Сходство и различия в строении клеток прокариот и эукариот

Разделы: Биология


Цели для учащихся: научиться выделять черты строения прокариот и эукариот, их сходство и отличительные признаки, понять, в чем единство происхождения всех живых организмов

Цели учителя: организовать работу по изучению прокариот, по составлению сравнительной характеристики эукариот и прокариот.

Работа на уроке сопровождается компьютерной презентацией

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация и постановка цели урока Предлагаю учащимся вспомнить, какие 4 царства существуют среди живых организмов? Опираясь на знания за предыдущие разделы биологии, дать характеристику дробянок (бактерий). Подумать, почему же эти организмы выделили в отдельное царство? Чем они отличаются от эукариот? Почему они процветают, несмотря на примитивное строение? Называют царства живой природы, дают характеристику бактерий. Высказывают свои предположения. Предлагают цель урока.
Основная часть урока Предлагаю выяснить, в чем различие аэробов и анаэробов? Кто из них появился раньше? Анализируют материал параграфа учебника, записывают определения анаэробов и аэробов, высказывают свои мысли по данным вопросам
  После обсуждения вопроса, предлагаю ознакомиться с историей открытия бактерий.

Почему ученые довольно долго не выделяли бактерий в отдельное царство? Что им мешало это сделать?

Предлагаю выяснить особенности строения бактерий и ответить на вопросы, записав основные термины и их определения в тетрадь

Просматривают фрагмент презентации и материал в учебнике

Высказывают свои предположения, обсуждают

Работают с материалом учебника и тетрадью, обсуждают результаты

  Предлагаю вопросы:

Как и почему происходит образование спор у бактерий?

Как вы считаете, споры бактерий и споры мхов и папоротникообразных - это одно и тоже, или нет?

Обсуждают вопрос, формулируют ответы
  Предлагаю разобраться с размножением бактерий. Какой основной способ размножения?

Подсчитайте возможное количество бактерий за 12 часов, если учесть , что делением они размножаются каждые 20 минут, условия благоприятные, гибели нет?

Есть ли у бактерий половой процесс? В чем его особенность?

В чем смысл полового процесса у бактерий? Почему это явление считается половым размножением, ведь число особей при нем у бактерий не увеличивается:

Поработав с материалом учебника, делают выводы о способах размножения и их значении?
  Предлагаю проанализировать выданный материал и составить таблицу по сходству и различию прокариот и эукариот, самостоятельно подобрав критерии для сравнения Работают с параграфом и презентацией, составляют свои варианты таблицы сходства и различий, обсуждают, корректируют
  Возвращаемся к первому вопросу урока: почему они процветают несмотря на примитивное строение? Делают выводы об особенностях бактерий, позволяющих им быть не только четвертым царством в живой природе, но и процветать несмотря ни на что.
Подведение итогов урока домашнее задание Предлагаю подвести итоги урока и записать домашнее задание: повторить материал параграфа в учебнике, найти интересные факты из жизни бактерий в литературе или интернете. Подводят итоги, записывают домашнее задание
Рефлексия Предлагаю оценить по 3-х бальной шкале свое участие в работе на уроке Проводят самооценку.