Применение активных методов и форм обучения на уроках химии

Разделы: Химия


На своих уроках я применяю активные методы и формы обучения, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий. При их применении учащиеся в группе или индивидуально активно работают, размышляют, сравнивают, анализируют, в конечном итоге познают мир, расширяют свой кругозор, свои знания, свой опыт, у них появляются новые идеи, мысли. А это очень важно, так как в современных условиях развития школы вопрос о повышении эффективности и качества уроков становится все более актуальным.

Решение данной проблемы невозможно без наличия осознанного стремления учащихся к получению химических знаний, повышения интереса в изучении химии. В этих условиях большое значение приобретает проблема формирования устойчивой мотивации учащихся к изучению химии. Как средство формирования мотивации при изучении химии в лицее я стараюсь на своих уроках использовать интерактивные, проектные, игровые технологии обучения, исторический материал, поэтические заставки (отрывки из стихотворений). Например, к уроку по теме "Сера и ее соединения" в 9-ом классе, несколько лицеистов готовят опережающее задание, используя материал об извержении вулкана Везувий, об истории применения "греческого огня" [1], отрывки стихотворений А. С. Пушкина периода 1832-1836 годов (о ростовщике) [2], а к уроку по теме "Медь" лицеисты готовят опережающее задание, рассказывая о древнейших изделиях из самородной меди, найденные в Египте, Месопотамии, на Кавказе, используя дополнительную литературу.

Для более эффективного усвоения программного материала, повышения качества знаний, заинтересованности учащихся, привлечения учащихся в совместную творческую работу на своих уроках применяю ИКТ с использованием мультимедийных средств и рассматриваю ИКТ какинструмент познания, способствующий формированию естественнонаучного мировоззрения; как средство развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса.

Кабинет химии в лицее имеет все необходимое для проведения современного мультимедийного урока. Ведь работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой. Интерактивные технологии позволяет оптимизировать проведение уроков, особенно объяснение нового материала; организовать более продуктивное выполнение тестовых заданий на доске, взаимопроверку и обозначение правильных вариантов на доске, работу по моделированию, также выполнение опытов, которые мы не имеем возможности продемонстрировать учащимся [3].

Все это позволяет лицеистам получать знания не только от учителя, но добывать и работать самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности. В 21 веке важнейшей задачей образования становится научить человека жить и полноценно, творчески трудиться в мире Интернета, глобальных коммуникационных сетей, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Выпускникам, окончившим школу, необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и скорее всегоим не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.

Для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, лучшего усвоения материала применяю на своих уроках игровые технологии, которые позволяют расширить кругозор, активизировать познавательную деятельность, воспитывать самостоятельность, развивать память, общеучебные навыки, творческие способности, мотивацию учебной деятельности [4]. Игры можно готовить по готовым шаблонам. Например, шаблон игры "Химический лабиринт"был взят с сайта К о н Т р е н - Химия для всех и подготовлены игры по нескольким темам. Вижу много достоинств учебной игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении, игра учит самостоятельно решать игровые задачи, использовать свои знания, учит работать в коллективе. В каждой игре должна быть занимательность [5].

На различных этапах урока использую химические диктанты, эстафеты, викторины. В целом, игра способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Несомненно, что игра, как и любое другое средство обучения должна применяться только в сочетании с другими средствами, методами и приёмами преподавания. Развитию творческих и интеллектуальных способностейтакже способствует технология проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет ученикам попробовать свои силы, сделать что-то самостоятельно, показать это всем, увидеть свой результат. Например, при прохождении определенной темы учащиеся в группах или индивидуально готовят учебные проекты по заранее определенным темам, заранее выработав определенные правила работы по проектам [6].

Считаю, что особое внимание надо обратить на дифференциацию обучения, которая позволяет акцентировать внимание учителя на работе с учащимися с различным уровнем подготовки. При изучении нового материала я стараюсь создать такую ситуацию, в которой каждый ученик принимает участие на доступном для него уровне [7].

В заключение хочу сказать, что у каждого учащегося свои потенциальные возможности, восприятие, развитие, и задача учителя - создать такие условия, чтобы раскрыть каждого ученика для успешного усвоения учебного материала, для его веры в себя, уверенности, его комфортности на уроке. Чтобы видеть блеск и тысячу вопросов в глазах своих учеников, нам надо постоянно двигаться вперед, вести активный образ жизни. Закончить свою статью хочу словами мыслителя Али Апшерони о том, что педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.

Литература:

  1. Очерк общей истории химии// От древнейших времен до начала XIX в. / Фигуровский Н. А. -М: Наука,1969 г.
  2. Пушкин А. С. стихи периода 1832-1836 годов (стихотворение о ростовщике), с. 17.
  3. Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся [cтатья] //Бортникова Галина Васильевна,
  4. Применение игровых технологий на уроках химии [cтатья] /Малахова Е. Ю.
  5. Мы изучаем химию [текст]//Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии/Тыльдсеп А. А. , Корк В. А. -М.: Просвещение, 1988.
  6. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения [cтатья] /Гузеев В. -/Директор школы/1995. №6. С. 39-40.
  7. Новые формы проведения уроков химии в систему дифференцированного обучения химии [cтатья] /Кузьменко М. И. 2010.

Презентация.

Приложения.