Урок истории России в 8-м классе на тему «Великая сила искусства»

Разделы: История и обществознание


Данный урок один из завершающих в теме: “Россия в первой половине XIX века”. Преподавание предмета ведется по  УМК Данилов А.А. Косулина Л.Г. (учебник “История России XIX век” и рабочая тетрадь).

Цель урока: Создание условий для расширения и обогащения знаний учащихся в области культуры России первой половины XIX века. Познакомить учащихся с творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода.

Задачи:

  • Образовательные: показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало Золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры.
  • Развивающие: создать условия для развития ключевых компетенций. Развивать навыки работы с наглядным материалом.
  • Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира; Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проектный, с применением технологии “Критического мышления”.

Приемы Развития Критического Мышления: Таблица “Знаю - Хочу узнать”, “Кластер”, “Верю - не верю”, “Письмо с пропусками”.

Форма работы: фронтальная и групповая

Оборудование: дидактический материал, слайд-презентации. 

Этапы урока Временная реализация
I Организационный момент. 1 минута
II Проверка домашнего задания 6 минут
III Стадия вызова. 10 минут
IV Осмысление. 50 минут
V Закрепление нового материала. 7 минут
VI Рефлексия 3 минуты
VII Домашнее задание 2 минуты
  Итоги урока 1 минута

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учителя.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит проверку домашнего задания в форме письменного опроса. Учеников выполняют задания по карточкам.

III. Стадия вызова. Мотивация.

Фронтальная работа.

Выход на тему совместно с учащимися

Учитель: Посмотрите на слайд 1, вы видите “Облако слов”.

Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (Предположения учеников)

Наша тема связана с культурой России первой половины XIX века, этот период назван “Золотым веком русской культуры”, “Великая сила искусства”, так мы назовем наш урок. Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

Актуализация знаний учащихся.

- Что вы знаете о России в первой половине XIX века?

Совместное целеполагание.

- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать  о художественной культуре России первой половине XIX века?

(По ходу вопросов учащихся заполняют второй столбик таблицы “Знаю” – “Хочу узнать”).

 План урока.

Учитель: Я предлагаю вам вновь обратиться к “Облаку слов”, какую информацию мы можем еще извлечь? Как мы можем достичь цели? Что мы можем сделать, чтобы ответить на вопрос? Слайд 2

Вспомним определения: “культура”, “художественная культура”.

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способы и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Слайд №3

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, воспитание критиков, искусствоведов, публики.

Учитель: По какому плану вы предлагаете сегодня познакомиться  с художественной культурой первой половины 19 века?

Учитель на доске фиксирует элементы плана в виде ментальной карты:

Слайд №4

Учитель: Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. IV. Осмысление. Получение новой информации по теме и осмысление  ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Учитель: Работая по плану, составленному вами, каждая из групп будет работать по одному из пунктов.

Работа в группах.

Слайд 5

Задание для групп:

1 группа: Летописцы.

Рассказать о литературе в датах и цифрах: “Цифровой формат”.

2 группа: Экскурсоводы.

Изучить заранее приготовленные иллюстрации и подготовить экскурсию: “Ах, вернисаж, ах, вернисаж…”

3 группа: Архитекторы.

Изучить информацию представленную на слайдах презентации, подготовить рассказ об архитектурных памятниках первой половины 19 века: “Собирательный образ архитектуры”

4 группа: Музыканты.

Изучить информацию и подготовить 10 лучших произведений – Хит парад. 

5 группа: Театр - Журналисты.

Изучить информацию и рассказать о новинках театрального мира. Афиша.

Учитель: Обратите внимание на критерии работы. И не забудьте оценить работу каждого в группе.

 Самостоятельная работа.

(Ученики работают с материалами сети Интернет, иллюстрациями, статистическим материалом, музыкальными файлами)

Используются ноутбуки и планшеты.

Презентация продукта. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

V. Закрепление нового материала.

Используется приём “Верю - не верю” для активизации деятельности учащихся.

Учитель: Я предлагаю вам несколько утверждений по теме “Художественная

культура п.п. 19 века”, а вы выберите “верное” или “неверное” утверждение, полагаясь на то, что уже знаете,  отмечая  свой вариант в первой колонке таблицы.

Слайд 6

1. Господствующим направлением в искусстве оставался классицизм.

2. “История государства Российского” была написана А.С. Пушкиным

3. Петровский театр был разделен на Большой и Малый.

4. Музыка не испытала на себе влияние героического 1812г.

5. Художники не проявляли интереса к личности простого человека

6. В архитектуре господствовал стиль ампир.

Учитель: Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы думаете почему?

- Попытаемся добыть эти знания. Заполните самостоятельно вторую колонку таблицы.

Сделайте вывод: Что было главной особенностью художественной культуры XIX века? Почему мы называем этот период “Золотым веком русской культуры”?

Запишем великие имена представителей русской культуры этого периода.

 Использование приёма “Письмо с пропусками” для определения уровня усвоения полученных знаний.

Фронтальная работа

Впишите недостающие слова в текст слайда:

Слайд 7

Первая половина XIX века вошла в историю как начало “ _________ века” русской художественной культуры. Ее отличали стремительная смена ____________ ____________ и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства. Все это делало художественную культуру России  ______________  и многозвучной, и вело к возрастанию ее ___________ на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов ____________людей.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

Беседа по вопросам.

Слайд 8

1. Назовите известные произведения А.С. Пушкина.

2. Кто является автором памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве? (И. П. Мартос)

3. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге? (А.Н. Воронихин)

4. В каком стиле построен Исаакиевский собор в Петербурге? (классицизм)

5. Русский художник первой половины XIX в., мастер портретной живописи:

а) А. Г. Венецианов;

б) О. А. Кипренский;

в) К. П. Брюллов;

г) И. Е. Репин.

(Похвалить тех, кто активно и правильно   поработал)

VI. Рефлексия. Целостное осмысление, присвоение и обобщение новой информации. Обмен мнениями о новой информации.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице “Знаю” - “Хочу узнать” и ответим на вопрос:

- Что вы узнали сегодня на уроке о культуре России п.п. XIX века? Что показалось интересным? Какие остались вопросы? На интересующие вас вопросы, ответы можете найти в Интернете, энциклопедиях.

Мотивация к дальнейшему изучению темы   “новый вызов”. 

VII. Домашнее задание.

Слайд 9

Подготовьтесь к проверочному тесту, тест будет включать иллюстративный материал. Прочитать параграф 17.

Подготовить реферат на тему:

“Жизнь и творчество (Ф.И.О. – писатель, художник, композитор, скульптор или архитектор)”.

Оценка собственного  отношения к изучаемому материалу.

На магнитной доске – нотный стан. На столе коробка с изображениями магнитиков - “смайлов”

- Посоветуйтесь в группах и прикрепите к нотному стану смайлик с нужной эмоцией, которая у вас осталась при окончании урока.

Источники.

  1. hi-edu.ru/e-books/xbook144/01/part-007.htm
  2. История русской культуры: XIX век.   Н.И. Яковкина СПб.: Лань, 2002
  3. Презентация: Чупров Л.А. МОУ СОШ № 3 с. Камень – Рыбалов Ханкайского района Приморского края. Учительский портал.

8.01.2015