Открытый урок литературы по теме "Ищу человеческое в человеке…"Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Место урока в теме: третий урок в теме «Николай Васильевич Гоголь», во всём учебном курсе - урок № 57.

Название учебных пособий и программа: Программы по литературе 5-11 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010. Учебник: В.Я. Коровина. Литература 9 кл. в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2011

Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Задачи урока:

когнитивные:

  • формировать умение работать с текстом художественного произведения, вычленять необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;
  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы для характеристики образа персонажа;
  • способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;
  • предполагается, что к окончанию урока воспитанники будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и нерастраченных положительных качествах, приводить примеры, доказывающие ту или иную точку зрения;

операциональные:

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;
  • уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;
  • способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;

аксиологические:

  • создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;
  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
  • сформировать представление об истинных и ложных целях человеческого существования на основе негативного отношения к персонажам поэмы Н.В. Гоголя;
  • учиться давать объективную характеристику литературному герою как носителю определённых черт человеческого характера в сложном их переплетении.

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

  • технология развития “критического мышления”;
  • технология открытых вопросов, а также оценки и анализа реальной жизненной ситуации;
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
  • интерактивные методы,
  • межпредметные связи (живопись, обществознание).

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт воспитанников;
  • коммуникативная компетенция: кадеты учатся участвовать в дискуссии, приобретают навыки разработки и оценки альтернативы;
  • ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; они приходят к постепенному пониманию того, что личность человека чаще всего не поддаётся однозначной оценке, прямолинейной критике тех или иных недостатков; в ходе дискуссии кадеты учатся аргументировать свою точку зрения и представлять ее с учётом мнения оппонентов, привыкают толерантно относиться к чужому мнению;
  • информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с новыми литературоведческими терминами и понятиями, являющимися базовыми понятиями блок-темы;
  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам и иллюстрациям к нему известных художников.

Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Оборудование: учебник, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», карта урока, презентация, средства ИКТ.

Ход урока

Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что... следует взять те характеры, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши.
Н.В. Гоголь

1. Оргмомент.

Приветствие. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

(Слайд 2) Учитель читает строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви». Пробовали ли вы читать по лицам? Непростое это занятие, но интересное. Думаю, и весьма полезное: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей. А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»? На предыдущем уроке мы говорили о неоднозначной трактовке этого заглавия, узнали, что с какой-то загадочной целью прибыл в город NN «милейший» Павел Иванович Чичиков и готовы уже вслед за ним отправиться в путешествие по NN-ской губернии.

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

- Перечислите одного за другим героев этих глав (воспитанники называют последовательно: IIгл. – Манилов, IIIгл. – Коробочка, IVгл. – Ноздрёв, Vгл. – Собакевич, VIгл. – Плюшкин). (Слайд 3)

-Можно по-разному обсудить содержание этих глав и познакомиться с персонажами Гоголя: изучению бессмертного произведения посвящено немало научных работ и интересных рекомендаций по изучению его в школе. (Слайд 4) Можно, например, сесть в повозку, запряжённую бойкой тройкой лошадей, и отправиться на экскурсию, например, с такими забавными названиями «По следам Чичикова» или «Здесь гостил П.И. Чичиков». Пока «гостим» у помещиков, сравниваем их портреты, занятия, жилища. Интересные получаются выводы! (Слайд 5) Любителям более острых ощущений можно предложить несколько мрачноватую экскурсию – спуститься вместе с героями «Божественной комедии» Данте Алигьери в ад. (Слайд 6) Там на определённых кругах неминуемо встретимся с нагрешившими немало при жизни гоголевскими помещиками. А вот ещё, на мой взгляд, очень интересная трактовка персонажей «Мёртвых душ» - аллегория «Четыре века человека»: задержавшийся в детстве Манилов, вечно юный, с неиссякаем задором Ноздрёв, являющий пороки зрелого возраста Собакевич и Плюшкин – воплощение старости с её надвигающимся безумием и уродством.

Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя.

Предлагаю на уроке поучиться у Мастера этому таланту – «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй, при котором один человек по закону владеет «душами» сотен и тысяч бесправных и угнетаемых им людей.

Итак, чем, по вашему мнению, нам предстоит заняться на уроке? (Ответы кадет, попытки сформулировать задачи урока)

К какому результату мы, возможно, придём? (Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право – вряд ли кадеты сразу сформулируют. (Слайд 7) Поэтому формулируем следующие задачи: вглядеться в портретные характеристики помещиков, обратить внимание на художественные детали – «подсказки» Гоголя, найти не только уродливые черты в этих характеристиках, но и положительные задатки.)

(Слайд 8) Предлагаю отправиться в «картинную галерею» портретов помещиков поэмы Н.В. Гоголя. (Слайд 9) Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”, значит, конечная цель нашего урока – найти то общее, что роднит помещиков Н.В. Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. (Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово “тип”, мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям “Мёртвых душ” это имеет непосредственное отношение.)

3. Беседа по проблемным вопросам с опорой на прочитанный текст.

  1. Почему именно в такой последовательности изобразил Гоголь своих героев? (Слайд 10)
  2. Мнение критиков А. Воронского, А. Белого, А. Герцена. (Слайд 11)
  3. Подсказка Гоголя. (Слайд 12)
  4. Предлагаю разобраться с этой «шкалой деградации», действительно, ли она объясняет замысел Гоголя, с одной стороны, а с другой – ответим ещё и на вопрос, можно ли в авторских характеристиках помещиков разглядеть положительные черты?

Далее заранее подготовившиеся воспитанники рассказывают кратко обо всех помещиках, в конце ответа резюмируя, почему этому персонажу отведено именно это место в сюжете Гоголя. Воспитанники в ходе прослушивания ответов заполняют карту урока (приложение). После каждого ответа – беседа по вопросам.

Манилов. (Слайд 13)

(Слайд 14)

- Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердечном человеке? (Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки. О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности.)

- Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток мечтать о лучшей жизни? («Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание» Генри Торо)

- А может быть нам всем сто'ит поучиться у Манилова умению любить жену Лизаньку, детей?

- Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

(Слайд 15)

- Согласны с таким суждением: оказывается Манилов «более мертв», чем, скажем, Ноздрев или Плюшкин, у которых, конечно же, есть «свой задор»? Куда бы вы теперь переместили Манилова на «шкале деградации»?

Коробочка. (Слайд 16)

(Слайд 17)

- Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина? (Страшнее во стократ, когда пороком изуродована женщина, чьё главное предназначение – дарить жизнь.)

- Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

- «Дубинноголовая» - подберите синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка…) (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но… По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость» ее, по определению Чичикова, не знает предела.)

- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)

- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)

- Вернёмся к шкале деградации: «достойное» ли место на ней занимает Настасья Петровна? (Слайд 18)

Ноздрёв. (Слайд 19)

(Слайд 20)

Ноздрев — обаятельный и бесхитростный, «естественный» человек. Опровергните хоть одно из этих утверждений. (Нет, он в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению. Он сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет он себя вызывающе, нагло, агрессивно.)

- Как вы думаете, «страстишка» Ноздрёва «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию? (Расчета в его действиях, действительно, нет. А действует он из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»)

- Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)

- Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко? (Слайд 21) Какое место вы отвели бы этому персонажу на этой лестнице пороков?

Собакевич. (Слайд 22)

(Слайд 23)

- Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. (В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.)

- Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой?  (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)

- Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.) (Слайд 24) Почему всё-таки имеет смысл его оставить на предпоследней ступеньки этой иерархии?

Плюшкин. (Слайд 25)

(Слайд 26)

- Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?

- Есть мнение, что Плюшкин - это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это? (Да, он достоин жалости, но если бы зловещая тень этого безумца не превращала в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!) (Слайд 27)

4. Подведение итогов урока. (Слайд 28)

- Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.

Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право

5.  Рефлексия. (Слайд 29)

Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых кадеты записывают слово и заворачивают край.)

6. Задание для самоподготовки и его комментарий: (Слайд 30)

  • Подготовить связный ответ: «Дома и их обитатели» (Интерьеры помещичьих домов и описание усадеб в 2-6 главах).
  • Перечитать 7-10 главы, подумать над вопросом: «Чем отличается галерея портретов чиновников от галереи портретов помещиков?»

7. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.