Как строится текст. Начало текста

Разделы: Начальная школа


Педагогические задачи: создать условия для наблюдения за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся восстанавливать начало предложенного текста; получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: общеучебные – овладение умением восстанавливать начало текста, исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру; логические – осуществление анализа текста.
  • Регулятивные: проводить работу по предложенному плану; оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
  • Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, строить понятные для слушателей высказывания, уметь задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Оборудование: запись на доске, конверты с заданиями для работы в парах,

Презентация упражнений для глаз, фотографии, аудиозапись.

Ход урока

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок для нас!
Станьте все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Урок русского языка начнем.

Я хочу начать урок следующими словами: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Ж.Ж.Руссо

Пусть эти слова будут напутствием на уроке.

Посмотрите, какое указание над нашим уроком? (развитие речи)

– Что такое речь? (Всё, что мы говорим, пишем, читаем)

– Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная)

Сейчас мы немного поиграем. Игра называется “Какая это речь”. Девочки поднимают руки, когда услышат об устной речи, мальчики – о письменной.

а) два товарища беседуют;

б) ученик отвечает урок;

в) ученик пишет на доске;

г) бабушка написала письмо;

д) мама читает газету;

е) учитель объясняет урок;

ж) мама пишет записку дочке;

з) дочка читает записку.

2. Каллиграфическая минутка.

А сейчас открываем тетради, оформляем начало работы.

Запись в тетрадь (число, классная работа комментировано). Повторение правил посадки, положения тетради.

- Что вы видите на следующей строке? (буквы е, т, с, к, т)

Переходим к чистописанию, сначала приготовим руки, пальцы рук.

Упражнение “Алые цветки”.

- Прежде чем писать, что вспомним? (высота, наклон, одинаковое расстояние между буквами)

- Из букв можно составить слово. (на доске переставляем буквы) – текст, тест, стек – запишем. Какие здесь соединения? (Приписывания)

3. Актуализация опорных знаний.

Перед нами три слова. Слева даны признаки определения. К какому слову подойдут данные признаки? К слову текст.

- кто согласен? (хлопают)

- кто не согласен?

Правильные признаки текста оставим, а неправильные уберем.

Выйти, озвучить определения, которые подходят к слову текст (кто согласен – хлопаем), какие не подходят, убираем.

  • Текст состоит из нескольких предложений.
  • Текст состоит из нескольких предложений.
  • Предложения в тексте объединены общей темой.
  • Предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу. 
  • Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. 
  • Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
  • Текст имеет название – заголовок.
  • Заголовок не связан с основной мыслью текста.
  • Заголовок указывает на то, о чём пойдет речь в тексте.

У меня две карточки. Первую прочитают девочки: Что я знаю? Вторую прочитают мальчики: Что я узнаю? В какую часть доски я должна повесить первую карточку? Почему? (эти правила, мы знаем)

Вторую карточку на новую половину доски крепим.

Готовы узнать новое?

4. Постановка темы, целей урока.

По началу урока вы поняли, что работаем сегодня с текстом. Прочитаем тему. Какую цель поставим перед собой? Наблюдать, как строится текст, определять, подбирать начало к тексту. А чтобы узнать что то новое, мы должны работать как? (активно, слаженно)

Что нас ждет? (работа в группе)

5. Работа в группах.

В каждом конверте есть инструкция и задания к упражнению №1 с.50 уч.

1 группа

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Придумать и написать заголовок. _________________

4. Ответить на вопрос: Как называются домики для скворцов?

2 группа

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Придумать и написать заголовок. _________________

4. Ответить на вопрос: Где развешивают скворечники?

3 группа

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Придумать и написать заголовок. _________________

4. Ответить на вопрос: Почему люди заботятся о скворцах?

6. Обмен информацией. Выступление групп.

Отвечающий записывает ответ на доске.

7. Физминутка.

8. Запись в тетрадь окончания текста.

9. Упражнения для глаз (презентация), работа с буквами

10. Работа в парах.

Упражнение №2 Выбор начала текста.

Объяснение выбора начала текста.

Запись получившегося текста.

11. Итог урока.

  • Над какими частями текста мы работали? (начало текста, окончание текста)
  • Что для нас было новым? (выбирать начало текста)
  • Какая работа понравилась?
  • Что было трудным?

12. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

! -  работали хорошо, у вас всё получилось;

? –  если остались вопросы, вы с чем-то не справились.

Я поставила оценки за работу на уроке:

13. Домашнее задание: упр.2 с.51 уч. - дописать текст.

22.04.2015