Урок повторения и обобщения изученного материала по темам "Древний Восток" и "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • образовательные – закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древней мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий;
  • развивающие – развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  • воспитательные – воспитывать у учащихся любознательность, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. На различных этапах урока используются возможности интерактивной доски.

Оборудование:

  • Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. “Просвещение”. 2012 г.
  • Компьютер, интерактивная доска Promethean Planet.
  • Презентация к уроку (для более эффективного использования необходимо импортировать в программу интерактивной доски Promethean Planet).
  • Рабочие листы для каждого учащегося.
  • Тесты.

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Вводное слово учителя.

II. Древний Восток.

Многие государства Востока мы уже не найдем в современных картах. Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Мидия, Финикия, Элам - их города были разрушены временем, пеплом от пожарищ и песком. К счастью, сохранились некоторые памятники архитектуры, полулегендарные рассказы греческих и римских писателей, сказания Библии.

Фронтальная работа с классом. Работа с историческими картами.

Загадка 1. О каком государстве идёт речь?

Даром Нила называли,
Из шадуфа поливали.
На папирусах писали-
Фараонов прославляли! (Египет)

Где расположен древний Египет? Назовите главную реку Египта. Куда она впадает? Что такое пороги? Что такое дельта? Каковы занятия жителей?

Загадка 2. О каком государстве идёт речь?

Здесь писали на табличках
Хаммурапи правил лично,
Он законы в стране ввел,
Этим славу приобрел. (Двуречье)

Загадка 3. О каком государстве идёт речь?

Земледельцы и брахманы,
Слуги, воины, цари.
И слоны, и обезьяны
Славу той стране несли. (Индия)

Где расположена Индия? (на юге Азии). Самые высокие горы в мире? (Гималаи.)

Найдите однокоренные слова к слову Индия (использовать только географические названия).

Какое слово лишнее в этом ряду? (Цинь Шихуан, Конфуций, Ашока, Лао Цзы).

Загадка 4. О каком государстве идёт речь?

Чтобы страну обезопасить
И гуннов племена изгнать
Построить там решили стену
На стройку тысячи людей согнать! (Китай)

Работа с историческими картами. Выполняют задания поочерёдно 2 учащихся.

Покажите на карте “Где это было”.

1. Писали на папирусе

а) Финикия; б) Китай; в) Египет

2. Писали на пальмовых листьях

а) Финикия; б) Индия; в) Ассирия

3. Писали на глине

а) Двуречье; б) Китай; в). Финикия

4. Писали на бамбуке

а) Персия; б) Финикия; в) Китай

5. Изобрели пурпурный краситель

а) Египет; б) Финикия; в) Китай

6. Изобрели стекло

а) Китай; б) Финикия; в) Индия

7. Изобрели шелк

а) Китай; б) Индия; в) Египет

8. Первыми стали выращивали чай

а) Индия; б) Китай; в) Египет

9. Первыми изобрели шахматы

а) Китай; б) Индия; в) Персия

10. Первыми выращивали сахарный тростник

а) Индия; б) Китай; в) Египет.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите термины и понятии с определениями”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Творческая задача. Ребята, я получила странные письма от моего ученика, в содержании которых не могу разобраться. “Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая  расположена на Великой Китайской равнине. В этой стране протекает река Тигр, которую называют желтой рекой. Вторая река Ганг впадает в Восточно-Китайское море. Из Индии пролегал Великий шелковый путь в другие страны.  Здесь я хотел увидеть пирамиду Хеопса и Великую Китайскую стену. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется”. Ребята! Подскажите, в чём тут дело?

(Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая  расположена на Юге Азии, полуострове Индостан (Великой Китайской равнине). В этой стране протекает река Хуанхэ (Тигр), которую называют желтой рекой. Вторая река Ганг впадает в Индийский океан (Восточно-Китайское море). Через (из) Индии пролегал Великий шелковый путь в другие страны.  Здесь я хотел увидеть пирамиду Хеопса и Великую Китайскую стену. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется”).

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите исторические личности и страны, в которых они жили или правили”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Творческая задача. Ребята, я получила странные письма от моего ученика, в содержании которых не могу разобраться. 2. Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов – Библию. (Пройдя из Древнего Египта через Черное (Красное) море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна (Евфрат) располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира(Хаммурапи). Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры (финикийцы). Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов – Библию).

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите письменность и страны, в которых использовали эту письменность”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Творческая задача. Вы должны по минимальному количеству характеристик определить о ком идет речь.

  • Он должен был погибнуть, будучи новорожденным.
  • Его воспитала дочь фараона.
  • Он вывел свой народ из Египта.
  • Встречался на горе Синай с Богом Яхве.
  • Он получил скрижали с заповедями. (Ответ: Моисей)

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Подписать названия этих сооружений, определить, в какой стране они созданы”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом.

Что лишнее? Почему?

1. а) Инд, б) Нил, в) Тигр, г) Гималаи (Гималаи – лишнее, т.к. это горы)

2. а) Осирис,б) Шамаш, в)Гор, г) Ра (Шамаш – бог Междуречья)

3. а) Испания, б) Палестина, в) Сирия, г) Финикия. (Лишнее Испания, т.к. это европейская страна).

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите исторические события и их даты”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом.

Более 5 тысяч лет назад появились государства.  Назовите признаки государства. 

1. Царь(правитель).  2. Шадуф. 3. Войско.  4. Колонии 5. Законы.

6. Города. 7. Дельта. 8. Казна.  9. Территория.  10. Письменность

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Работа учащихся с письменными заданиями в рабочих листах.

Более 5 тысяч лет назад появились первые _______ (государства). Ранние цивилизации возникли в долинах _________(рек). Во главе государства стоял ____ (фараон, царь, правитель). Власть его передавалась ____________(по наследству). Люди не были равны, во всех странах существовало ________ (рабство). Центрами развития культуры, знаний, ремесла были _________ (города).

III. Древняя Греция.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. В те далекие времена на территории Греции существовало несколько независимых городов-государств, таких как Афины, Микены, Спарта. Греки стали родоначальниками величайшей культуры, достижениями которой человечество пользуется и в настоящее время. Например, Древняя Греция стала колыбелью демократии. Сегодня мы повторим основные события из истории Древней Греции, слова и понятия, крылатые выражения

Фронтальная работа с классом. Работа с историческими картами. Назовите и покажите по карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.), Афины, Спарта, Коринф, Микены, место Марафонского сражения, место Саламинского сражения, остров Крит.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите термины и понятия с определениями”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Исторические загадки.

1.

Спешат все афиняне спозаранку
Занять места получше,
Чтоб ничего не пропустить,
Что будут все актеры делать
В честь бога Диониса,
И толпу развеселить.
Поспеши быстрее ты назвать
Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите термины, понятия, определения”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Исторические загадки.

2.

Одиссей Посейдона разгневал,
Его сына вином напоил,
В своей пещере усыпил.
Кол на огне он раскалил
И глаз с друзьями ему выбил.
Скажи же ты, как сына звали,
Как великана величали?  (Циклоп Полифем).

3.

Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей,
Царь Аттики, прекрасный... (Одиссей)

4.

Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал? (Демократия)

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Работа учащихся с письменными заданиями в рабочих листах. Правда или ложь? Ответить “Да” или “Нет”.

  • Правда ли что, Авгиевы конюшни вычистил Перикл? (Нет, Геракл.)
  • Правда ли что, Герострат прославился тем, что построил храм в честь Артемиды? (Нет, он сжег храм.)
  • Правда ли что, Гомер написал “Илиаду” и “Одиссею”. (Да).
  • Правда ли что, Марафонская дистанция равна 30 километрам? (Нет, 42 километра от Марафонского поля до Афин.)
  • Правда ли что, “педагог” в переводе с греческого “сопровождающий ребенка”. (Да).
  • Софокл и Аристофан были знаменитыми ДРАМАТУРГАМИ Древней Греции. (Да).

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите крылатые фразы с их объяснением”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Нужно завершить ситуацию крылатой фразой: Провожая сына – спартанца на войну, мать подавала ему доспехи со словами... (“Иль со щитом, иль на щите”). Фетида, узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбе избежать не удалось. Юноша все равно погибает от судьбы Париса. С тех пор уязвимое место называют... (“Ахиллесовой пятой”). Это помогло Тесею выбраться из лабиринта, символ надежды... (“Нить Ариадны”). Хитрость, которую применили греки для захвата Трои... (Троянский конь).

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Учитель вызывает одного учащегося к интерактивной доске выполнять задание “Соотнесите исторические события и их даты”.

Пока ученик выполняет задание, учитель продолжает фронтальную работу с классом. Вы должны по минимальному количеству характеристик определить о ком идет речь. наибольшее количество баллов. Афинский государственный деятель. Провел реформы, известный поэт Афин. Дал больше прав Народному собранию. Вернул на родину многих проданных на чужбину граждан Афин. Отменил долговое рабство. (Ответ: Солон) Вспомните его знаменитое высказывание его о себе. (“Я точно волк, вертелся среди стаи псов”. Что он имел в виду?)

Совместная проверка выполненного задания на интерактивной доске.

Фронтальная работа с классом.

  • Кто и где мог произнести эти слова: "Я называюсь никто, мне такое имя дали мать и отец и товарищи так все меня величают". (Одиссей на острове циклопа Полифема)
  • Кто и где мог произнести эти слова: " Мы должны дать бой именно здесь, в узком проливе. Мы, эллины, знаем каждый подводный камень, знаем, где мелко и где глубоко, мы изучили каждое подводное течение, направление всех ветров" (Фемистокл, Саламинское сражение).
  • Кто и где мог произнести эти слова "Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы - одним словом, я утверждаю, что наш полис - школа всей "Эллады!" (Перикл, в Афинах)
  • Кто и где мог произнести эти слова: "В самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осел, груженый золотом". (Филипп II Македонии, отец Александра Македонского во время завоевания греческих городов)
  • Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе, а 150 лет спустя оказалась под властью Македонии? (Начались войны между греческими полисами)
  • Однажды Ксеркс в гневе заметил, что людей у персов много, а мужей среди них мало. Что означают слова царя? Предположите, когда и почему он мог их произнести? (480 г.до н.э. при переправе персидских войск через Босфор)
  • Слово "фара" произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами названием острова?
  • На берегах Средиземного и Чёрного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмы, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Чёрного морей? Обоснуйте своё мнение. (Колонии)
  • Мог ли Салон присутствовать в первой олимпийской игре? Аргументируйте свой ответ и покажите на линии времени. (776 г. до н.э. – начало олимпийским играм; 594 г. до н.э. –начало реформ Солона, а это на 182 года позже)

Фронтальная работа с классом. Прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их. “Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов до единого. Отныне рабов в Древних Афинах больше не стало. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди”.

Фронтальная работа с классом. Работа с иллюстрациями. Учащиеся отвечают на вопросы.

IV. Выполнение учащимися тестовых заданий (Приложение).

V. Проверка выполнения письменных и тестовых заданий. Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Рефлексия. Чем наш урок отличался от обычного? Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?

Использованные материалы и литература.

Список литературы.

  1. Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. “Просвещение”. 2012 г.
  2. Атлас. История Древнего мира. 5кл. “Издательство ДИК”, Дрофа, Москва, 2013
  3. Тесты по истории Древнего мира. 5 кл. Максимов Ю.И. Издательство “Экзамен”, Москва, 2013.

Сайты Интернета.

  1. http://festival.1september.ru/
  2. http://www.distedu.ru/mirror/_hist/lesson-history.narod.ru/
  3. http://www.uchportal.ru/
  4. http://pedsovet.su/
  5. ru.wikipedia.org/wiki/