Гуманистические идеи в литературе и живописи эпохи Возрождения

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: дать представление об эпохе Возрождения, представить учащимся великих гениев эпохи Возрождения в области живописи, литературы. Отработка навыков публичного выступления, выразительного чтения.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с личностью великих мастеров Ренессанса.
  • Познакомить с яркими и запоминающимися творениями Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Уильяма Шекспира.
  • Закрепить полученные знания.

Ход урока

Презентация

1. Перед нами отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пикоделла Мирандолы “ Речь о достоинстве человека”. Попробуем осмыслить и прокомментировать его.

Главная мысль трактата в том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы кто-то оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), полюбил бы красоту мира, восхищался бы размахом этого действа. Принял Бог человека и сказал: “ Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и смелый мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь...”

Какое слово является ключевым в данном тексте? (человек).

- Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? (в центр мира).

- Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа? (свободным и славным мастером, который создаст себе тот образ, который сам предпочитает).

Вывод: В центре мироздания - свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.

2. Сообщение подготовленного ученика. Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" - так и появился термин.

“Это была эра титанов Возрождения, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В истории мировой культуры эти гении, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения – гармонию красоты, мощи, интеллекта. Каждый из этих гигантов по-своему велик. Творчество каждого представляет собой пик культуры Ренессанса. .

- Что вы знаете о великом художнике Леонардо да Винчи?

“Блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца".

"Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского".

Сообщение учащегося.

Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Перед нами самая загадочная картина среди шедевров мирового искусства “Джоконда”

Неуловимая улыбка Моны Лизы, которая при фотоувеличении исчезает, потому что написана целиком из сфуматто.

Сфуматто – воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Этот прием позволяет Леонардо моделировать тела тончайшей светотенью, причем переходы от света к тени неуловимы, и тогда тело приобретает мягкость, размытость очертаний. Но неуловимость перехода к окружающему воздуху не ослабляет границы вещей, а, напротив, придает им необыкновенную выразительность.

Картина совершенна, улыбка Моны Лизы загадочна. Но вот еще одно из оригинальных мнений: “Мона Лиза олицетворяет собой материнскую нежность, в чем, по представлению Леонардо, заключается сущность женственности”.

- Почему портрет Моны Лизы называют “Джокондой”?

Ответ – Это портрет жены купца дель Джокондо.

(Выразительное чтение сонета №130 в переводе С. Маршака в исполнении учащегося.)

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Кульминация художественного творчества Леонардо да Винчи – фреска “ Тайная вечеря” в трапезной монастыря Санта- Мария деле Грация в Милане.

Сообщение учащегося.

Леонардо изобразил тот момент из “ Евангелия”, когда Христос, вероятно, произнес пророческие слова: “ Один из вас предаст меня”- и ученики вопрошают: “Не я ли, Господи?”.

Образ Христа выделяется на фоне пейзажа, природа осеняет его своим светом. Иуда резко выделяется среди других апостолов. До Леонардо да Винчи никто из художников, изобравших “Тайную вечерю”, не выполнял такой сложной задачи – через реакцию разных людей, их эмоции, душевное состояние показать великий смысл этого величайшего события. 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения. "Определяя образный строй будущей композиции, Леонардо записывает: "Тот, который пил и поставил стакан на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища, другой показывает ладони, поднимает плечи к ушам и выражает ртом изумление..."

Кто это?

Скульптор, художник, поэт.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую, трудную и героическую жизнь. Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре, именно ей был отдан весь жар его сердца.

Следуют подготовленные сообщения о жизни художника, доклады о скульптурном и архитектурном творчестве (3-5 мин.), обсуждение самых известных скульптурных работ “Давид”

Вывод: Микеланджело и Леонардо отличались во всем: и внешне, и по характеру, и по складу ума. Леонардо – изысканно и богато одетый красавец, очаровывающий, располагающий к себе все сердца; Микеланджело – неказист, неряшлив, не обращает внимание на свой вид, угрюм и малоразговорчив, с тяжелым характером. Леонардо всегда невозмутим, непроницаемо приветлив.

* * *

- Что вам известно о жизни и творчестве Рафаэля Санти.

Следуют подготовленные сообщения о жизни художника, доклады о его творчестве (3-5 мин.), обсуждение самых известных работ.

Индивидуальное сообщение учащегося.

Рафаэль Санти был на 30 лет моложе Леонардо, а умер почти одновременно с ним, успев совершить так много в истории искусств, что трудно представить: неужели все это мог исполнить один человек.

Рафаэль – архитектор, мастер портрета, разносторонний художник, талантливый декоратор, он был центральной фигурой художественной жизни Рима. Но больше всего он известен в истории мирового искусства как создатель дивных “Мадонн”.

Самым прославленным произведением Рафаэля на протяжении столетий остается “Сикстинская Мадонна”, написанная 1516 году для бенедиктинского монастыря в Пьяченце (сейчас картина находится в Дрездене). Для многих она является мерилом самого прекрасного, что способно создать искусство. Тема мадонны у Рафаэля слилась с темой поэтического восхваления прекрасной женщины

* * *

3. Практическая часть урока:

- Произведения каких эпох близки друг другу и почему?

Необходимый ответ – античности и Ренессанса, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку.

Эпоха Возрождения — это время подъема многих европейских стран, которое охватывает два века — ХV и ХVI. В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания. Появились люди, не желавшие соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей называли гуманистами. Благодаря их деятельности были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит слово “Возрождение”. Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Одна из величайших гуманистических идей эпохи нашла свое выражение в словах принца Гамлета — героя пьесы Шекспира: “Что за великое созданье — человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чуден! Краса вселенной! Венец всего живущего!”

Знатоком человеческого сердца был Уильям Шекспир.

Биография Шекспира. Индивидуальное сообщение учащегося.

“Я алгеброй гармонию постиг”,

- говорит один из героев А.С. Пушкина. Точные науки не так далеки от гуманитарных.

Попробуйте решить числовое выражение и скажите, что выражает каждая часть его?

(4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2

(4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2

14 = 14.

Ответ: Формы сонета

Итальянская схема (Петрарка) - 4 + 4 + 3 + 3

Первое четверостишие - экспозиция, изложение темы.

Во втором четверостишии - дано развитие темы, иногда по принципу противопоставления.

В трехстишиях дается решение темы, итог, вывод из размышлений автора.

Сонет не допускает повторения слов

Английская форма (шекспировская) - 4 + 4 + 4 + 2

О каком сонете идет речь? Учитель зачитывает описание сонета, ученик должен узнать свой сонет, назвать его номер, выразительно прочитать. Ответ на доске.

Лирический герой сравнивает описываемое чувство с далеким объектом, испускающим яркий свет, без которого невозможно определить чье-либо местонахождение в водной пучине.116

Для сравнения лирический герой подчеркнуто не использует красоту природных материалов, запахов цветов, совершенств походки богини, но подчеркивает предпочтительность описываемого субъекта оболганным в пышных сравнениях дамам. 130

Лирический герой, сравнивая себя с певчей птицей, которая, выражаясь образным языком, весной поет и в полночь, но забывает петь летом. Этим он хочет сказать, что чувство исчезает, потеряв свою новизну. 102

Лирический герой этого сонета больше всего на свете боится лишиться любви предмета своего обожания, считая это самым тяжким для себя испытанием, не сравнимым ни с каким другим. 90

4. СОНЕТ? Учитель зачитывает отрывки из произведений Шекспира (“Ромео и Джульетта”, сонеты). Учащиеся определяют, где отрывок из сонета и обосновывают свое мнение. после этого задания можно прейти к переводам сонетов Шекспира.

“Сравню ли с летним днем твои черты?
Но ты милей, умеренней и краше.
Ломает буря майские цветы,
И так недолговечно лето наше”. Сонет № 18

“Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла”. “Ромео и Джульетта”.

Глаза ее сравнить с небесною звездою
И пурпур нежных уст с кораллом – не дерзну,
Со снегом грудь ее не спорит белизною,
И с золотом сравнить нельзя кудрей волну... 130

“И ненависть мучительна и нежность.
И ненависть и нежность – тот же пыл
Слепых, из ничего возникших сил,
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье пестрых форм,
Холодный жар, смертельное здоровье...”
“Ромео и Джульетта”

ВЫВОД: Опираясь на мир реальный, человек сам творит свой мир посредством своего ума, фантазии. Мир воспринимается умом и сердцем.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Домашнее задание (по выбору):

По выбору. представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать?

  • Написать сонет.
  • Сделать презентацию по творчеству Шекспира. подготовить вопросы для интервью с Шекспиром “В. Шекспир – представитель эпохи Возрождения” (черты эпохи, литературы, личная жизнь);
  • Cочинение-миниатюра “Мое открытие Шекспира”;