Непростая история простой ложки

Разделы: Работа с дошкольниками


Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций

Дети в возрасте трех лет очень любознательны, они проявляют огромный интерес ко всему, что их окружает. У детей вызывает интерес буквально все: животные и насекомые, игрушки и мебель, одежда и посуда и так далее. Конечно, сам ребенок не может ответить на все свои “Почему?”, не может провести эксперимент, в этом ему помогают взрослые. Воспитатели и специалисты нашего детского сада, для углубленного знакомства с различными явлениями и вещами, широко используют проектный метод. Примером одного такого проекта является долгосрочный проект “Непростая история простой ложки”. Уже во второй половине учебного года второй младшей группы мы задумались об этом проекте. В пользу работы над проектом нашлось немало доводов:

  • развитие и воспитание у детей творчества и фантазии;
  • развитие познавательных навыков у дошкольников;
  • формирование у дошкольников исследовательских умений;
  • повышение у дошкольников мотивации к получению знаний;
  • развитие логического, образного, творческого, креативного мышления;
  • привлечение родителей к совместной деятельности.

В результате работы над проектом был создан мини музей “Хороша ложка не только к обеду”, проведены мастер классы по изготовлению поделок из ложек с детьми, с родителями и с воспитателями, для занятий и досугов подготовлены презентации:

  • “Что нам нужно знать о ложке”,
  • “Теперь знает детвора: ложка нам всегда нужна”,
  • “Непростая история простой ложки”.

С детьми разбирали значение пословиц и поговорок о ложке, разгадывали загадки, провели “День стихов о ложке”, конкурс рисунков ложки на асфальте и на песке. Основные знания и умения детей формируются посредством игровой деятельности, поэтому в нашем проекте игре отведена основная роль.

1. Сюжетно-ролевые игры:

  • “Завтрак в семье”,
  • “День рождение”,
  • “Магазин посуды”,
  • “На приеме у врача”.

2. Дидактические игры:

  • “Накормим куколку”,
  • “Что нужно для чаепития?”,
  • “У медвежонка заболело горлышко”,
  • “Из чего сделано?”,
  • “Чем похожи и чем отличаются?”,
  • “Что лишнее?”

3. Настольно-печатные игры, интеллектуальные игры, игры – забавы и т.д.

4. Игры со строительным материалом. Для более легкого и интересного восприятия информации воспитатели создали несколько презентаций по данной теме:

  • ложка в картинах художников;
  • история ложки;
  • интересные факты про ложку.

5. Театральная деятельность:

  • театр на ложках “Репка”,
  • “Есть руками? Ну, уж нет! Нашей ложки был ответ””

6. Игра-драматизация по сказке “Три медведя”.

7. Досуг “Ах ложка-ложечка”

8. Одним из промежуточных этапов проекта было игра-развлечение на тему:

  • “Антошка, готовь к обеду ложку!”

9. Игра-развлечение в средней группе:

  • “Антошка, готовь к варенью ложку!”

Цели:

  • закрепить знания об истории возникновения ложки;
  • учить находить отличительные признаки ложки (деревянная, железная, пластмассовая, большая - маленькая);
  • соблюдать культурно – гигиенические навыки.

Интеграция образовательных областей

Познание:

  • расширить представления о назначении ложки в жизни человека;
  • формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств);
  • развивать умение устанавливать элементарные связи;
  • развивать интеллектуальные функции: память, мышление, воображение, внимание, ориентировку в пространстве;
  • развивать любознательность, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.

Здоровье:

  • учить относиться бережно к своему здоровью;
  • учить применять дыхательную гимнастику ;
  • учить использовать упражнения для развития мелкой моторики рук.

Безопасность:

  • формировать представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье;
  • воспитывать умение соблюдать культурно – гигиенические навыки.

Физическая культура:

  • формировать потребность в двигательной активности.

Социализация:

  • создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой;
  • побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
  • развивать в детях чувство дружбы и сопереживания;
  • продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх.

Коммуникация:

  • осваивать элементарные навыки речевого этикета;
  • воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
  • активизировать словарь детей:

Музыка:

  • воспитывать эмоциональное отношение к музыке в разных видах деятельности: пении, восприятии, движении, игре на детских музыкальных инструментах;
  • развивать музыкально-ритмические навыки;
  • развивать музыкально-сенсорные способности: чувство ритма, тембровый слух, динамический слух.

Ход досуга

Зал оформлен в русском народном стиле. Главный герой Антошка спит, а Хозяюшка в этот момент прибирается в доме и поет песенку:

Ах, вы, гости дорогие
Приходите поскорей.
Я вам чаю заварила.
Приносите кренделей.

Припев:

Вот и праздник пришел.
Жду гостей я с утра.
Самовар мой поспел.
И нарядная я!

(Песня исполняется на музыку “Ах, Самара-городок”)

Рисунок 1

Пока она поет песенку: ставит на стол чашки, блюдца, самовар, вешает на него баранки.

Хозяюшка: “Вставай Антошка. Друзья твои сейчас придут, а ты спишь. Ты же их в гости к нам пригласил”.

Антошка: “Ах, оставьте, тетушка. До того ли мне? Мне спать охота” (зевает, потягивается, начинает посапывать).

Хозяюшка вздыхает тяжело, продолжает накрывать на стол. В это время раздается стук, и дети проговаривают закличку:

“Добрая хозяюшка
Деток в дом пусти.
За стол усади,
Чайком напои.
А мы ложечки достанем
И тебя позабавим”.

Хозяюшка: “Здравствуйте, гости дорогие. Как я рада видеть вас. Проходите, будьте как дома. А ты, Антошка, вставай, гостей встречай”.

Рисунок 2

Антошка: “Неохота мне вставать, я хочу еще поспать”.

Хозяюшка: “Ребята, надо нам Антошку разбудить. Ой, как мне за него стыдно. Сам вас в гости пригласил, и сам же не встает. Вы мне поможете его разбудить? А то этот соня еще долго может спать”.

Дети и хозяюшка будят Антошку:

Эй, Антошка
Вставай понемножку
Кто рано встает
Тот варенье есть пойдет.

Антошка, Антошка
Готовь к обеду ложку
Ложечку большую
Большую, расписную.

Антошка встает, потягивается и идет к столу. По дороге здоровается с ребятами. Подходит к столу и перечисляет все, что на столе стоит. Проводится небольшая минутка здоровья.

Показывает на самовар: “Что это?” (дети пыхтят, изображая его).

Показывает на блюдца: “Что это?” (дети издают звуки дзинь – дзинь, качают головами).

Спрашивает: “А где же баранки?” (дети показывают их при помощи пальчиковой гимнастики.

Антошка втягивает носом аромат чая и говорит: “Какой ароматный чай тетушка заварила в чайнике. Давайте вдохнем его аромат” (дети дышат глубоко).

Рисунок 3

Антошка: “Ну вот. Я так и знал. А где же обещанное варенье”?

Хозяюшка: “Антошка, да я что-то про него совсем забыла. Сейчас принесу”.

Приносит и ставит на стол банку варенья.

Антошка: “Вот это по мне. Это я люблю. Надо же, целая банка вкуснятины”.

Антошка пытается залезть в банку рукой, а хозяюшка его ругает.

Хозяюшка: “Антошенька, да разве ж так можно? Как тебе не стыдно. Ребята, а вы поняли, что Антошка неправильно сделал сейчас?” (ответы детей). “Правильно. Никогда нельзя лезть руками в банку и есть оттуда. Для этого нужна ложка”.

Антошка: “Глупости все это. Конечно можно. И ложка никакая не нужна. Вот у меня есть знакомый пес. Его зовут Полкан, он такой здоровенный. Он с помощью своих лап и зубов очень даже хорошо ест.

Рисунок 4

И никакая ему ложка не нужна.
А еще у нас живет кошка, она тоже ест без ложки”.

Рисунок 5

Хозяюшка: “Эх, Антошка. Ну, горе мне с тобой. Ах, зачем ты меня позоришь. Разве же люди так едят? Вот как люди кушают.

Рисунок 6

Дети для тебя, Антошка, стихи прочитают о ложке”.

О. Богдан

Я сегодня всем сама
Ложки к ужину дала.
Ложка первая себе,
Маме дам – их будет две.

Третью папе я кладу
Привыкаю так к труду.
Ложка бабушке – четыре,
Нет бабули лучше в мире.

Пятую котёнку дам,
Но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко,
Кушать ложкой нелегко!

Он её не хочет знать,
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт,
В молоке усы и рот.

Кацо

Я поел совсем немножко -
У меня пропала ложка!
Может, ложку ветром сдуло?
Я искал ее под стулом,
Под буфетом, под столом -
Весь почти облазил дом.
Я б искал еще полдня -
Мама подняла меня.
- Что за наказанье прямо,
Суп остыл, - сказала мама,-
Подогрею, съешь немножко,
Дам тебе другую ложку...
И к кастрюле на горелке
Понесла мою тарелку,
Наклонила слить и - чудо! -
Ложка выпала оттуда!

Антошка: “Ой, и нужна больно эта ложка. Откуда она только взялась?”.

Хозяюшка: “А ты посмотри и послушай, что я сейчас расскажу и покажу. И вы, ребятки садитесь поудобнее и слушайте” (показ слайдов с исторической справкой о происхождении ложки).

Антошка: “Вот это да. Как интересно. Побегу свою ложку искать”.

Хозяюшка достает из мешочка деревянные ложки и предлагает послушать, как на ложках можно играть, исполняет русскую народную песню “Наши деды на Руси”.

Рисунок 7

Возвращается Антошка с огромной ложкой.

Антошка: “Тетушка, ребята, давайте пить чай с вареньем”. Пытается достать варенье из банки своей ложкой. Не получается.

Хозяюшка: “Ребята, сможет Антоша этой ложкой варенье поесть? Конечно, нет, ложка гораздо больше банки. Возьми, Антошка, обыкновенную ложку и у тебя все получится”.

Антошка: “Какие вы ребята молодцы, много знаете, много умеете”.

Хозяюшка: “Ребята, пока самовар греется, давайте Антошке покажем наши поделки и музей, и расскажем про них”.

Все идут к стенду музея и поделок из ложек. Дети рассказывают о своих поделках, о ложках в мини музее.

Антошка: “Мне все так понравилось, я теперь про ложку много знаю, спасибо вам. Давайте с вами поиграем”.

Чудесные превращения

Антошка предлагает детям повторять за ним движения изображая кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

Пальчиковые игры

1.

Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку (одна ладонь скользит по другой по кругу)
И большую поварешку.
Только чашку мы разбили, (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился. (разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

2.

Маша каши наварила,    указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила.    дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу    загибают по одному пальчику на левой руке.
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,    разжимают кулачок.
Все до крошки раздала.    сдувают “крошки” с ладошки

Хозяюшка: “Все молодцы. И ты, Антошенька, наконец меня порадовал. А вам, ребята, понравилось?” (ответы детей). “А теперь садимся все пить чай. Да и наших гостей давайте позовем и угостим чайком”.