Урок литературы по теме "Плохое настроение, или Когда вся жизнь – отравленная радость". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока: влияние плохого настроения не только на поведение человека, но и на его творческое начало.

Задачи урока:

  • показать на примере творчества М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова, как может плохое настроение трансформироваться в талантливые стихи;
  • учить приёмам поведения, чтобы плохое настроение не переросло в депрессию;
  • развивать коммуникативные УУД:

А) учить участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Б) учить слушать и понимать других.

Эпиграф к уроку: “Жизнь коротка: Нарушай правила - Прощай быстро – Целуй медленно – Люби искренно – Смейся неудержимо”. (Китайская мудрость)

Оборудование урока: фото учащихся в плохом настроении, портреты и стихи М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова, компьютерная презентация, распечатка заданий.

Ход урока

1. Объявление цели урока учителем.

Сегодня для вас не совсем обычный урок: мы будем говорить не просто о плохом настроении, а о том, что писали поэты в моменты, когда у них было плохое настроение. Подробнее остановимся на творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.А.Некрасова. А для начала выясним, какое настроение называем плохим и какими словами его можно обозначить.

Слайд 1. Презентация

Муки, страдания. грусть, печаль, тоска, душевный дискомфорт, упадок сил, подавленность, угнетённость, моральная слабость, слезливость, плаксивость, нытьё, равнодушие, пустота, чувство вины (собственной или близкого человека, всё равно кого, хоть Бога), скучно несчастлив, всё противно, мрачность, уныние и ,наконец, - отравленная радость.

Слайд 2. (скульптура Родена “Мыслитель”)

Учитель: Утешу вас тем, что плохое настроение – вполне нормальное состояние цивилизованного человека. И чем мы цивилизованней, тем богаче для нас – по содержанию, тематике, интенсивности и значимости – плохое настроение. Попытаемся в этом разобраться. А помогут нам тонкие знатоки человеческой души и собственных переживаний – поэты.

Теперь попробуем описать с помощью поэтов некоторые нюансы плохого настроения.

Чтение стихов М.Ю.Лермонтова:

  1. “Одиночество” стр.45.
  2. “Расстались мы…” стр.162–163.
  3. “И скучно и грустно…” стр.185.
  4. “Дума” стр.168.
  5. “Прощай, немытая Россия…” стр. 213–214.

Учитель: Это стихотворение было написано в 1841 году, когда Лермонтов ехал на Кавказ в ссылку, обиженный на весь белый свет.

“Немытая Россия” - дремучая, отсталая, ленивая и ,конечно, грязная. В общем, совсем непрезентабельная. Но был ли прав Лермонтов, называя Россию “немытой”? Княжна Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за короля Франции Генриха I в 1051 году. И в ужасе писала потом отцу о том, что Париж – город весьма грязный, французы очень нечистоплотны, о регулярном мытье у них и понятия нет, моются в лоханках, а канализация полностью отсутствует – продукты жизнедеятельности выливаются из горшков прямо на улицы, ароматизируют в сточных канавах.

Удивление княжны нравами парижан понятно – в Киеве даже самый захудалый двор был оснащён соответствующими удобствами (традиционная будочка над ямой), и помои по улицам не текли. Ну а что касается регулярного мытья, то бани появились на Руси задолго до Анны и использовались с завидным постоянством.

Стихи Н.А.Некрасова о России тоже полны грусти. Его тяготило крепостное право на родине. Поэтому тяжело читать его стихи: не в плане техники чтения, а в плане содержания.

Чтение стихов Н.А.Некрасова:

1. “Родина” стр. 29–30.

2.”Несжатая полоса” стр. 51–52.

3.”Вчерашний день, часу в шестом…” стр. 36.

Учитель:

Плохое настроение и у Н.А.Некрасова, и у М.Ю.Лермонтова. Но чем, по-вашему, такое настроение вызвано?

- Болью за судьбу народа.

- Несчастной любовью.

- Свойствами характера.

Например, поэт Апухтин придумал для себя (воздвиг) статую Меланхолии и посвятил ей стихи. Александр Блок в своём воображении создал Прекрасную Даму. и стихи посвящал ей. Поэты иначе чувствуют, чем мы. У них очень ранимая душа, нервная система постоянно взбудоражена, чувства обострены. Поэтому и стихи у них бывают грустными. Своё плохое настроение они расплавляют в стихи.

Вот ещё строки восточного поэта Омара Хайяма:

Слайд 3.

Поток времён суров, везде угроза
Я уязвлён и жду всё новых ран.
В саду существ я сжавшаяся роза.
Облито сердце кровью, как тюльпан.

Плохое настроение… Но всегда ли это плохо? Наверное, нет. Хотя бы потому, что изменяя бег времени, оно заставляет человека оглядеться на себя, оценить всё и переоценить заново. Плохое настроение делает людей, сердца которых не иссохли, философами, приобщает к человеческой мудрости, заквашенной на страданиях души.

Вот ещё Омар Хайям:

Слайд 4.

Познай все тайны мудрости! – А там?
Устрой свой мир по-своему! – А там?
Живи беспечно до ста лет счастливцем…
Протянешь чудом до двухсот! – А там? ...

Учитель:

Но не всегда стихи “обиженных на весь свет” поэтов бывают грустными? В их печали много радости, светлого чувства. Плохое настроение – это облако, туча на небосклоне нашей души, под которыми всегда стоит яркое, тёплое, ласковое солнце!

Слайд 5 (портрет Вареньки Лопухиной)

Чтение стихов М.Ю.Лермонтова:

1. “Отчего” стр. 197.

2. “Печаль в моих песнях…” стр.137.

3. Родина” стр. 207.

Чтение стихов Н.А.Некрасова :

Слайд 6 (портреты Панаевой и Зинаиды Некрасовой)

“Я не люблю иронии твоей…” стр. 41.

“Зине” стр. 230.

“Я сегодня так грустно настроен” стр. 53.

Учитель:

Изумительные стихи! В них торжество любви!

Люди искусства создают шедевры. Ну а мы, простые смертные, как же нам жить в моменты когда нас посещает плохое настроение? Как нам защитить свою психику? Для начала немного истории:

… Древние египтяне были глубокими и тонкими психологами: и врачи, и ясновидящие, и, конечно, жрецы. Настенные каменные письмена Луксора и усыпальниц фараонов, их жён и жрецов сохранили классификацию человеческих переживаний, в том числе и “плохого настроения”. Согласно четырём стихиям – холоду, жару, сухости и влажности, плохое настроение бывает соответственно

“холодным” (тусклость, серость, отчуждённость, сиротство и т.д.)

“жарким” (раздражительность, гневливость, плаксивость без слёз, нытьё, самоуничижение, грусть, чувство вины)

“сухим” (вкус потерян, аппетит снижен, бессонница, дискомфорт, вялость )

“влажным” (плаксивость, глаза на мокром месте, слезливость – слёзы ручьями текут без причины)

Когда “плохое настроение” состояло из разных комбинаций, древние характеризовали такое состояние как болезнь и человека отправляли к жрецам или ясновидящим, которые помогут разобраться, кто причинил зло.

В Европу знания о “плохом настроении” пришли не только из Египта, но и от древних китайцев, тибетцев и японцев. В их учении шла речь шла о “низком” и “высоком” настроении.. К взглядам на асимметричность наших переживаний учёные пришли только в 60-х годах XX века. То есть спустя 6 тысяч лет. Сейчас наука о функциональной асимметрии бурно развивается.

В плохом настроении нами овладевают страх или тревога. Когда одновременно человека мучают и страх, и тревога - это уже депрессия. Депрессия – болезнь. Депрессия парализует волю и подавляет болевую чувствительность порой до такой степени, что человек становится как каменный. Плохое настроение и депрессия – две разные вещи. До депрессии себя допускать нельзя. Перед тем, как перейти к конкретным практическим советам, т.е. ответить на вопрос: что делать?, когда у нас “плохое настроение”, коснёмся ещё одного аспекта этого явления. Иногда нас окружают люди мрачные, угрюмые, ворчливые или сварливые. Слава Богу, что не все таковыми являются! При первом взгляде на них можно подумать, что эти создания постоянно испытывают плохое настроение. Не нужно торопиться с выводами! Дело в том, “угрюмые, сварливые” чаще всего не знают, что такое “плохое настроение”, ибо отыгрываются на ближних, перенося на них свои неприятные эмоции. Очень часто “плохое настроение” оказывается маской, за которой человек прячет свою агрессивность. Таким образом, плохое настроение можно рассматривать в некоторых случаях и как черту характера.

Теперь напишите на предложенных вам листках, что вам поднимает настроение?

Слайд 7.

Что вам поднимает настроение?

- музыка;

- чтение;

- путешествия;

- танцы;

- рисование;

- общение;

- ароматы;

- цветы;

- сон;

- ругань.

2 ученика делают подсчёт записей, озвучивают результаты

Рефлексия. Чем может быть вызвано плохое настроение?

- болью за судьбу народа, за близких людей;

- несчастной любовью;

- свойствами характера;

- неудачами в учёбе, нежеланием подчиняться правилам жизни.

Как поднять настроение? Вы уже ответили.

Слайд 8.

Как важно радоваться,
Пусть даже по мелочам,
Как важно сдерживаться,
Чтоб не послать всех к чертям!
Как важно найти хорошее,
Да там, где его нет,
Как важно встретить с улыбкой
И в пасмурный день рассвет!