Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Разделы: Администрирование школы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Выступление

Слайд 1. Титульный лист.

Новикова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Новосельская средняя общеобразовательная школа Большесельского муниципального района Ярославской области. Стаж педагогической работы 38 лет.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе. Тема далеко не новая. Всё же хочу подчеркнуть, что именно такое воспитание - это путь преображения общества. Оно помогает вырабатывать у школьников твёрдость характера, чистоту нравов, благородство во взаимоотношениях, добросовестность.

Слайд 2. Актуальность опыта.

Тема всегда будет актуальна, ведь предательство, грубость по отношению к старикам и детям, терроризм, беспринципность, наглость, ложь, наркомания, национализм и многое другое заставляют нас буквально бороться за детские и юношеские души. Самыми главными для педагога должны стать вопросы: к чему устремлено сердце ребёнка? Что его радует? Что огорчает? Что является смыслом жизни? Где его сердце? И только потом можно спрашивать – какие знания он получил? Какие интеллектуальные умения у него сформировались?

Отсюда задачами моих предметов и внеклассной работы будет:

- Развитие культуры чтения обучающихся.

- Индивидуальных способностей учащихся.

- Умение поддерживать духовную связь поколений, формирование человека, которому всегда будет дорога его малая родина, российская культура, дорога Россия!

Слайд 3. Наш Юхотский край.

Такому воспитанию способствует наш Большесельский район - географический центр Ярославской области. Прославили его талантливые люди: П.И. Ковалёва - Жемчугова - Шереметева – крепостная актриса, поэты А. М. Державин, И. З. Суриков, современные поэты и художники...

Изучению литературного наследия края нашей школе уделяется большое внимание. Самое главное, что дети с удовольствием на это откликаются.

Слайд 4. Основные направления моей работы.

Духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть преподавания литературы и проведения уроков внеклассного чтения. А на уроках русского языка и даже при подготовке к ГИА и ЕГЭ – это использование текстов художественной литературы Ярославской области, Верхневолжья, нашего Юхотского края.

Внеклассная работа – постоянное участие в конкурсах, конференциях, семинарах, презентациях сборников (их у нас уже 7). Это ли не разговор о патриотизме, добродетелях, взаимопонимании.

Слайд 5. Литература. Уроки внеклассного чтения.

А теперь конкретно. У меня разработана система уроков внеклассного чтения по программе Г. С. Меркина (5 - 9 кл.), С. А. Зинина, В. А. Чалмаева (10 - 11 кл.), где указаны разделы программы, виды деятельности обучающихся, созданы презентации, уроки-экскурсии, рассказывающие о жизни и творчестве поэтов и писателей. Именно такой подход к проведению уроков внеклассного чтения отвечает и требованиям стандарта второго поколения.

Слайд 6. Элективный курс “Край, в котором я живу...”

Академик Д. С. Лихачёв писал: “Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью его судьбы”. С этим нельзя не согласиться. Главный результат элективного курса “Край, в котором я живу” для 9 класса:

- увидеть заинтересованность обучающихся в изучении литературы края;

- осмысливать свою учебно-познавательную деятельность с позиции её эффективности.

Здесь мы рассматриваем:

- Изображение природы в стихах поэтов и картинах русских художников.

- Художественный мир прозы Ярославского и Юхотского края.

Постоянными стали встречи с современными поэтами и прозаиками.

Слайд 7. Русский язык и духовно-нравственное воспитание.

Русский язык – основа гуманитарного образования в нашей стране. Сейчас он нуждается в особой заботе и защите. Как заинтересовать ученика?

На основе Программы под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. авторов я создала “Пособие для учителей, учащихся и их родителей по развитию речи для 5 - 6 классов. Цель его – готовить обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Эта работа оценена Дипломом 1 степени в конкурсе методических разработок среди педагогов к 1000-летию г. Ярославля. Тексты пособия учат добру, милосердию, взаимопомощи, любви, долгу, честности.

Слайд 8. Внеклассная работа.

Во-первых, это литературный кружок “Учись быть читателем”, где рассматриваются:

- Структура книги.

- Фонд и каталог библиотеки и многое другое.

Внеклассная работа – это написание конкурсных сочинений разных жанров и исследовательских работ. Это постоянное участие в самых разных мероприятий детской и взрослой библиотек Большого Села и области.

Цель такого образования – пробудить в молодом поколении стремление ко всему духовно-нравственному.

Слайд 9. Результат педагогического опыта.

Достижения обучающихся за 5 лет:

Дипломы, Грамоты I степени - 17. Из них:

4 Всероссийского уровня, 7 регионального, 6 муниципального.

• Дипломы, Грамоты II степени – 7. Из них: 2 регионального, 5 муниципального.

• Дипломы, Грамоты III степени – 6. Из них:

1 – Всероссийского уровня, 2 регионального, 3 муниципального.

• Дипломы, Сертификаты, Грамоты участников конкурсов – 16. Итого: 46.

• 4 работы на Сайте Фестиваля исследовательских работ учащихся “Портфолио”, Издательского дома “Первое сентября”.

• 2 региональных и 7 муниципальных Сборников творческих работ “Проба пера”.

• 7 Сборников “Большесельские звёздочки”.

Удовлетворённость родителей - 100%.

- Литература (заканчивают год) -100%.

- Русский язык (год) – 98%.

ЕГЭ русский язык - 100%. Средний баллпо предмету – 63,3% (область 61,2%).

Ежегодно участвуют в конкурсах разных уровней более 20 человек.

Слайд 10. Результат педагогического опыта.

Достижения учителя за 5 лет:

- 11 выступлений: 4 регион. уровня, 4 муниц. (РМО), 3 школьном...

- 5 публикаций на сайте издательского дома “Первое сентября”, Фестиваль “Открытый урок”.

- 1 публикация - ГОУ ВПО ЯГПУ.

- 25 Грамот, Дипломов, Благодарственных писем за обучение, воспитание и достижения детей в конкурсах, конференциях, семинарах.

- 2 дистанционных КПК при Педагогическом университете “Первое сентября” и отделение педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова.

- 2 КПК при ИРО г. Ярославля.

Из них:

Грамота участника. Всероссийский открытый творческий конкурс “Время. Гайдар. Мы”. Номинация “Статья и эссе по проблемам гражданского и патриотического воспитания...”.

Сертификат участника. Всероссийский Интернет – проект “Учитель нашей новой школы”.

Диплом I степени. Региональный этап Всероссийского конкурса “Лучший урок письма 2009”.

Диплом I степени. Региональный конкурс методических материалов учителей литературы, русского языка, МХК “1000-летию города Ярославля посвящается”.

Диплом I степени. Муниципального конкурса учебных проектов среди педагогов.

Диплом I степени. Литературный конкурс “Тебе, моя земля, я посвящаю...”. Номинация “Проза” + 7 Грамот за 2012 - 2013 гг.

Добавлю, что в работе применяю разнообразные современные технологии и их элементы. Все произведения художественной литературы, используемые мной в работе, направлены на воспитание веры, терпения, любви к природе, ближнему, к различению добра и зла, готовности служить Отечеству...

Благодарю за внимание!