Урок окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма. Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в работе ранее полученные знания.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том числе к водоёмам.

Ход урока

Вспомните о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (о луге и об обитателях луга)

Слайд 1 луг

Как можно назвать луг в целом? (природным сообществом)

Почему луг называют природным сообществом? (Все живые существа, живущие на лугу, связаны друг с другом)

Какие животные обитают на лугу? (небольшие животные, которые могут найти себе пищу, насекомые)

Сейчас мы с вами вспомним, каких животных, и растения мы можем с вами увидеть на лугу. Это животные и растения.

При правильном ответе появляются картинки (полёвка, бабочка, трясогузка, бабочка Махаон, Коростель, шмель, Кобылка– семейство саранчовых, кузнечик, клевер, гусеница.) Галочкой отметьте правильный ответ.

По очереди прочтите вопросы, запишите ответы:

Карточка № 1

    1. Мелкий зверёк из семейства грызунов, напоминающий мышь. (Полёвка)
    2. Насекомое, своими крыльями напоминающее цветок. (Бабочка)
    3. Небольшая птичка с бело– серо– чёрным опереньем, питающаяся вредными насекомыми. (Трясогузка)
    4. Большая бабочка желтой окраски с чёрным рисунком на крыльях. (Махаон)
    5. Птица, которая предпочитает не летать, а бегать. Издаёт скрипучие звуки. (Коростель)
    6. Полосатый труженик, перелетающий с цветка на цветок и опыляющий их. (Шмель)
    7. Сестрица кузнечика из семейства саранчовых. (Кобылка)
    8. Зелёный и прыгучий герой многочисленных сказок, песенок и стихотворений. (Кузнечик)
    9. Его красные пушистые цветы как магнит притягивают все травоядных, потому что под яркими лепестками скрывается чистый мёд. (Клевер)
    10. Личинки бабочки, которая интенсивно питается, растёт, пока не превращается в куколку. (Гусеница).

Карточка №2.

 

2. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

Слайд 2

Сегодня мы с вами продолжим изучение природных сообществ и рассмотрим жизнь пресного водоёма.

  • Какие бывают водоёмы? (искусственные и естественные)

  • Какие водоёмы относятся к естественным? (реки, озёра, моря, ручьи, океаны)

  • Какие водоёмы относятся к искусственным? (водохранилище, пруды, каналы)

  • А почему они называются искусственными? (они созданы человеком)
  • Нужно заметить, что пресные водоёмы играют в природе большую роль. Они являются источником пресной воды на земле. (Щелчок)
  • Давайте повторим типы пресных водоёмов (Слайд) по 2 щелчка

Какой водоём изображён на плакате? Слайд. Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.)

Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

  • Как вы думаете, а есть ли жизнь в водоёмах?

Действительно, это лесное озеро.

  • Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.
  • Что вы можете сказать о поверхности озера? (Она покрыта маленькими зелёными листочками.)
  • Это ряска – крошечное растение, плавающее на поверхности воды.

(Возвращаюсь к озеру)

Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, камыш.)

  • Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности.
  • На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена– колючки, цепляющиеся за одежду.
  • Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
  • Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник?

В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

  • Какую роль выполняют растения в водоёме?

А) вырабатывают кислород
Б) пища для животных
В) дом для животных

Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте о ком идёт речь. (Загадки сопровождаются показом слайдов)

– Ползает наоборот,
задом наперёд.
Всё под водой
хватает клешнёй. (Рак.)

У родителей и деток
вся одежда из монеток. (Рыбы.)

Каких речных рыб вы знаете?

На дне, где тихо и темно,
лежит усатое бревно. (Сом.) (Счёлк)

Хвостом виляет,
зубаста, а не лает. (Щука.)

Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

У кого глаза на рогах,
а дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.  (Стрекоза.)

Пёстрая крякушка
ловит лягушек,
ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд )

А каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником, страница 192-193

Прочитайте какие животные обитают в пресном водоёме.

Работа в тетради (стр 64 № 2) (Страница 66 № 5)

А ещё ребята в пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.

(Стр 66 № 6)

(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука – карасятами.)

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

  • Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.)
  • Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём– это природное сообщество, в пресной воде рек, ручьёв, прудов, озёр таится чудесный мир в котором обитает множество растений и животных.)

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике на странице 196 -198,

(Чтение по цепочке.)

  • Какие беды принёс человек водоёму?

(Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных)

  • Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

(Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек– будет много комаров и мошек)

5. Подведение итогов урока.

  • Что нового узнали на уроке?

Мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они взаимосвязаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме.

  • А что такое водоём?
  • Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.

6. Домашнее задание

Составить памятку “Как вести себя у водоёмов”

(Учебник стр-191-200, тетрадь страница – 64 № 1,стр-65 № 3)

Презентация