растениях и животных пресного водоёма? (слайды 3 - 14)

Информация для учащихся.

Рогоз и камыш растут по берегам. Корнями они прикреплены ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. У рогоза семена собраны в темно коричневый початок.

Стрелолист – многолетнее (реже однолетнее) растение, вырастает до 80 см. У растения листья стреловидные, крупные, заостренные, а плавающие - лентовидные. Цветки стрелолиста крупные, белые, реже розоватые, собраны в кисти. На побегах растений образуются клубни.

Ряска - самое маленькое цветковое растение, плавающее на поверхности. Оно не прикреплено ко дну и используют питательные вещества растворенные в воде. У ряски внутри есть полости. Осенью они заполняются водой, и ряска опускается под воду. Так она зимует. Весной полости заполняются воздухом, и она поднимается.

Всё лето ряска растет, размножается и покрывает весь водоем.

Кубышка зацветает в конце мая и цветёт всё лето.

Семена распространяются с потоками воды. Корневища с корнями перезимовывают, и весной на поверхности водоёмов снова развертываются красивые листья и цветки кубышек.

Кувшинка. Многолетнее растение (1,5 –2,5 м.) Цветки в диаметре 10–20 см. Цветет кувшинка все лето. Корневище – толстое, темно-бурого цвета. В нем есть система воздухоносных каналов, для дыхания, для удержания на поверхности и для прочности тканям. Плавающие листья в диаметре 10-30 см. Молодые листья красноватого цвета, а с возрастом становятся сверху – темно-зелеными, а снизу – красновато-фиолетовыми.

Стрекозы — самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч. Питаются они мухами (до 40 мух в день), комарами, мошками и другими насекомыми. Личинки стрекозы развиваются в воде, дышат жабрами. Они хищники, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб.

Клопы-водомерки стремительно бегает по поверхности воды.

Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут.

Они – хищники, питаются мелкими насекомыми.

Длина жука - плавунца -2,5 – 3,5 см. Плавунцы –хищники. Они охотятся за другими водными насекомыми, за головастиками, мальками. Дышат плавунцы необычно, они выставляют из воды кончик брюшка и набирают под свои жесткие надкрылья запас воздуха. Набрав воздуха, они снова опускаются вниз.

Двустворчатые моллюски. Мягкое тело их защищено раковиной, которая состоит из 2 половинок- створок. Питаются они, всасывая в своё тело воду с водорослями и другими мелкими живыми существами.

Они являются санитарами водоема.

Моллюски. Живут они на водных растениях. Дышат воздухом.

Питаются листьями и стеблями водных растений, на которых обитают.

Карась питается растениями, личинками насекомых, червями, моллюсками. Он переносит загрязнение воды илом и может жить там, где другие рыбы гибнут. Враги у карасей - окуни, щуки и другие хищные рыбы.

Рак питается разлагающимися растения, а после зимовки и линьки питается животной пищей: останками погибших животных, моллюсками, личинками ручейника и другими насекомыми, головастиками, лягушками. Глаза состоят из отдельных глазков, объединенных в одно целое. Если рак теряет конечность, то сразу по завершению линьки отрастает новая. Дышит рак жабрами.

На удлиненной челюсти расположено множество мелких и крупных зубов.

Щука (хищник) неподвижно подкарауливает добычу. Нападает внезапно, сильным броском, хватая жертву поперек тела, а затем поворачивает ее головой себе в глотку.

V. Творческая работа в группах.

Докажите, что водоём – природное сообщество. (Обсуждение в парах, ответы учащихся).

Значит можно сказать, что все обитатели водоёма живут сообща.

VI. Беседа. Роль растений в водоёме.

- Дом для животных.

- Пища для животных.

- Источник кислорода. (Записать в тетради)

Очень часто человек вмешивается в жизнь водоёма. Тем самым он нарушает экологическое равновесие. (Слайды 13 – 14)

Уничтожаем двустворчатых моллюсков. Но они очищают воду от частичек глины, микроскопических водорослей. Вода становится мутной…

Человек загрязняет водоёмы. Вода становится мутной. В мутную воду мало проникает солнечный свет, будут погибать подводные растения, меньше будет кислорода в воде. Начнут погибать растения, все обитатели водоёма…

Если уничтожать головастиков, будет меньше лягушек. Тогда будет больше комаров и мошек. А это разносчики различных болезней, иногда опасных для человека…

- Самостоятельно прочитайте дома “Надо ли охранять болота?”

VII. Рефлексия.

- Что новое узнали на уроке? - Подумайте, что здесь лишнее? (слады 15 – 16)

- Какие экологические проблемы наших водоёмов?

Самооценивание.

Оценивание работы учащихся.

VIII. Домашнее задание.

- Прочитать с. 191 - 200

- Составить правила “Как вести себя у водоёма”

- Заполнить таблицу: “Животные пресного водоёма”

Животные водоёма
Моллюски Земноводные Насекомые Грызуны Рыбы
         

Литература

  1. “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. М. “Просвещение” 2011
  2. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 4 класс. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. М. “ВАКО” 2010
  3. http://fotki.yandex.ru/users/m2633/view/75689
  4. http://fotki.yandex.ru/users/aselyunin/view/48956
  5. http://festival.1september.ru/articles/602975/

1.05.2015