Романтический мир раннего Блока

Разделы: Литература


Цель урока: углубить понятие о символизме; соотнести философию В.Соловьева с творчеством  А.Блока; проанализировать стихотворение А.Блока «Вхожу я в темные храмы.

Задачи:

  • Общие: сформулировать основные черты символизма как литературного направления, произвести анализ стихотворения с содержательной, образной и языковой стороны;
  • Межпредметные: проследить «музыку» стиха, живописность образов;
  • Личностные: соприкоснуться с высокой поэзией символизма, обогащающей личность глубиной содержания, образностью и художественностью языка.  

Слово учителя.

– Вспомним основные черты символизма. Предыстория создания.
(В 1892 г. Дмитрий Мережковский публикует книгу стихов «Символы» и обосновывает необходимость нового миропонимания в трактате «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Затем в 1894 г. Валерий Брюсов в предисловии к первому выпуску сборника Русские символисты» пишет: «Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
Но все эти заявления были лишь подступам и к существу нового течения. Настояший русский символизм начинается на рубеже 1890-1900-х годов, когда «младшие символисты» (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) обратились к философии  мыслителя и поэта Владимира Соловьева, который одухотворил художественные искания своих молодых современников высокими идеалами любви, добра и красоты. «Поэзия символистов, – отмечал Н.А.Бердяев, – выходила за пределы искусства, и это была очень русская черта. Период так называемого «декадентства» и эстетизма у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал искания духовного порядка, и к мистике. Вл.  Соловьев был для Блока и Белого окном, из которого дул ветер грядущего».
Русский символизм опирается на способность поэзии к «интуитивному прозрению сущности бытия. Обычному восприятию дана лишь внешняя видимость мира, но за грубой и лживой корой скрываются непознанные глубины истинной жизни; мир – двойственен, и лишь поэт способен услышать «зов другой души» (Вл. Соловьев)…
Иными словами, писатели-символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: мы живем в мире, который имеет иерархию. Есть мир высший и есть мир низший. Низший – это реальность, действительность, где человек проживает земной путь (мир тела), он материален, предметно выражен, рационален, имеет начало и конец. И есть другой мир. Мир бесконечного, небесного, где царствует дух. Он непредметен, иррационален ( не мысль торжествует, а чувство, интуиция). Человек живет в мире земном, предметном. Но душа стремится к духовному миру, прекрасному, совершенному. Вл. Соловьев развил учение о единении, соборности двух миров. Эта мысль и определила взгляды символистов. Мостиком между двумя мирами является творчество. Через  творчество приблизиться к высокому. Творчество – путь, когда человек поднимается над плотской жизнью. Творчество – понятие иррациональное, интуитивное. Если творчество преображает человека духовно, значит оно жизнеустроительная сила. Талант (поэт, композитор, писатель) – у него   особая миссия жреца, пророка,  он наделен способностью приближаться к совершенному, духовному.
В этом контексте задача писателя – отправляясь от мира реального , проникнуть в мир истинный, ирреальный и тем самым приблизиться к Высшему разуму. Символ –  словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию. Для символистов мир, жизнь многомерны, сложны и неисчерпаемы. Истина не дана, а скрыта и в глубине космической жизни, и в глубинах человеческого духа.)

Учитель: влияние философии Владимира Соловьева на творчество А.Блока. (Лекция)

«Младшие символисты» видели в символе «окно в Вечность», в иные, таинственные миры. Это было Претворение в поэтическом видении идей Вл.Соловьева, который утверждал, что миром правит Мировая Душа, Вечная Женственность. Идея заимствована у немецких романтиков (Гете, Новалис, Тик и др.), которые все земное рассматривали через отношение к небесному, вечному и которые верили в скорое пришествие Души Мира–Софии – Царицы Небесной, что станет знаком изменения и преображения всего сущего. Блок наиболее воспринял тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».
Мистический образ носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги» и образ поэта –  ее жреца, рыцаря, служителя  были усвоены Блоком и претворились в «Стихи о Прекрасной Даме» еще и в связи с личными романтическими переживаниями – увлечением Любовью Менделеевой. В этой книге Любовь принимает характер возвышенно служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а Владычице Вселенной»:

…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,  
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаещь Ты.
(«Прозрачные, неведомые тени…»)

Сюжет блоковского сборника – это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Участники этого сюжета – «он» и «она». Встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Мотив ожидания, томление, напряженное вслушивание, всматривание, угадывание, предчувствие – вот на чем строится цикл. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная женщина, каждое свидание с которой открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту.  «Она стройна, высока,//Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека» или встречает «на закате».
С другой стороны она – мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной Жены».Безмолвная, невидимая и неслышимая, Она бесплотное средоточие веры, надежды, любви лирического героя.

Анализ стихотвоения  А. Блока «Вхожу я в темные храмы…».

– Какой предстает героиня всего цикла стихов о «Прекрасной Даме»? (Только образ, лишь сон о Ней», Не слышны ни вздохи, ни речи», ничего от земной женщины, образ создан воображением, верой героя).
– Как создается образ такой, неземной женщины?
а) Назовите контекст, в котором образ появляется и живет? (В атмосфере храма: мерцание лампад, ласковые свечи, высокие колонны – знаки атмосферы храма).
б) В каком контексте живет образ? (Значимость имен, которыми называет герой свою даму :Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Милая).
в) Через что создается контекст? (Эпитеты, сопровождающие образ, расширяют пространство – «озаренный образ», «отрадные черты», «Ты– Милая»).
– В каких знаках является этот образ? («Улыбки, сказки, сны» – знаки внутреннего мира человека, т.е. знаки иррационального мира– эмоции, воображение, подсознание. Образ Божественный в своей неземной сути: в ее чистоте, святости, красоте души).
– Мы знаем, кто Она? Откуда? (Не знаем. Мотив тайны, загадки лежит в основе создания ее образа).
– Как переживает лирический герой свое ожидание встречи? Какими глаголами передано его психологическое состояние? (Жду, дрожу, верю).
– Дрожу. Объясните это напряженное психологическое состояние героя. Почему так важна встреча для героя? (Встреча перевернет весь его мир, преобразит его. Эта встреча как надежда на достижение идеала).

          /        /                /   
Вхожу я в темные храмы,                                     Стихотворение состоит из 4-х.строф.

Совершаю бедный обряд.                                     Размер: трехударный дольник.
            /                /             /                                     Стопа: разносложная с ударением  на разных слогах.
Там жду я Прекрасной Дамы                                4 строфы – четверостишия
                                                                                 
В мерцаньи красных лампад.                               Рифмовка: АВАВ – перекрестная (амфибрахий)

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный, 
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам 
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки, сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

В основе дольника лежит традиционный стихотворный размер, который время от времени нарушается: между ударными слогами может находиться 1-2 (до 3-х) безударных. Таким образом, ритм создается не равномерным чередованием ударных и безударных слогов (как в силлабо-тонической системе), а выравненностью количества ударений в стихах (как в тонической системе).

Домашнее задание: стихотворение наизусть, анализ стих., пересказ лекции.

15.04.2015