"Лев и собачка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: познакомить детей с новым произведением Л.Н.Толстого.

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из текста;
  • формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем умение работать в паре.

Ход урока

1. Орг. момент.

Поднимите красивые глазки на меня. Поздоровайтесь с нашими гостями. Начинаем урок литературного чтения. 

2. Создание ситуация успеха.

Прочитайте фразу на доске. Как вы ее понимаете?

“Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н.Толстой”

Сделаем ее девизом нашего сегодняшнего урока.

3. Актуализация знаний.

Посмотрите на выставку книг, как вы думаете, какая книга лишняя и почему?

(“Ворона и лисица”, потому что ее автор И.А.Крылов, а остальные написал Л.Н.Толстой”.

Тогда назовите тему нашего урока. (Мы продолжим с вами знакомится с произведениями Л.Н. Толстого.)

Но, чтобы начать новое, мы с вами что должны сделать? (вспомнить прочитанные произведения)

У некоторых из вас есть карточки с отрывками из произведений Толстого.

У кого карточка №1. (карточки у хорошо читающих детей)

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые прыгали в воду, но им было тесно в парусе...

Как называется это произведение? (Акула)

Карточка №2. Что перепутано в тексте:

Акула плыла прямо на мальчиков.

- Назад! Назад! Вернитесь! Акула!- закричал артиллерист. Ребята услышали и вернулись на корабль.

Карточка №3.

Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Как называется это произведение? (Филипок)

Карточка №4.

Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи.

(Прыжок)

И последняя пятая карточка:

На самом верху мальчик вытянулся во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесил шляпу на край последней перекладины, а сам взобрался на макушку мачты.

4. Решение учебной задачи

И так, мы вспомнили прочитанные произведения и пора переходить к новому. Давайте заполним таблицу:

Знаю

Л.Н.Толстой - автор рассказов “Филипок”, “Прыжок”, “Акула”

Он очень любил детей, открыл школу и сам там работал.

Хочу знать

Что-то новое из жизни писателя.

Прочитать новые рассказы Л.Н.Толстого

Узнал

Последнюю колонку мы заполним в конце урока..

5. Определение темы урока.

Посмотрите на рисунок, определите ,о чем будет произведение? (Ученики делают вывод: о животных)

Почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение “ Лев и собачка?” Что может произойти в рассказе с таким названием?

Действие рассказа происходит в Лондоне. А где это? Лондон- это столица Англии. Давайте посмотрим карту. Найдем столицу России и проложим путь до Лондона. Чтобы добраться на самолете нам понадобиться 16 часов.

Но Л.Н.Толстой никогда не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – “Лев и собачка”.

6. Первичное восприятие рассказа.

Словарная работа. (слайд-соедини стрелками)

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание,  эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

  • Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
  • Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
  • Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
  • Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
  • Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
  • Издохла – умерла.
  • Засовы – большие дверные задвижки.

Сядьте по-удобнее, и внимательно начнем читать  эту историю.

Читать будем с остановками, поэтому положите рядом карандаш. Читаем по цепочке.

  • Первая остановка: Как вы думаете, что будет дальше?
  • Вторая остановка: чем закончится рассказ?

7. Физминутка

Немного отвлечемся от прочитанного произведения и отдохнем.

8. Первичный анализ прочитанного.

- Назовите главных героев были.  (Лев и собачка). 

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Прочитайте, как лев смотрел на собачку, когда впервые увидел ее?

- Почему же он не растерзал ее, посмотрите на иллюстрацию, сравните льва и собачку.

- Какими словами автор пишет о собаке?

- Как лев относился к собаке?

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Вторичное восприятие материала.

А сейчас возьмите листок в клетку и попробуем выразить свое отношение к одному из героев с помощью синквейна. Заодно и вспомним, что это такое. (это стихотворение из пяти строк).

Алгоритм составления синквейна

Кто? Что? Существительное
Какой? 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает о данном персонаже? Фраза из 4 слов
Кто? Что? Существительное
(Новое имя героя)

Девочки составляют синквейн на собачку, а мальчики на льва. Памятка по составлению на доске.

Зачитывание нескольких синквейнов.

9. Итог урока

Дополните фразу “Оказывается, животные как и люди умеют .....

Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока и добавим последнюю строчку.

Знаю

Л.Н.Толстой - автор рассказов “Филипок”, “Прыжок”, “Акула”

Он очень любил детей, открыл школу и сам там работал.

Хочу знать

Что-то новое из жизни писателя.

Прочитать новые рассказы Л.Н.Толстого

Узнал

Новое произведение Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

10. Домашнее задание.

На двух листах. На одном листе вы пишете 3 вопроса по данному произведению, на втором отвечаете на эти вопросы. Завтра меняемся своими вопросами с одноклассниками, они будут на них отвечать, а вы их проверяете по своим ответам.

Спасибо за урок!

Список литературы.

  1. Литературное чтение 3 класс, Климанова Л.Ф.
  2. Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие),
  3. Козлова Г.И. Справочный материал о писателях, изучаемых в начальных классах. Сыктывкар, 1992.
  4. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русккого языка. М. “Просвещение”, 1989.

14.02.2015