Общее представление о частях речи. 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип: изучение нового материала.

Цели: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса.

Планируемые результаты.

Предметные:

- формирование общего представления о частях речи;

- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

- формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

- развитие умения составлять предложения из данных слов;

- повторение изученных орфограмм;

- развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

- развитие умения списывать предложение по правилам русского языка;

- расширение словарного запаса.

Метапредметные:

- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей, схемой);

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Личностные:

- развитие доброжелательности, внимательности, памяти, мышления, воображения;

- формирование потребности грамотно употреблять слова русского языка;

- развитие навыков сотрудничества с учителем;

- формирование уважительного отношения к другому мнению;

- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование. 

Для учеников:  учебник “Русский язык”, 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, с.40-41, маршрутный лист, карточка с заданием.

Индивидуальные задания: рассказы о талисманах зимней олимпиады.

Для учителя:  электронная презентация, приложения, музыка, карточки (тема, цели урока, краткая запись частей речи),  электронное пособие к учебнику, учебник “Русский язык”, 2 часть В.П .Канакина, В.Г. Горецкий.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг.момент Приветствие наших гостей

Всем добрый день.
Проверим рабочее место.
Сели прямо.

Приложение 1

Слайд 1.

Дети хором произносят стихи

Мы, ребята, молодцы!
Любим спортом заниматься.
На уроках отвечать
И пятёрки получать.

2. Минутка чистописания

Введение в тему урока. Постановка цели урока.

Урок русского языка.

На уроке будьте внимательны, активны и старательны.

На столе лежит листок.
Маршрутом называется.
Он поможет нам в пути
Все задания пройти!

Познакомимся с оцениванием работы на уроке

Приложение 2.

Зелёный огонёк – отлично (без ошибок, исправлений),

жёлтый огонёк – хорошо (1-2 ошибки),

красный - плохо (3 и более ошибок)

Подготовим руки к письму.

Пальчики разотрём,
Крепко их сожмём,
Кулачками постучим,
А потом мы их встряхнем
И писать начнём.
Откроем рабочие тетради. Запишите число.

Внимательно посмотрите на доску.

На доске:

Что написано на доске?

Докажите, что это слоги?

Над чем мы будем работать на минутке чистописания.

Запишите по образцу.

Оцените себя в задании “Минутка чистописания”.

Части речи – это название раздела, который нам предстоит изучить. Составьте с данными словами вопросительное предложение, используя слово что.

Что такое части речи?

Это тема нашего урока. Сформулируйте цели урока:

  • познакомимся с частями речи;
  • учиться определять, распознавать части речи, составлять предложения;
  • повторим изученные орфограммы.

(Тема и цели на доске)

Дети знакомятся с оцениванием работы на уроке.

 

Выполнят гимнастику для пальчиков

 

Ученики доказывают,что это слоги, составляют из слогов два слова.записывают по образцу, работают над красотой письма, оценивают себя в задании “Минутка чистописания”

 

Устно составляют вопросительное предложение:

Что такое части речи?

 

Ученики формулируют тему и цели урока.

3. Актуализация знаний. Отгадайте загадки, запишите отгадки в тетрадь, найдите и подчеркните известные орфограммы.

1. Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

2. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи)

3. О каком виде спорта говорится?

Словно рыцари в доспехах
На коньках, а не на конях!
Их оружие не копья –
Клюшки в мастерских руках. (Хоккей)

4. Антоним к слову слабый. (Сильный)

5. Синоним к словам умелый, изворотливый. (Ловкий)

6. Замени одним словом: быстро двигаться. (Бежать)

7. Синоним к словам баловаться, веселиться. (Играть)

Оцените себя в задании “Орфографическая зоркость”

На какую тему наши слова? (Спорт)

Что для вас спорт?

- Разделите слова по группам.

- Задайте вопрос к словам.

Лыжи, коньки, хоккей

Сильный, ловкий.

Бежать, играть.

Что обозначают данные слова?

- Слова объединяются в группы, которые называются … частями речи.

Откроем с.40 учебника и прочитаем правило о частях речи.

(Сведения о языке Мудрой совы).

Ответьте на вопросы:

Что такое части речи?

Что обозначают части речи?

Какие названия есть у каждой части речи? Слайд 2

Один пишет у доски с комментированием, остальные в тетрадях.

Дети пишут слова и подчеркивают известные орфограммы.

Оценивают себя в задании “Орфографическая зоркость”

Устно делят данные слова на группы, задают к словам вопросы: что? какой? что делать?

Называют их значение:

предмет, признак предмета, действие предметов.

Дети заканчивают мысль учителя.

Читают правило в учебнике про себя, слушают в электронном варианте, читают вслух, отвечают на вопросы.

4. Гимнастика для глаз Глазки закрываем,
На три счёта открываем.
Загорелись огоньки,
Ты их глазками найди.
Совет полезный всем прочти.

Учитель называет цветовые сигналы, которые расположены в разных углах класса.

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз, работают над развитием внимания, снимают зрительное напряжение с глаз.

Дети составляют предложение по цветовым сигналам. Подвижные игры укрепляют здоровье.

5. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Работает над предложением:

Подвижные игры укрепляют здоровье.

Как вы понимаете данный совет?

- Пишем предложение в тетрадях и на доске, называем орфограммы в словах.

Находим главные члены предложения.

Нам нужно определить части речи в данном предложении с помощью схемы на с.41.

Работаем со схемой по вопросам.

1. Прочитайте заголовок схемы.

2. Что относится к частям речи?

3. Что обозначают слова?

4. На какие вопросы отвечают?

5. Как называются части речи?

- Какой частью речи является каждое слово в предложении?

Пользуясь схемой, определяем части речи. Принято в русском языке названия частей речи обозначать кратко. (Прил., сущ., гл.)

Слайд 3.

Оцените себя в задании “Составь предложение”

Ученики пишут предложение в тетрадях. Один у доски и называет орфограммы в словах.

Ученики по цепочке читают слова, задают вопрос, определяют значение слов и над каждым словом подписывают части речи

Оценивают себя в задании “Составь предложение”

6. Физминутка Минутка отдыха пришла,
Отдохнуть нам всем пора.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Учащиеся выполняют разные движения по смыслу стихотворения.
7. Первичная проверка понимания нового материала Слова купался, рисовал, умывался, играл, бегал, прыгал являются какой частью речи?

Докажите, что глаголы?

Внимание!

Разгадайте ребусы. Слайд 4.

Запишите отгадки в тетрадях.

Найдите слово, в котором 7 букв, 6 звуков.

Какой частью речи являются данные слова.

Почему имена существительные?

(Обращаемся к схеме)

Назовите одним словом.

Эти животные являются талисманами зимней олимпиады

Дети приготовили рассказы о талисманах зимней олимпиады.

Слайды 5-8

Работаем в паре. Приложение 3

- Возьмите листочки с заданием.

Читаем задание на листе.

Подберите имена прилагательные, которые подходят к нашим талисманам. Соедините слова.

Снежный, белый, сильный, активная, добрый, весёлый, хозяйственная.

Почему написаны с большой буквы слова: Мишка. Зайка, Леопард?

Докажите, что в левом столбике имена прилагательные?

Оцените себя в задании “Парная работа”

Давайте подружимся с нашими героями. Слайд 9

Закончите стихотворение

Белый Мишка, Добрый Зайка
И весёлый Леопард.
Подружиться с вами каждый рад.
Будем дружбой дорожить

(Вместе время проводить.)

Оцените себя в задании “Повышенной сложности”.

Работаем в группах.

Задание.

Ответьте на вопрос.

1. Какая часть речи отвечает на вопросы что делает? что делают?

2. Какая часть речи обозначает предметы?

3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Дети доказывают ,что данные слова являются глаголами

 

Разгадывают ребусы, записывают самостоятельно слова, подчёркивают орфограммы, доказывают, какой частью речи являются данные слова и почему.

 

Дети называют одним словом, выступают с рассказами о талисманах зимней олимпиады Приложение 3.

 

Дети подбирают подходящие имена прилагательные к словам Мишка. Зайка, Леопард, доказывают, что в левом столбике имена прилагательные?

Оценивают в задании “Парная работа”

 

Ученики сочиняют концовку к стихотворению.

 

Оценивают себя в задании “Повышенной сложности”.

 

Устно отвечают на вопросы.

 

8. Домашнее задание

9. Итог урока.

10. Рефлексия.

Домашнее задание: поиграть в игру

“Лосята” в электронном приложении.

На какой вопрос мы отвечали на уроке?

С какими частями речи мы познакомились?

Какая часть речи тебе понравилась больше всего? Почему? Слайд 10 Спортсмены после соревнований поднимаются на пьедестал.

Мы тоже подведём итог урока, и поднимемся на нашем школьном пьедестале.

1 место присуждается ученикам, у которых только горят зелёные огоньки.

2 место - зелёные и жёлтые огоньки.

3 место - один красный огонёк.

Желаю вам новых знаний, учебных побед, и занимать только призовые места. Спасибо за урок. Звучит весёлая музыка. Слайд 11

Ученики подводят итог и оценивают свою работу на уроке.

Литература

1. Программа курса “Русский язык” 1-4 класс. Школа России.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч.Ч. 2.

3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

28.01.2015