Античность. Древняя Греция. Архитектурный словарь

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Знакомство, обобщение, актуализация знаний по греческой архитектуре, греческим ордерам.

Задачи:

  • Изучение конструктивных деталей архитектурных ордеров при первом знакомстве с данной темой;
  • Повторение, обобщение, актуализация знаний основных понятий на любом этапе изучения МХК: эпох Древнего Рима, Возрождения, классицизма, неоклассицизма, ампира в Западной Европе и России;
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.

Слайд 2. Акрополь. Святыней каждого греческого города был акрополь – верхний город – который служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра города. Одним из высших достижений греческой архитектуры является комплекс Афинского Акрополя, восстановленный после изгнания персов в 5 в до н э. “Золотым веком Афин” называют время правления Перикла. С его именем связан расцвет Афин. Именно Перикл замыслил превратить крепость города, где находились главные его святыни, в памятник славы и величия Афин. Осуществление этого плана было поручено Фидию. Под его руководством вырос замечательный архитектурно – скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой зданий. До наших дней сооружения Акрополя дошли поврежденными и разрушенными, но не утратили своей благородной красоты и спокойного величия.

Акрополь – “верхний город” - укрепленная возвышенная часть древнегреческого города.

Слайд 3. Акротерий. Скульптурное украшение по углам фронтона здания.

Слайд 4. Амфипростиль. Тип храма, перед двумя противоположными торцевыми фасадами которого располагался один ряд колонн.

Слайд 5. Антаблемент. Горизонтальное балочное перекрытие, опирающееся на колонны и поддерживающее двускатную крышу. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз.

Слайд 6. Архитектура. Искусство строить и украшать здания.

Слайд 7. Архитрав. Нижняя балка из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся на колонны.

Слайд 8. База. В архитектуре: расширенная нижняя часть колонны, столба или пилястры.

Слайд 9. Каннелюры. Вертикальные желобки в стволе колонны. Каннелюры подчеркивают функцию колонны как вертикальной опоры и рассредоточивают яркий свет по всему объекту.

Слайд 10. Капитель. Украшенная верхняя часть колонны, столба или пилястры, на которую опирается балка, арка или свод. Дорическая капитель состоит из квадратной плиты с прямыми краями и круглой в плане подушки. Ионическая капитель имеет два изящных завитка – волюты. Коринфская капитель украшена орнаментом в виде листьев аканфа.

Слайд 11. Карниз. Верхняя выступающая часть антаблемента, поддерживающая крышу здания. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Тем самым предохраняя стену здания от стекающей воды.

Слайд 12. Колонна. Вертикальная опора, возвышающаяся на стереобате. Роль колонны в греческой архитектуре была велика и многообразна. Колонны опоясывали храм, определяя его внешний облик. Выстраиваясь вокруг городской площади, колонны образовывали портик. Жизнь греческих городов протекала на фоне или под сенью колонн. Опытные каменотесы из отдельных цилиндров – барабанов, скрепляя их между собой втулками, без всякого связующего раствора складывали колонны. Затем обтесывали, полировали их, достигая такой точности, что колонна казалась выточенной из монолита.

Слайд 13. Курватура. Нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания. Греки использовали этот строительный прием, чтобы устранить ощущение чрезмерного давления кровли на основание постройки. Особенно успешно курватура использовалась древними зодчими при строительстве главного храма Афин – Парфенона. Обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже 11,5 см). Колонны создают иллюзию распахнутого в стороны фасада, поэтому каждая колонна по периметру храма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к центру. “...Рука гения, построившего Парфенон, на несколько миллиметров проникла в камень, сблизила и расставила, где это необходимо колонны, наклонила их, изогнула антаблемент и подняла кверху углы фронтона – и ожили и материалы, и конструкция, и скульптура, и периптер, и скала, на которой он стоит. И заставила на протяжении 2500 лет всех смотрящих на Парфенон и вспоминающих о нем переживать полную, сложнейшую гамму ощущений – от эпического спокойствия до глубочайшего потрясения прекрасным” (А.Буров).

Слайд 14. Метопы. Прямоугольные плиты, украшенные скульптурой, часть дорического фриза. Рельефные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов; западного – битва афинских героев с амазонками; северного – разрушение Трои; южного – схватка греков с кентаврами.

Слайд 15. Наос (целла). Внутренняя основная часть храма, в которой находилось изображение божества. “Греческий храм не имел окон, довольствуясь скудным освещением через входную дверь. Целла греческого храма была лишь для статуи бога, охраняя ее от непогоды и осквернения, но самостоятельного эстетического, архитектурного содержания она не имела. Греческий храм был только чудесной оправой с темным, немым, мертвым ядром” (Б. Виппер).

Слайд 16. Ордер архитектурный. Определенная система сочетания несущих и несомых частей здания. Классическая ордерная система сложилась в Древней Греции. “Человек – мера всех вещей”. Эти слова, высеченные на фронтоне храма в Дельфах, соответствуют не только ордерной системе, но и всей архитектуре Древней Греции. В ордерной системе отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Математические, пропорциональные соотношения частей ордера соотносятся с реальными размерами человека. Не даром именно у греков возникли такие заменявшие колонны образы, как могучие атланты и стройные кариатиды. Основные греческие ордера: дорический, ионический, коринфский. Греческий ордер выдержал испытание временем. Его применяли и через 500 лет древнегреческие зодчие, и через 2000 лет в эпоху Возрождения, а затем барокко и классицизма, и даже в XX веке.

Слайд 17. Ордер дорический. Дорический ордер назван по одной из главных ветвей эллинской народности – дорийцам, обитателям Пелопоннеса. Ордер отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, сдержанностью в применении декора. Колонна не имеет базы, ствол колонны сужается кверху. Поверхность колонны прорезана вертикальными продольными желобками – каннелюрами, капитель напоминает сплюснутую подушку. Фриз делится на триглифы и метопы.

Слайд 18. Ордер ионический. Ионическому ордеру, живописному и декоративному, присущи стройность и женственность. Название ордера происходит от ионийцев, которые населяли центральные Балканы. Изящная ионическая колонна имеет в основании базу, меньше сужается кверху, капитель имеет два изящных завитка – волюты. Вместо фриза с триглифами и метопами у ионических построек непрерывный рельефный фриз. Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора.

Слайд 19. Ордер коринфский. Коринфский ордер развился из ионического во второй половине V века до н.э. От ионического он отличается более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев аканфа. О происхождении капители существует легенда, по которой Каллимах, коринфский мастер, проходя мимо гробницы, увидел корзинку, поставленную на аканф и обвитую молодыми побегами. Восхищенный новизною вида и формы, мастер сделал несколько колонн по этому образцу и определил их соразмерность.

Слайд 20. Парфенон. Главный храм Акрополя – Парфенон – совершеннейшее творение всей греческой архитектуры. Храм посвящен богине Афине Деве (Парфенос), покровительнице Афинского государства. Парфенон построен архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. По своему плану Парфенон – дорический периптер размером 70*30 м, окруженный 46 колоннами. Трудно назвать более прославленное сооружение. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты, которое возникает благодаря ясному чувству меры и гармонии.

Слайд 21. Периптер. Основной тип греческого храма, прямоугольное здание которого с четырех сторон обрамлено колоннами. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном (восточном) фасаде плюс одна колонна (2п + 1).

Слайд 22. Пиргос. Высокий выступ скалы, позже городская башня. Справа от парадного входа на Акрополь на пиргосе расположился храм Бескрылой Ники. Этот небольшой ионический четырехколонный амфипростиль построен архитектором Калликратом.

Слайд 23. Портик. Галерея на колоннах, чаще всего – перед входом в здание; особенно распространен портик в архитектуре античности и классицизма. Три различных портика украшают входы в Эрехтейон – храм Акрополя, посвященный Афине и Посейдону. В одном из них роль колонн выполняют фигуры девушек – кор. Это знаменитый портик кариатид на южной стене.

Слайд 24. Пропилеи. Торжественный парадный вход на Акрополь – Пропилеи – построил архитектор Мнесикл в 437-432 гг до н.э. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены квадратными углублениями – кессонами, рас крашенными в синий цвет с золотыми звездами. Пропилеи были увенчаны фронтонами.

Слайд 25. Простиль. Тип храма, перед входом с восточного фасада которого располагался один ряд колонн.

Слайд 26. Стереобат. Ступенчатое каменное основание храма, состоящее из трех ступеней. Верхняя ступень называется стилобатом и служит постаментом для храма. “Постамент со всех сторон поднимается тремя уступами. Их не надо понимать как ступени, недаром они слишком велики для человеческого шага: подобно постаменту статуи, они поднимают храм над землей, изолируют его от окружающего” (Б.Р.Виппер. Искусство Древней Греции).

Слайд 27. Триглифы. Прямоугольные каменные плиты с тремя вертикальными желобками в антаблементе дорического ордера, которые чередуются с метопами. Триглифы помещаются над каждой колонной и в промежутках между колоннами. По своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок кровли.

Слайд 28. Фриз. Средняя часть антаблемента, лента украшений из фигур или орнамента на античных храмах. Например, фриз Парфенона проходит вокруг всего здания и считается одним из самых замечательных памятников искусства. На рельефе изображено более 350 человеческих фигур и около 250 животных, и ни одна фигура в точности не повторяется. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м Фидий изобразил торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. Каждые четыре года афинские девушки торжественно вручали жрецам храма пеплос – священное покрывало, вышитое ими для богини.

Слайд 29. Фронтон. Вертикальное треугольное поле под двускатной крышей здания, часто заполнялось скульптурным украшением.

Слайд 30. Эрехтейон. Храм на Акрополе, посвященный богине Афине, богу Посейдону и мифическому царю Эрехтею. Согласно мифам он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. Планировка Эрехтейона учитывает неровности рельефа. Храм разноуровневый, три различных портика примыкают к нему, один из них – портик кариатид.

Литература

  1. Гнедич П.П. История искусств. – М. : ЭКСМО, 2002
  2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М. – 1972
  3. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М. – 1997
  4. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М. : Просвещение, 2003
  5. Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М. – 1996