Урок ОРКСЭ на тему «Икона». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Познакомить с иконами.
  • Установить, чем икона отличается от картины.
  • Рассказать, о чем молятся православные христиане перед иконой.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  • Развивать умение наблюдать и делать выводы.
  • Развить умение выдвигать гипотезы о различиях иконы и картины.
  • Учить переносить полученные знания в жизнь.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с доступом к Интернету, толковый словарь В.Даля, мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

Проверка домашнего задания (Слайд 2):

  • Что называем храмом? Повторение устройства православного храма. Для чего люди приходят в храм?
  • Что такое благословение? Кто может благословлять?
  • Может ли православный христианин молиться без иконы? Как вы понимаете выражение “Казанская Богоматерь”?
  • Расскажите известные вам правила поведения в храме. 
  • Что такое иконостас, какие иконы всегда присутствуют в иконостасе? Где находится в храме иконостас? Что называется Царскими вратами? Что находится за иконостасом? (Слайд 3 )

ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: Православный храм нельзя представить без икон и сегодня на уроке мы поймем, что такое икона, узнаем, чем она отличается от картин и её значение для христианина.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Кто знает, что такое икона? (Ответы детей).

Учитель предлагает обратиться к словарю. (Слайд 4)

Толковый словарь В. Даля: ИКОНА ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль.

- Работа над смыслом пословиц, приведенных В.Далем в словаре.

Какие ещё есть источники информации? ( Ответы детей)

Информация из Википедии:

Икона  — в христианстве (главным образом, в православии,  католицизме  и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

- (Слайд 5 ) Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В русском языке сохранилось название иконы “образа” . Бог сотворил мир, дав ему образ. В христианской культуре, каждый человек хранит в себе Образ Бога. Интересно, что слово безобразный обозначает “без образный”, другими словами, не имеющий в себе образа Бога или несуществующий. Прежде всего, это относится к душевной красоте.

Иконы создают по определенным правилам, они предназначаются для молитвы. В отличии от картин, об авторах икон обычно судят ко косвенным источникам. Иконы не принято подписывать, но иконописцы всегда почитались церковью и людьми. Один из известнейших и почитаемых русских мастеров иконописи - Андрей Рублев (Слайд 6).

РАССКАЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА ОБ АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.

Если картину называют окном в мир, то про икону можно сказать, что это окно в мир невидимый. 

Работа с учебником . Стр.52 – чтение текста.

- Почему христианин каждого человека воспринимает как святыню?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Работа в тетради :

Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52

Слово “икона” в переводе с греческого языка означает _________ . Библия говорит, что каждый человек – это _____________________. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как ___________. Поэтому люди _____________ друг другу.

СВЕТ ИКОНЫ.

Давайте сравним икону и картину, и посмотрим, чем они отличаются по манере написания и содержанию.

- На картине все события происходят в одно время, а на иконе могут быть запечатлены события, происходящие и в разное время и в разных местах, так как на иконе прошлое, настоящее и будущие существуют одновременно, они не подчинены закону земного мира. О Боге мы не можем сказать, что он сказать "был" или "есть", или "будет" — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет и не изменяется. (Слайд 7 )

- Самое главное в иконе -это Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны и как бы смотрят на стоящего перед иконой. К “личному” относятся и руки, а так же жесты изображенного на иконе. На иконе не только лики, а все имеет смысл – и сюжет, и краски, и свет, и жесты. Как в книге – словами записан текст. Так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия. (Слайд 8 )

- На картине здания пропорциональны людям и показывает события внутри себя, а на иконе здание только указывает на место, где происходят библейские события. (Слайд 9 )

- На иконе используется обратная перспектива, линии не сходятся вдали, а расходятся, и кажется, что не вы смотрите на икону, а икона, как бы, смотрит на вас. (Слайд 10 )

- На иконе вокруг ликов святых можно заметить свечение, так называемый нимб. (Слайд 11 )

-На иконе свет исходит из глубины ликов и фигур, как символ святости, нет теней. (Слайд 12 )

- Каждый цвет имеет свой символ. (Слайд 13) Посмотрите на значение основных цветов :

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому символизирует свет.

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.

Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.

Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Работа с учебником стр.52-53.

- Почему на иконах нет теней?

- Откуда на иконах проступает свет? Какую роль он играет, сто символизирует?

- Что символизирует нимб над головой святого?

- Чем отличается изображение пространства на иконе от картины?

- Каким старым и точным словом можно назвать состояние, которое передают глаза святых?

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Работа в тетради. Задание 2. (Слайд 14)

Дополни схему “Чем икона отличается от картины”.

ИКОНА И МОЛИТВА.

На картину люди любуются, рассматривают её, а перед иконой молятся.

Обращение православного к иконе способствует очищению души. В ответ на молитвы, иконы могут творить чудеса: лечат, помогают человеку преодолеть трудности. Так как они являются проводником к Богу. (Слайд 15)

Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение служителей церкви и соблюдать ещё некоторые другие правила. Икона создается молитвой и для молитвы.

В христианстве считается, что молиться можно не только за себя, но и за другого человека. Так, например, родители могут молиться за детей, который в силу возраста еще не совсем понимают смысл молитв, главное, чтобы молитва была искренней. Часто христиане обращаются к священнослужителям с просьбой помолиться о них.

Чтобы напомнить человеку о его стремлении стать ближе к Богу, существуют иконы, но они не молятся вместо человека, а лишь служат напоминанием , о том, что человек может стать лучше. Так при виде образа верующий человек как минимум кратко помолится. Человек молится не иконе, а перед иконой. Икона еще напоминает человеку и то, что нужно стремиться жить как святые, жить так, чтоб любовь к людям стояла выше самоугождения и шла из сердца.

Работа с учебником стр.54-55.

Иконы, по содержанию, делят на три вида:

- Иисуса Христа (Слайд 17)

- Богородицы Марии (Слайд 18)

- Православных праздников(Слайд 17)

- Святых(Слайд 20)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовить рассказ про иконы по выбору: - Иисуса Христа , Богородицы Марии ,Православных праздников, Святых.

Рассказать про символику цвета на иконах (по выбору – один из цветов)

V. ИТОГ УРОКА: (Слайд 21)

- Что понравилось?

- Что узнали нового?

- О чём еще хотели бы узнать?

- Что осталось непонятным?

VI. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ.

14.03.2015