Мастер-класс «Интерактивное оборудование на уроках русского языка в 5–11-х классах при подготовке учащихся к ГИА»

Разделы: Русский язык


Слайд 1

1. Актуальность, технология опыта.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий  и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 9  и 11 класс, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. 

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.

Слайд 2

Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. 

Слайды 3, 4, 5

Расскажу только о тех формах работах, которые использую достаточно часто и считаю наиболее эффективными при подготовке к итоговой аттестации.

Слайд 6

Начиная с 5-го класса,  активно  использую интерактивные презентации как способ  контроля знаний и умений обучающихся. Приоритетом использования интерактивной презентации является, во-первых, тестовая форма предлагаемых заданий, во-вторых, доступность и простота создания. Цветовое исполнение, возможность ввода слайдов с подсказками, анимационные эффекты делают интерактивную презентацию привлекательной для ребят. Давайте попробуем!

Слайды 7, 8

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет делать записи от руки поверх открытых текстов  и сохранять информацию. Это позволяет сэкономить время (не нужно писать на доске мелом) и разнообразить деятельность учащихся. В течение всего периода обучения выполняем задания, которые встречаются на экзаменах, различного рода мониторингах и контрольных работах. Вот пример подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий в 8 классе.

Слайд 9

А это пример использования интерактивной доски на уроках закрепления по теме «Лексика» в 6 классе.

Слайд 10

При подготовке к итоговой аттестации интерактивное оборудование незаменимо: решение заданий ЕГЭ и ОГЭ, заполнение бланков, выполнение отдельных заданий.

Слайд 11

Подключение к сети Интернет позволяет на уроках использовать возможности интернета: это коллективное решение электронных тестов с мгновенной проверкой, работа со словарями и справочниками.

Слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17

Слайд 18

Со следующего учебного года мы переходим на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  в котором  метапредметным результатом освоения программы по русскому языку является:
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров.

Текстовые  задания являются самыми сложными заданиями на итоговой аттестации: в 9 классе это сжатое изложение прослушанного текста и сочинение, в 11 классе – сочинение-рассуждение по данному тексту.  Без сжатого изложения учащийся  не может набрать минимального  количества баллов, необходимого для сдачи основного государственного экзамена.

Слайд 19

Совершенно убеждена, что к текстовым  заданиям  необходимо готовить учащихся в течение всего периода обучения.
По мнению психологов, краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст  кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8–9-х классов могут сделать такой пересказ. Как же научить школьников писать сжатое изложение? Я продемонстрирую вам один из возможных приемов работы над сжатым изложением.

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

Слайд 20

 «Сегодня на уроке мы будем учиться писать  сжатое изложение. Вспомните, пожалуйста, из курса начальных классов, что такое изложение. Верно, изложение – это пересказ какого-либо текста. Кстати, в 19 веке оно носило название «переложение». Но мы должны научиться писать сжатое изложение»

Скажите, чем отличаются эти замечательные русские матрешки? Правильно, объемом. Вот также и текст. Большая матрешка – это исходный текст, средняя – это подробное изложение, а все последующие – это сжатое изложение. Значит, чтобы получилось сжатое изложение, текст нужно сократить. Как это можно сделать?

Слайд 21

Первый способ  сокращения или сжатия текста – ИСКЛЮЧЕНИЕ. Нужно убрать все лишние слова  и оставить только главные. Попробуем?

Работа на интерактивной доске

Слайд 22

Кругом все оставалось спокойным.  Лесную тишину нарушали только два вертолета. ( второе предложение можно убрать, это подробности, а их можно исключить).

Давайте попробуем сжать текст  при помощи второго приема «упрощение»– замена сложных синтаксических конструкций более простыми.

Работа на интерактивной доске.

Слайд 23

1. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.( И Куприн работал наравне со всеми.)

Следующий прием сжатия текста – обобщение. Нужно  выявить общие признаки и объединить единичные существенные факты в одно целое. Другими словами, можно составить из нескольких предложений одно.

Работа на интерактивной доске.

Слайд 24

Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, но не стареют лишь его книги. (Годы проходят, но не стареют книги писателя._)

МОДЕЛИРОВАНИЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА)

А теперь попробуем написать сжатое изложение сами. Работаем в части сжатия текста.  

Слайд 25 (рекомендую обратиться к сайту «Капканы ЕГЭ и ГИА», раздел «Учимся писать изложение. Тренинг»)

Слайд 26

Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено. При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например, 
1) вместо слова «характеризуется» – «хар-ся», «является» – «явл-ся»; 
2) если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П); 

Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для ориентации по тексту. 
Помните, что на этом этапе главное – понять содержание текста!

Прослушаем текст. (Аудиозапись.) с 29-ой минуты.

Этот же текст перед вами  в печатном варианте. Обратите внимание, что текст необычный: он раскрашен разными красками. Каждый цвет – это способ сжатия текста:

Слайд 27

зелёный цвет – обобщение. Составить из нескольких предложений одно.
красный – исключение подробностей. Нужно убрать все лишнее и оставить только главное.
синий – упрощение. Объединение однородных членов предложения, замена сложных синтаксических конструкций простыми

 Вам необходимо сократить текст, используя все три приема сжатия текста. Попробуем? Мы должны помнить, что при сокращении текста необходимо сохранить основную мысль всего текста и каждой его части. Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца (и на экзамене их будет 3).

Работа над сжатием текста по группам: по абзацам.

Проверка выполнения задания.

Слайд 28

Времена меняются. Приходят новые поколения, у которых, казалось бы, все не такое как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем, почему-то, остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в свое время волнует все тоже: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится. Как отличить увлечение от настоящей любви. 35 слов

Слайд 29

Слайд 30 (полученный текст)

Юношеская мечта о любви – это, чтобы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании, ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками, проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию, да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов понять.    24 слова

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33 – полученный текст

Любовь – это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом все то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на все то, что составляет наш мир.

36 слов

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Получилось сжатое изложение. Итог: был текст, в котором 159 слов, стал – 93.

Слайд 37

Советы коллегам: аудиозаписи текстов можно скачать на сайте ФИПИ в разделе «Открытый банк заданий ОГЭ. Орфография.»

Слайд 38

РЕФЛЕКСИЯ (результаты деятельности)

В  моей педагогической практике  три выпуска со сдачей экзамена по русскому языку в  9 классе в новой форме. К счастью, все мои ученики сдали русский язык, и успеваемость составила 100%, да и качество знаний  неплохое.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Русский язык 9 класс ГИА
Успеваемость 100/
район 94.76/
область 89.7
Качество 75/
район 58.24/
область 51.4
Ср. тестовый балл 30.3/
район 29.6/
область 28.3
Макс.41

Русский язык 9 класс ГИА
Успеваемость 93% (1 ученик)/
район 89.6/
регион 87.9
Качество 67/
район 50.39/
регион 47.71
Средний балл 29.87/
область 27.9
Ср. отметка 3.8/
область 3.5

Русский язык 9 класс ОГЭ
Успеваемость 100%/
Район 85.41
Регион
Качество 57.1/
район/32.11
Регион
Ср. отметка 3.71/
Район 3.23
Регион З.5

Я убеждена, что хороших результатов можно добиться только в том случае, если готовить учащихся к экзамену в течение всего периода обучения в школе. Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ОГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят:

Слайд 39

«Дорогу осилит идущий!»

Слайд 40

Спасибо за внимание. Благодарю за помощь. Творческих успехов Вам, коллеги!

Приложение 1

Приложение 2