Устный журнал "Зажги свечу души своей"

Разделы: Внеклассная работа


- Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

- Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы ребят).

- Сегодня мы с вами будем говорить о милосердии и благодарности. Как вы понимаете, что такое милосердие, благодарность (Ответы ребят).

- Сегодня мы полистаем страницы журнала “Зажги свечу души своей”. И первой страницей нашего журнала будет тема “Благодарность”.

1. Тема “Благодарность”

Цели:

- раскрыть сущность понятия “благодарность”,

- осознать значение благодарности в жизни человека,

- учить детей быть благодарными.

Ход занятия

- Ребята, сегодня тема нашего занятия “Благодарность”. Скажите, пожалуйста, знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает?

- Это очень интересное слово. Оно образовано из двух хороших слов: “благо” и “дар” - дарить благо, дарить добро, отблагодарить за добро.

- Как вы думаете, за что благодарят человека?

- Приведите примеры из своей жизни, когда вам говорили слова благодарности.

- А вы говорили слова благодарности? Какие?

- Давайте запишем их на доске:

- Спасибо! Большое спасибо! Вы очень любезны! Благодарю Вас! Я так вам благодарен! Я Вам очень признателен! Вы очень любезны! Примите мою благодарность! Моя благодарность не знает границ! И т.п

- И все же чаще всего в речи мы употребляем слово “спасибо”. Оно кажется нам таким добрым, светлым, родным.

- Ребята, а вы знаете, что слово “спасибо” не простое. Оно настолько важно в жизни человека, что у этого слова есть свой праздник - Всемирный день- День рождения “спасибо” -11 января. Происхождение этого слова прекрасно возвышенно!

Родилось оно в 16 веке из словосочетания “Спаси Бог”. В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Его использовали его как пожелание- пожелание спасения, обращения к Богу. Со временем словосочетание “Спаси Бог” от частого употребления сократилось и образовалось всем нам знакомое с детства слово “спасибо”. Учёные провели исследование и выяснили, что чаще всего это

слово произносится в Нью-Йорке. Москва заняла лишь 30-е место в ряду 42 самых крупных городов мира. Я думаю, что мы с вами будем очень стараться подняться употребляться вами в речи.

Благодарный человек внимателен и учтив. Будем учиться быть благодарным.

Послушайте сказку “Муравей и голубка”. Подумайте, кто из героев и за что должен говорить слова благодарности. Какие?

“Муравей и голубка”

“Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться. Но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубку. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался, было ее захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

- Кто из героев заслужил благодарность? За что?

- Какие слова при этом были сказаны?

- А что в таких случаях говорят в ответ?

- Запишем эти выражения: “Всегда к Вашим услугам! Пожалуйста! Не за что! Мне было приятно Вам помочь!”

- Ребята, а вы обратили внимание, что все предложения мы записали с восклицательным знаком. Как вы думаете, почему? Может это ошибка?

- Верно. Слова благодарности надо произносить с особой интонацией. Делать паузу, чтобы тот, к кому обращены слова, мог ответить на них. Проверим, как это у вас получается. Перед вами лежат листочки с заданиями. Работаем в парах. Сначала один говорит слова благодарности, а второй отвечает. Затем меняемся ролями.

Благодарим: маму за вкусный пирог; друга за подарок; бабушку за связанные носки; сестру за помощь при выполнении уроков; одноклассника за приглашение на день рождения; повара за вкусный обед….

- Ребята, а вы хорошо справились с заданием. Но скажите, всегда ли можно услышать слова благодарности за хороший поступок?

- Приятна ли для вас такая ситуация?

- Надо ли обижаться за это?

- Как же быть в этом случае?

- Конечно, вы правы. Человек дарит благо другому человеку не в обмен на что-то или на его слова благодарности. Он делает это ПРОСТО ТАК! И обижаться на людей, которые забывают вас поблагодарить, не стоит.

- Всегда ли вы говорите слова благодарности?

- Как правило, вежливые люди всегда благодарят. Это очень приятно. Помните об этом. Поэтому, придя, домой из гостей, перезвоните хозяевам и скажите слова благодарности за приятный вечер.

Если вы гости у родственников в другом городе (селе) - перезвоните, напишите открытку, сообщите, как доехали до дома, чтобы люди не беспокоились, и поблагодарите ещё раз за гостеприимность.

Но написать открытку со словами благодарности - дело очень непростое. Давайте попробуем. Перед вами несколько открыток: выберете ту, которая, по вашему мнению, больше всего подходит для этого случая. Как вы думаете, какую открытку следует выбрать?

- Верно, если время подписания открытки не совпадает с каким-либо праздником, событием, то лучше всего взять открытку с видами вашего города, природы, чтобы рисунок на открытке украшал и дополнял ваши слова благодарности.

(Каждый ребёнок показывает свою открытку, обосновывает её выбор, читает слова благодарности.)

Итак, с каким красивыми и хорошими словами мы сегодня познакомились?

- И все они благодарили людей за их заботу, душевную щедрость, желание творить и дарить добро. Придумайте синонимы (близкие по смыслу слова) к слову “благодарность”.

- Придумайте предложение с данными словами.

- Будет ли у вас сегодня возможность сказать эти слова? Кому и за что?

- Молодцы, ребята! Слово “благодарность” живет среди людей уже не одно тысячелетие, и, надеюсь, останется с нами навсегда.

- Что мы должны записать после этого занятия в “Паспорт нравственного человека”? Почему? (Запись)

2. Тема “Милосердие”

Цели:

- раскрыть понятие “милосердие”;

- определить значимость милосердия в жизни человека

- учить детей быть милосердными.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы приглашены в один замечательный и удивительный город. Называется он – Милосердие. Кто знает, какие люди живут в нем? (Как вы думаете, почему он так называется?) (Ответы детей)

- Верно, в этом городе живут люди, которые всегда готовы прийти на помощь, (вывешиваются плакаты): “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия”, “Подлинное милосердие бескорыстно”.

- Прочитайте, пожалуйста, что написано о милосердии. Как вы понимаете выражение “готовы сострадать другому человеку”? Что

это значит? (Ответы детей)

- Вы совершенно правы. Есть люди, которые умеют и хотят разделить ваше горе, сострадание; готовы поддержать вас в трудную минуту. А вы знаете, что милосердие, как учит история, - традиционная черта российского народа. Чтобы доказать это, я приведу несколько примеров:

В 1890-1894 годах в России на дела милосердия расходовали в год:

- в Санкт-Петербурге – 1 981 327 рублей;

- в Москве – 1 813 060 рублей;

- в Одессе – 709 863 рубля;

- в Риге – 504 556 рублей.

Это очень большие деньги. На эти деньги можно было построить пароход, фабрику, завод. Ведь в то время:

- 7-9 рублей стоила корова;

- 3-5 рублей стоил хороший мужской костюм;

- 25- 40 рублей в месяц получал квалифицированный работник.

В 1896 году благотворительных обществ, попечительских советов насчитывалось по всей России 3555. На деньги попечительских советов открывали школы, богадельни для солдат, приюты для бездомных, больницы для бедных. Люди, у которых была возможность помочь разделить страдания других людей, делали это от всего сердца, безвозмездно отдавая не только свои сбережения, но частичку своей души.

Плакат “Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему”. (С.И.Ожегов).

(Можно рассказать о Движении сестер милосердия.)

Плакат “Подлинное милосердие бескорыстно”.

- Как вы думаете, в настоящее время есть люди, обладающие милосердием?

- Вы наверняка знаете и слышали о такой организации, как Красный Крест. Какова задача Красного Креста? (Ответы детей)

- Молодцы. Люди, работающие в Красном Кресте, приходят на помощь в самые трудные минуты, в самые отдаленные уголки земного шара. Часто подвергают свою жизнь риску, погибают под пулями бандитов, терпят стихийные бедствия, но не покидают “боевой пост”.

(Рассказы о матери Терезе, докторе Л.Рошале, С.Н.Федорове).

Портрет матери Терезы

Мать Тереза (в миру Агнесса Гонджа Бояджиу) родилась в 1910 году в семье албанского торговца. Всю свою жизнь посвятила делу оказания помощи нуждающимся.

Первые уроки доброты маленькая Агнесса получила у матери. Именно мать научила детей молиться, любить и помогать людям.

После смерти отца семья оказалась в трудном положении. Тем не менее, мать сумела выстоять: открыла собственное дело, наладила семейный бизнес. Это был второй жизненный урок, полученный девочкой от матери.

В 1928 году Агнесса уехала в Индию, где 20 лет преподавала географию в Калькуттском институте св. Марии. В 1950 году в Индии основала Орден милосердия, где до конца дней (до 1997) была настоятельницей (возглавляла и руководила работой Ордена милосердия). В разных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. За вклад в дело мира в 1979 году ей была присуждена Нобелевская премия - ежегодно международная премия, названная в честь её учреждения, шведского инженера- химика, изобретателя и промышленника Альфреда Бернарда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал (31 млн. шведских крон) составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в акции, облигации и займы, доход от которых ежегодно делится на пять равных частей и с 1901 года присуждается ежегодно в форме Нобелевской премии за работы в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.

В 2003 году католическая церковь причислили мать Терезу к лику блаженных.

Портрет Леонида Михайловича Рошаля

Рошаль Леонид Михайлович (род. 27 апреля 1933, г. Ливны Орловской области), российский врач, детский хирург, профессор.

В 1995 году работал в Чечне, оказал помощь детям.

Журналисты назвали Рошаля Детским Доктором Мира. Для оказания помощи пострадавшим в результате землетрясения детям Леонид Михайлович выезжал в Афганистан, Турцию, Индию.

Принимал непосредственное участие в спасении заложников во время теракта на Дубровке в октябре 2002 года (вёл переговоры с террористами, выводил оттуда детей, передавал медикаменты, оказал помощь больным и раненым), а также предпринимал попытки освобождение детей – заложников в Беслане в сентябре в 2004 года.

Является экспертом Всемирной организации здравоохранения, председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах Всемирного ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф (WADEM). Член комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, член Общественной палаты.

За свою миротворческую и профессиональную деятельность Леонид Михайлович Рошаль получил титулы “Гордость России”, “Человек Года”, “Персона Года”. В.В. Путин вручил ему Орден Мужества за самоотверженность, проявленную при спасении заложников. Рошаль был награждён знаком “За заслуги перед Москвой”.

Портрет Святослава Николаевича Федорова

Федоров Святослав Николаевич (8.08.1927 -2.06.2000), российский офтальмолог, член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАМН.

Родился в семье военного. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону.

В 1961-1967годах Федоров занимал должность заведующего кафедрой глазных болезней Архангельского медицинского института. В 1967 году был переведён в Москву и возглавил кафедру глазных болезней и проблемную лабораторию по имплантации искусственного хрусталика 3-го Московского медицинского института. В 1969 году занимался операциями по имплантации искусственной роговицы, в 1973 году впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях.

В 1974 году возглавляемые Федоровым лаборатория выделилась из института и получила название Московской научно-исследовательской лаборатории экспериментальной и клинической хирургии глаза Министерство здравоохранения СССР.

В 1979-1986 годах - директор созданного на базе института микрохирургии глаза. Основатель и с 1986 года директор Межотраслевого научно-технического комплекса “Микрохирургия глаза”.

Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий “Заслуженный изобретатель СССР”, “Герой Социалистического Труда” (1987) и др. В 1986 году за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высший награды РАН- Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.

- Как много делают люди для благо других людей, как близко и понятно их милосердие для тех, кто в беде. И очень жаль, что такие важные, красивые и добрые слова, как “сестра милосердия”, “брат милосердия”, в современных словарях определяются как устаревшие.

- Неужели они и в самом деле устарели? Как вы думаете?

- Нужно ли милосердие нам?

- Правильно, оно нам просто необходимо, жизненно необходимо. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в нашем внимании, заботе, чувстве сострадание.

- Встречали ли вы милосердных людей?

- Какие синонимы можно подобрать к слову “милосердный”?

- А сами проявляли милосердие? Расскажите. (Анализ ответов детей.)

- Значит, милосердие никогда не устареет. Оно всегда нужно людям. Иногда просто знание того, что рядом есть люди, готовые бескорыстно помочь в беде, помогает справиться с горем. Не стесняйтесь проявить чувства, сопереживание к окружающим вас людям. И начните со своих близких.

- Давайте придумаем (изобразим) герб города Милосердия. (Анализ рисунков детей).

- Найдем синонимы к слову “милосердие”.

- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову “милосердие”.

- Каких же слов больше получилось - синонимов или антонимов?

- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

- Нужно ли милосердие в наше время?

- В чём оно проявляется? Примеры.

- В чём причины людского равнодушия и невнимания?

- Можно ли воспитать милосердие в себе?

- Что мы должны записать после этого занятия в “Паспорт нравственного человека”?

- Почему? (Запись)

Итог занятия

- Ребята, а как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?

- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите и уважайте друг друга!

- Позвольте, ребята. Посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнесся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?

- И закончит наш устный журнал, я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

- Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

- Давайте зажжем свечу души своей…