Сценарий литературно-музыкальной композиции "Лучик света – Аня Синякова"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (18,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (8,2 МБ)


Литературно-музыкальная композиция была подготовлена силами учащихся двух шестых и девятого класса в 2013 году на занятиях кружка «Лира». До этого некоторые ученики школы встречались с мамой Ани Синяковой в областной детской библиотеке. Там же были приобретены книги Ани Синяковой и книга о ней, из которых взяты рисунки девочки и фотографии, стихи, ноты песен. Некоторые стихи и фотографии Ани можно найти в интернете на сайте «Стихи.ру».

Стихи Ани читались и обсуждались на занятиях кружка, многие были инсценированы. Творчество Ани не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Композиция была представлена для учащихся и учителей школы и района, а затем на заседании Литературной студии города Белогорска.

Звучит «К Элизе» Бетховена.

Словно искорка от костра
Ярко вспыхнула ты и погасла.
Столько боли перенесла!
Только жизнь прошла не напрасно!

Ты стихами своими смогла
Победить и болезнь, и время.
Силы все вложила в слова,
Не оставив на выздоровленье.

Или в нашем жестоком мире
Не нашлось для тебя местечка.
Жаль, он стал бы добрее и шире,
Если б билось твое сердечко.

Не смогли мы тебя спасти,
Наша девочка, ангел небесный.
Птицей ввысь улетела ты,
Оборвав в полуслове песню...

Ты останешься навсегда
В своих песнях, стихах и сказках.
Ведь они помогают нам
Видеть мир в необычных красках.

Будет сказки твои читать
Детвора в детсадах и школах.
Имя будет твоё называть:
– Автор – Анечка Синякова.

Вед. 1: Это стихотворение Елены Петровны Развозжаевой посвящено талантливой девочке Ане Синяковой, которая прожила всего 14 лет,  но оставила после себя стихи, музыку, сказки рисунки…

Вед. 2: Когда Ане было 10 лет, она написала в своей автобиографии: «Я родилась в 1991 году февраля. Начала читать в 1 год и 8 месяцев. Сначала в 3 года писала сказки, а уже в 3,5-4 года начала писать стихи. Стихи у меня сочинялись после прочтения книг, а потом уже просто так. Но всё равно повод к сочинительству стихов всегда есть».

Страна моей фантазии

Я уехать хочу
Ни туда, ни сюда.
Я уехать хочу
В никуда, в никуда.
"Там вечное лето,
Зимы не бывает, –
Сказали мне те,
Кто туда приезжает. –

Там дети бесплатно
Идут в зоопарки,
Там не города,
А весёлые парки,
Там сладостей куча,
И взрослых там нету, –
Сказали мне те,
Кто увидел всё это. –

Там замок прекрасный,
Он очень большой,
Он в небо упёрся
Своей головой.
Там дети рисуют,
Поют и  играют", –
Сказали мне те,
Кто туда приезжает.

И я соберу всех друзей и подружек,
И будем все вместе мы 
Шлёпать по лужам.
Придём в этот город,
Устанем с дороги…
Но там не ругают
За мокрые ноги.
Ведь взрослых там нету,
Везде только дети,
А дети детей не ругают –
Друг друга они
Понимают.                28.03.2001 г.

Вед. 2: Это была удивительная девочка: она занималась гимнастикой, музыкой, рисованием и сочиняла.

Вед. 1: Она способна была «увидеть мир в зерне песка»:

Увидеть мир в зерне песка

Стою на Бирских берегах,
Шумит кругом вода.
Держу в руке зерно песка
И размышляю так:
– Его несла сюда река,
Наверно много лет.
"Откуда ты? "– его спрошу,
И даст он мне ответ…

Стояла у реки скала,
Стояла много лет.
И выпадали над скалой
То дождь, то град, то снег.
Попала в трещины вода,
Замёрзла в них зимой.
Весной, когда растаял снег,
Он снова стал водой…
…………………………
И так десятки тысяч лет:
Обломки от пород
Ручей смывает, а затем
Он в реку их несёт.
Обломки сгладила река
И принесла сюда…

Беру ещё зерно песка,
Кругом шумит вода.
А он откуда? Из лесов
Древнейших он приплыл.
И по нему давным-давно
Сам динозавр ходил!
А этот ветром принесён
С китайской стороны,
С пустыни жаркой…

На Бире различные пески.
История у них своя,
И по всему песку,
Как будто по страницам книг,
Историю моей Земли
Я прочитать могу!      9.12.2001 г.

Вед. 2: Например, про то, как "дождь идёт по городу",  я сочинила в дождливый день. Вторым поводом к нему послужила песня "Дождь пойдет по улице", которую мы учили в школе.  "Черемуха". На Лукашах, где у нас огород, много деревьев черемухи. И когда она однажды весной зацвела, ко мне пришло вдохновение. Я сочинила стих. 

Песня «Черёмуха» (поют шестиклассники)

Вед. 1: Аня обожает жизнь и все её проявления. Наверное, поэтому у неё есть  стихи обо всех временах года.

Осень – славная пора!

Пусть вокруг все будет сыро –
Не расстраивайся, друг!
Ты на улицу взгляни-ка,
Что за красота вокруг!

Все деревья золотые,
А прозрачный воздух чист…
Вряд ли лучшую картину
Нарисует пейзажист.

Погляди-ка ты на небо,
Сколько в небе облаков!
Сколько в небе птиц летает! 
Не хватает даже слов.

Листья высохшие в небе
Целый день кружат, кружат…
Из земли торчат былинки,
Травки желтые лежат.

Пахнет листьями, землею,
Тянет дымом от костра…
Хоть и холодно, а все же
Осень славная пора!

20 сентября 2001

Вед. 1: В Биробиджане в начале апреля уже нет снега. Зазеленели лу­жайки, и почки на деревьях выбросили первые листочки. Стало совсем тепло. Но неожиданно повалил снег. Влажный и обиль­ный, он накрыл толстым одеялом землю, дома и деревья.

Вед. 1: Аня восхищенно написала об этом снегопаде:

Снег идет в апреле

Закружились в небе 
Белые метели.
Снег идет в апреле!
Снег идет в апреле!

Набухали почки,
Птицы всюду пели…
Но назло природе
Снег пошел в апреле.

Нам привет прощальный
Шлет зима-старуха,
И летит снежинка
С неба белой мухой.

Скоро май начнется,
Кончатся метели,
А сегодня видишь!
Снег идет в апреле. 8.04.2002

Вед. 1: На следующий день она продолжала удивляться неожиданно­му снегу и его обилию. И было чему! Под тяжестью пропитанно­го влагой снега ветки тополей гнулись, трещали и ломались. Снеж­ные массы с тихим шорохом сползали с веток и рушились на зем­лю. Ветви облегченно вздымались, а дерево, освободившись от ненужного груза, вдруг вздрагивало до самой макушки, низвер­гая новые массы снега. Некоторое время оно ещё покачивало ветвями вверх-вниз, вверх-вниз, сбрасывая уже небольшими пор­циями последние остатки снега с ветвей.

Вед. 2: После школы Аня помчалась на улицу и, вернувшись оттуда румяная и возбужденная, позвала отца смотреть и фотографировать «Красотищу». Они прошли к ЦДТ, где елки ещё не полностью сбросили свой неожиданный апрельский снежный наряд, а потом «эта прелесть» воплотилась в стихотворение «Снежная сказка».

Снежная сказка

Всю ночь сегодня снег валил,
А утром мы проснулись –
Дома, деревья и кусты
Живыми обернулись.

На них лежит пушистый снег
И кажется прохожим:
Вот здесь корявый куст растёт
На паука похожий,

А там огромный слон стоит
И хоботом мотает,
А ближе подойдёшь – гараж
Хозяин закрывает.

Вот у дороги вся в снегу
Стоит невеста-елка,
А около её ствола
Сорока-балаболка.

Все стало таять – день настал,
И появились лужи.
Паук две лапы потерял,
И ёлка стала хуже.

С нее сползает талый снег,
Уже видны иголки…
Но вдруг машина пронеслась,
Заляпав платье елки.
И елка сбросила его
Уже без сожаленья,
И, вмиг оставшись голышом,
Вздохнула с облегченьем. 9.04.2004

Вед. 1: В стихотворениях Ани часто присутствуют серьёзные размышления о жизни.

Вед. 2: Стихотворение «Караван», которое Аня написала в 10 лет, она сама выделяла из других своих стихотворений, так как оно посвящено судьбам людей, и не просто людей, а вообще человечества.

Караван

Много дней караван по пустыне бредёт.
Ни воды, ни еды, ни прохлады.
Много дней караван по пустыне бредет.
Люди солнцу в пустыне не рады.

Все идут и идут,
Всё несут и несут
На горбах верблюды людей.
Да, опасен их путь,
Их с преградами путь,
К ним пустыня не будет добрей.

Вот бархан на пути.
Им бархан обойти
Будет стоить немалых трудов.
Люди гибнут в пути,
Трудно людям идти.
И не слышно ни песен, ни слов.

Вдруг – оазис вдали.
Как же рады они!
Вволю пьют, и едят, и поют.
Но пора им идти.
Снова люди в пути.
Снова все по пустыне идут.

Им мерещится дом и оазис с прудом,
Градом катится пот с лица…
Много дней караван по пустыне бредет
И не видно пустыне конца. 5.10.200

Вед. 2: Стихи я сочиняю не обязательно с начала. Иногда сочиняю с середины или с конца. Потом уже все выстраиваю по порядку. Бывает и так: сочиню просто несколько двустиший (на одну и ту же тему), а потом складываю их вместе, кое-где меняю местами и получается стихотворение. Таким способом получилось стихотворение "В школу". 

В школу!

По ковру золотому на школьном дворе
Дети учиться идут в сентябре.
Падает с дерева жёлтый листок,
Скоро начнется первый урок,
А за окошком кружит листопад.
Скоро мне в школу – я этому рад.

Будут нас все в это день поздравлять,
Будем все новое мы познавать.
Вот и знакомая наша скамейка,
Возле неё и начнется линейка.
Радостно видеть счастливые лица – 
Мы начинаем снова учиться!

Скоро войду я в знакомый свой класс.
Кто-то увидит его в первый раз.
В чистой тетради я выведу строки: 
«Очень люблю я такие уроки!».

Вед. 1: О школе Аня пишет очень много, и часто – с юмором, иронически:

Беру я ручку и тетрадь,
Учусь писать слова.
Пишу я слово «кипяток» –
Мне снова ставят «два».

Ну почему мне ставят «два»?
Ну почему не «пять»?
Да потому, что «кепиток»
Я написал в тетрадь.

Я слово написал не так,
Но смысл остался ж в нём!
От этого же кипяток
Никак не станет льдом!

Ну не изменятся слова,
Хоть как их написать.
Когда ж учителя поймут
И мне поставят «пять»?!

Вед. 2: Аня очень любила учиться, хотя иногда и говорила о себе в третьем лице:

Синякова и рисует, и играет и поёт.
А когда стихи напишет, их в редакцию несёт.
Еле-еле успевает по кружкам она ходить…
Ну, когда же для учёбы Ане время находить?                2001

Писали годовые,
Писали четвертные
Контрольные, диктанты, изложения.
И лезли мы из кожи,
И было трудно все же
Нам выучить таблицу умножения.

Шептались на контрольных:
"Ответ писать неполный?",
"Деление в задаче иль сложение?"
Писать не успеваем,
Спряженья забываем…
"Какое там второе предложение?"

Звенит звонок, и снова:
"Эх, не успел два слова!",
"В задаче там молекулы иль атомы?"
Учителей любили.
Друг с другом мы дружили.
Вообще-то были классными ребятами! 9.06.2001

Вед. 1: Аня очень любит животных – и кошек, и собак, и рыбок, и всех-всех-всех. Ей стыдно за тех  людей, которые бросают своих пи­томцев-животных или вымещают злобу на беззащитных созда­ниях.

Вед. 2: Своими стихами Аня пытается призвать людей заботиться о тех, кого они приручили.

Собаки-дворняги

Собаки-дворняги,
Ночные бродяги!
Живётся вам трудно 
Под небом открытым,
На свалках вы бродите
В холод и в слякоть.
А сытые доги
Сидят по домам.

Собаки-бродяги,
Барбосы и жучки,
На пуделей важных
Не стоит смотреть.
На длинных цепях их
Хозяева водят,
В ошейниках им
Не уйти от людей.

Захочет болонка
С овчаркой полаять,
За кошкой побегать
И влезть под забор,

С цепи она рвется –
А цепь не пускает…
Дворняга гуляет
Сама по себе.

Захочет – на свалку
Поскачет за кошкой,
Захочет – пристанет
К соседскому псу.
Дворнягам не нужно
Обедов роскошных:
Отыщет помои –
И весь день сыта.

Бродяга нередко
Бывает побитой,
Собачники ловят
Дворнягу сачком…
Но всё же дворнягам
Привольно живётся,
Они все свободны 
И не на цепях.  5.11.2001г.

Вед. 1: Стихотворение Ани про беспри­зорного котенка, брошенного «хозяином»,  «Экспресс газета» кратко проком­ментировала:  «Так Аня борется с жестокостью и злом».

Живу у грязной лужи,
Питаюсь чем попало...
Я никому не нужен,
А я хороший малый!
Меня хозяин бросил
Под проливным дождем.
Я здесь живу всю осень,
Подвал – мой лучший дом.

Но злобный дворник старый
Здесь утром подметает,
Меня он прогоняет
И всячески ругает.

А я терплю обиду
И жёсткую метлу.
Я маленький котёнок,
Мне скучно одному.

Вед. 2: О процессе творчества Аня рассказывает так: «Я даже придумала себе игру – мне говорят рифму, а я на нее сочиняю стишок. Иногда получается неплохо. Мне эта игра очень нравится, не утомляет меня, а вот окружающим частенько надоедает.

Вед. 1: Стихотворение «Лошадь» родилось из рифмы, придуманной папой Ани: «воз – остеохондроз»

Инсценировка:

Плелась кобыла по дороге,
Тащила за собою воз.
Устали у бедняжки ноги,
Замучил остеохондроз.
Она брела и причитала,
Вздыхая горько, тяжело:
– Ах, если б только я летала,
Как хорошо бы мне жилось!
Я б в облаках тогда парила,
А не тащилась тут в пыли.
Мне воз тянуть бы легче было
И все болезни вмиг прошли.
Хозяин мной бы был доволен!..
А сверху пташки ей поют:
– Полётом не прельщайся, лошадь,
Не только твой так тяжек труд,
Мы весело поём, порхаем?
А крылья ох как устают… 8-16.10.2004 г.

Вед. 2: «Стихи приходят ко мне внезапно, и я записываю их чем попало и на чём попало»,–  рассказывала Аня. Вот история одного стихотворения.

Вед. 1: –  Когда ты его сочинила? – спросил её папа.

Вед. 2: –  За печатной машинкой. Сначала дурачилась, печатала что попало... Потом думаю: «Что напечатать?». Печатаю: «Шёл». Что еще напечатать? Печатаю: «по улице». Кто? Пусть будет «козёл». Затем – пусть будет он не один: «вместе с ним козленок шёл». Теперь, думаю, дам диалог: «говорит»... А дальше уже пошло...

Вед. 1: Все произошло вроде бы совсем просто, а результат – замеча­тельный (инсценировка):

Шёл по улице козёл,
Рядом с ним козлёнок шел.
Он спросил козла: «Зачем
Я траву всё время ем?»

Отвечал козёл ему: 
– Для того ты ешь траву,
Чтобы стать большим, здоровым,
Словно тётушка корова.
– А зачем же ест она?
– Чтобы больше быть слона.
– Но тогда я не пойму,
Для чего трава ему?

– Точно я, сынок, не знаю,
Но, наверно, для того,
Чтобы тетушка корова 
Не переросла его!        8.03.2004

Вед. 1: Муравьи – Анины друзья с  раннего детства. Уже в три-четыре года она на листе любого размера рисовала сотни муравьев, совер­шенно не похожих один на другого. И все они были заняты рабо­той, а отдыхали единицы.

Вед. 2: В хабаровской больнице у папы  с Аней зашел разговор о том, что про тараканов и комаров у нее есть стихи, а про её любимых мура­вьев ничего нет. Через некоторое время она показала отцу  листок, где написала о дереве с дуплом, к которое часто навещала в Биробиджане, возвращаясь с занятий в ЦДТ.

Муравьи

У трассы дерево росло,
На ветках листьев не осталось,
В нем было старое дупло,
В нем муравьи обосновались.

И всякий раз, когда домой
Я вдоль дороги шла с «площадки»,
На муравьиную тропу
Я им крошила шоколадки.
Я им все пряники несла,
Что нам на полдник выдавали,
Потом любила наблюдать, 
Как муравьи еду таскали.

Но наступали холода
И снегом вся земля покрылась,
И возле старого дупла
На время жизнь остановилась.

Когда я вдоль дороги шла,
Мне было как-то одиноко,
С собой я крошек не несла,
Домой казался путь далеким.

Зимой тянулись долго дни.
Ждала весны я с нетерпеньем:
Когда проснутся муравьи,
Я буду их кормить печеньем.

И приходило лето вновь,
Я снова у дупла стояла
И муравьям, своим друзьям,
Я крошки вкусные бросала.

Немало времени прошло,
Быть может дерево срубили,

А может и стоит оно,
К нему давно мы не ходили,

Но если доведется мне
Еще ходить по той дороге,
Я не забуду о дупле,
Туда свои направлю ноги.

И если в дереве большом
Осталось муравьев немножко –
Я как тогда, давным-давно,
Опять бросать им буду крошки.

Вед. 1: Героями стихотворений Ани часто бывали разные животные, которым нужна помощь.

Мышка

Плачет мышка на дороге,
Зябнет мышка от дождя.
У нее промокли ноги –
Помогите ей, друзья!

У промокшей бедной мыши
Нет над головою крыши.
Мокнет мышка под дождем.
Где мы зонтик ей найдем?
Я пошла к себе домой,
Принесла ей зонтик свой.
Вот теперь у мокрой мыши 
Есть над головою крыша!

Мышка прыгает и пляшет,
Ей и дождь уже не страшен.
Ведь она с таким зонтом
Не промокнет под дождем

Вед. 2: А в этом стихотворении разыгралась драма, которая закончилась хорошо (инсценировка):

Люди не звери

Потеряла мышь мышонка.
Что же делать ей теперь?
Вдруг его поймала кошка
Иль другой ужасный зверь?

Вдруг попался в мышеловку
Глупенький её малыш?…
Обыскала всю квартиру,
Сбилась с ног бедняга-мышь.

Целый день она рыдает,
По ночам не может спать.
Ведь она переживает,
Как любая в мире мать.

Рано утром мышь бежала 
По столу к себе домой
И внезапно услыхала
Писк знакомый за спиной.

Мигом мать остановилась,
Обернулась и глядит:
В небольшой железной клетке
Милый сын её сидит.

Смотрит на неё с мольбою:
«Подожди, не уходи,
Мамочка, побудь со мною,
Хоть минутку посиди».

Мышь вскричала: «Мой сыночек! 
Жив, целёхонек, здоров?
Я с тобой останусь рядом,
Накажу твоих врагов!»

Вдруг к столу подходят люди.
Нет на свете их страшней.
«Что же? Что же с нами будет?» –
Бьётся сердце у мышей.

С громким писком мать рванулась,
Клетку заслонив собой:
«Не отдам тебя, сыночек,
Милый мой, любимый мой!»

Дети вдруг остановились,
Зашептались: «Ого-го!
Посмотри, как защищает 
Мышь собрата своего».

Долго так они стояли…
«А давай, – один сказал, –
Мышку выпустим на волю».
Возражать другой не стал.

Он открыл у клетки дверцу –
Мыши бросились домой.
Снова с матерью мышонок,
Самый милый и родной!

Сын сказал: «А знаешь, мама, 
Что я понял в этот миг?
Люди не такие звери,
Как мы думаем про них».

Вед. 1: Видите, какая замечательная и самоотверженная мама была у мышонка!

Вед. 2:  Много стихотворений Анечка посвятила и собственной маме, которая всегда была рядом в трудную минуту, и мамам вообще.

Мамам

Наша жизнь начинается с мамы.
С нами мама по жизни идёт,
И тепло, и любовь, и заботу
Нам она каждый день отдаёт.

Даже если мы взрослыми станем
И в другие края улетим,
Мы для нашей останемся мамы
Навсегда дорогими детьми.

И мы вновь возвращаемся к маме,
Если с нами случится беда,
И она нас опять утешает,
И она помогает всегда.

Если маме немного взгрустнётся –
Мы поделимся радостью с ней.
Мы всегда нашу маму поддержим,
И душе её станет теплей.

И на всех языках всех народов
В песнях, сказках, легендах, стихах
Прославляется милая мама,
И хвалы ей повсюду звучат.

Так пускай же все мамы на свете
Без забот и без горя живут,
И пускай их любимые дети
Им взаимно тепло отдают!

Все мы маме обязаны многим,
Мы ей быть благодарны должны.
Нам она указала дорогу
В нашу трудную, сложную жизнь.

    12 лет. 27.11.2003

Вед. 1: Аня сочиняла не только стихи, но и прозу: рассказы, сказки, причём тогда, когда ещё толком не умела писать: писала печатными буквами и слева направо (как положено), и даже справа налево.

Вед. 2: А когда ей было 10 лет, она сказала: «Теперь о прозе. Для неё тоже есть всегда повод. Вообще, я пишу сказки. О Пете и зеленом зайце написала, когда прочитала "Приключение Карандаша и Самоделкина". Захотелось тоже написать фантастическую сказку. Сказки я очень люблю. Особенно те, которые посовременней. В русских народных сказках одни Иваны-царевичи да Елены прекрасные. Быстро надоедают. 

Вед. 1: "Рита в стране Бякусов" получилась в то время, когда у меня в голове выдумывались разные приключения. Как-то я пришла домой из ЦДТ, села и написала в тетради первую главу. Потом стала брать в школу. Когда я её написала, у меня ребята стали просить почитать ее. Некоторые даже купить хотели, а я не давала. Обе сказки у меня неоконченные. Когда-нибудь окончу. 

Вед. 2: Не все сказки успела написать Аня. Вот сказки о натиках, инопланетянах, она собиралась писать всю жизнь. В больнице психолог советовал ей рисовать необычных фантастических существ. Аня рисовала и комиксы, и разных героев, но это увлекает её ненадолго.

Вед. 1: Как-то Аня  нарисовала оранжевую «крысу» на двух ногах и без хвоста... Выражения мордочек этих животных весьма эмоци­ональные. Они, оказывается, не жители Земли – Аня помещает их на другую планету. Значит, они будут инопланетяне – что-то вроде лунатиков, но только с другой планеты. И снова находка – раз они с другой планеты и не лунатики, то пусть они будут «натиками», и планета будет называться Натией.

Вед. 2: Все так просто, стоило только у лунатиков отобрать первый слог «лу», и они сразу стали «натиками»! Аня рисует натиков и говорит, что в каждом рисунке она вы­ражает свои мысли и соответствующие настроения на момент появления рисунка. Это её внутреннее состояние. Одновременно она сочиняет сказку про натиков (Приложение 1).

Вед. 1: Этих героев, придуманных Аней, пытался присвоить себе, выдав их за своих, взрослый дяденька, который поначалу помогал девочке совершенствовать своё творчество. Так Аня столкнулась с плагиатом.

Вед. 2: Есть у Ани и стихотворение об этих не жителях Земли.

Натики

На планете Натия натики живут.
Веселятся целый день, песенки поют.
Любят Натики купаться,
С Казиком по небу мчаться,
Нюхать на лугу цветы –
Всё, что любим я и ты.
Не приходит горе к ним –
Целый год веселье.
Но немного скучно им
От вечного безделья. 8.01.2004

Вед. 1: Аня – ищущий ребенок. Она чувствует проблему и пытается решать её своими, пока детскими, способами, выступая на защи­ту нуждающихся в помощи. Для нее не существует ограничений – обездоленных необходимо защищать всех, независимо от того, принадлежат ли они людям, животным, насекомым или растени­ям, являются ли представителями живой или неживой природы.

Вед. 2: При таком подходе количество ее литературных героев будет безграничным: беспризорники, старики, дети, дикие животные, собаки, кошки, мыши, тараканы, комары, мухи-дрозофилушки, инопланетяне, игрушки... Она получила, нет – имеет возможность свободно вовлекать в свой творческий процесс огромное количе­ство разнообразнейших персонажей, что делает на удивление умело, несмотря на совсем еще юный возраст.

Игрушки

На полке моей, где игрушки стоят,
Большое количество разных зверят.
Я ими играю в различные игры,
Там в дружбе живут и олени, и тигры.

Но, может быть, ночью они оживают,
Играть в настоящую жизнь начинают?
Там волки на слабых овец нападают,
Олени от тигров бегут,
Машины гудят и собак чуть не давят,
А лошади прыгают в страхе и ржут.

А утром, когда только солнце встает,
И свет лишь заглянет в окошко,
Всё сразу застынет и будто умрет,
И тигр станет добрым, как кошка.

3.04.2002 г

Вед. 1: Аня рано начала сочинять песни на свои стихи. Первая песенка Ани, которую она спела на школьном празднике, – это «Страна моей фантазии» (стихи читала Даша Конфедератова). А вот как родилась другая песня.

Вед. 2:  –  Папа, я написала музыку к стихотворению «Такая любовь», – радостно встречает меня дочка на пороге.

Вед. 1:  – Такая любовь!? – удивляюсь я и уверенно заявляю. – Нет, Анечка, петь эту «любовь» невозможно.

Вед. 2: Но Аня уже за «ямахой»  – смеётся, играет и поёт: «Однажды чайник на плите кастрюлю повстречал... Папа, а вот какой проигрыш тебе больше нравится? Этот... или этот?...» Она ловко управляется с синтезатором: меняет мелодии, стили, инструменты, ищет подходящие наборы ударников, инструментальные партии, отшлифовывает проигрыши... И всё это делается быстро, сразу, вмиг, на глазах...

Вед. 1:  –  Папа, а вот так!.. Нет, это Hard Rock – он тебе не нравится. Лучше это... Да?!     

Вед. 2:  –  Аня! Не всё сразу! И, пожалуйста, делай промежутки между разными вариантами, чтобы я мог подумать...

Вед. 1: – Так, папа, я ничего никогда не успею, – смеётся дочка, но даёт мне возможность обдумывать мелодии, проигрывая их по нескольку раз...

Вед. 2: Послушайте эту песню.

Звучит песня «Такая любовь» в исполнении уч-ся 6 класса (Приложение 2).

Вед. 2: Сейчас мне 10 лет. 2001 год у меня самый плодотворный.

Вед. 1: Сочиняются разные стихи: и лирика, и смешные стихи, и хорошие, и плохие, большие, и маленькие. Много "политических" стихов.

Вед. 2: Когда я отношу их в газету, там все хохочут. У папы на работе меня называют поэтом. Друзья мои тоже пишут стихи.

Вед. 1: Анины стихи берут в четвертый номер журнала «Родное Приаму­рье», посвященный экологическим проблемам Еврейской автономной области в связи с семидесятилетием её образования.

Ещё на планете остались места,
Куда не ступала нога человека.
Там синее небо, там речка чиста,
Природы краса там еще не поблекла.
Непуганый ходит по дебрям олень,
Волчица под елью сверкает глазами;
В лесу постоянно прохлада и тень,
И в чаще никто не стучит топорами.
Там тигр на уступе спокойно лежит,
Блаженно зажмурившись в сладкой истоме.
Там в страхе кабан от тебя не бежит –
Шаги человека ему не знакомы.
Ты воздуха чище нигде не найдешь,
Там столько диковинок, столько загадок!
Но только посмотришь – и сразу поймешь,
Что это, всего лишь, ничтожный остаток
ПРИРОДЫ, которая некогда нам
Давала, как мама, тепло и заботу.
Теперь уступила она городам
И фабрикам всяким, и разным заводам...
Века пролетят, как минута одна,
И сделают люди Природу калекой...
Давайте оставим Планете места,
Куда не ступала нога человека!!!

Вед. 2: О себе Аня говорила, когда была  здорова: «Ещё я занимаюсь гимнастикой в ЦДТ, играю на баяне, хожу в изостудию (там же). Может, я буду художником, может, геологом, учителем или музыкантом, но при всем при этом буду писать стихи. Я хочу стать поэтом. 

Вед. 1: Эта девочка была удивительно сильным и весёлым человеком!

Всегда гляди на всё с улыбкой,
Не унывай и не жалей!
И что б с тобою ни случилось –
Шагай по жизни веселей!
Обиды, горечи, печали
Оставь спокойно в стороне.
И пусть же только мир и счастье
Везде сопутствуют тебе! 2005

Вед. 2: 18 апреля 2005 года состоялась презентация книги Ани Синяковой «Страна моей фантазии», изданной в Хабаровске. Деньги на выпуск книги выделило правительство Еврейской автономной области (тогда Аня жила в Биробиджане).

Вед. 1: Книга выглядела солидно: «в твёрдой обложке, на мелованной бумаге». Обложку для книги и иллюстрации подготовила сама Аня.

Вед. 2: А позже вышла тоненькая, но яркая книжечка с иллюстрациями художника Сергея Чешко – «Жила-была старуха». Аня не успела увидеть эту книгу.

Вед. 1: Некоторые взрослые люди критиковали эту сказку. Кто-то увидел в этой книге подражательство Эдуарду Успенскому. Но детям она очень нравится.

Вед. 2: «Чудесной, весёлой назвал её Александр Бобошко. Высоко оценили Игорь Данилович Игнатенко и Владислав Григорьевич Лецик, главные редакторы Амурской области.

Вед. 1: Послушайте эту сказку в исполнении Маши Колпак: 

Жила-была старуха,
Во лбу четыре глаза,
В носу четыре дырки
И прыщик на губе.
Жила старуха эта
В соломенной избушке,
С коровою, привязанной
К пластмассовой трубе.

Корову звали Банка,
Точней, Галина Бланка,
Да-да, Галина Бланка
А отчество забыл.
И эта вот корова
На сцене выступала,
Ей хлопали копытами
Четырнадцать кобыл.

Старуха ту корову
Холила и кормила,
И вскоре надоила
Три литра молока.
Три литра вроде много,
Три литра вроде мало,
Но этого старухе той
Хватило бы пока.

Она им окна мыла
Без губки и без мыла,
Железною вехоткой
Скребла и тут и там,
А окна эти были
Из старых рваных тряпок,
В зеленую полосочку
С флажками по бокам.

Был сад у той старухи.
Росла в саду крапива,
Полынь и подорожник,
Осока и пырей.
Она их прополола
От тыквы и петрушки,
Моркови и капусты,
И прочих овощей.

Купалась та старуха
В бутылке из-под "Фанты",
А может, из-под "Спрайта",
В стиральном порошке.
Она ее купила,
Точнее, подобрала,
В четвертом магазинчике
У пьяного в мешке.

Вот так живет старуха,
Во лбу четыре глаза,
В носу четыре дырки
И прыщик на губе.
А кто ее придумал –
Про то никто не знает;
Никто ее не видывал
И не искал нигде.

И говорят ученые,
Великие ученые,
Что, мол, такой старухи
Нигде на свете нет…
Но, если вы когда-то
Увидите старуху,
То передайте от меня
Ей пламенный привет! 25.09.2002 г.

Вед. 2: В Биробиджане, после тяжёлого изнурительного лечения,  Аня продолжает ходить в изостудию, играет на баяне и начала обучаться игре на семиструнной гитаре, кото­рую купила на свои гонорары. Добрые преподаватели ЦДТ с ней занимаются индивидуально, чтобы избежать нежелательных ви­русных контактов с другими ребятишками.

Вед. 1: Но иногда Ане бывало очень трудно, ведь она успела столкнуться и с равнодушием, и с чёрствостью, и с несправедливостью. В  такие моменты девочка не видела в нашем жестоком мире подходящего всепобеждающего героя-защитника (может, он и вовсе не существует). И ей приходилось поневоле обращаться к «инопланетянам», которые могли бы прилететь к нам, на Землю, и победить всё зло, или мечтать о поддержке сказочной доброй и всемогущей Хранительницы снов (это действительно был её сон).                                                

Вед. 2:

Наш мир жесток, враждебен и суров.
Опасность в нём везде подстерегает.
И только лишь во сне оберегает
Нас добрая Хранительница снов.

Она нам помогает волшебством
И чудо в сновиденья посылает.
Вот люди почему во сне летают
И забывают всё, что было днём.
А если ночью к нам кошмар придёт –
Она нас обязательно разбудит,
И человек об ужасе забудет,
Спокойно, безмятежно вновь уснёт...

Как жаль, что наяву на свете нет
Хорошего волшебника такого,
Открытого, весёлого, простого,
Который защищал бы нас от бед.

Вед. 1: При этом Анюта ясно осознаёт всю иллюзорность своих надежд и мечтаний:

Как жаль, что наяву на свете нет
Хорошего волшебника такого,
Открытого, весёлого, простого,
Который защищал бы нас от бед.

Вед. 2: Но с другой стороны, она верит, что всеобъемлющая Любовь долетит до любой точки нашей планеты на своих, пока что бумажных крыльях, и победит зло во всех его проявлениях.

Крылья любви     4.11.2002

На крыльях Любви летит самолёт,
И видят везде его гордый полёт.
И в небе его не сумеют найти
Лишь те, кто давно разучился любить.

Над домом в Москве и над озером Чад
Летит самолет, и любой ему рад.

И даже коты, что по крышам шагают
И ночью хозяевам спать не дают,
Увидев его, как один, замирают,
И, взглядом его провожая, поют.

Летит самолетик, не зная преград.
И сосны, и клены ему шелестят:
«Мы, видя тебя, перестали грустить.
Мы тоже, как люди, умеем любить!»

Сердца покоряя, и ночью, и днём
На небе сверкая живым огоньком,
Во все уголки необъятной Земли
Летит самолетик на крыльях Любви…

Вед. 1: В хабаровской газете для девчонок и мальчишек «Фаэтон и К» в октябре 2006 года Валентина Чернобельская рассказала о целеустремленности, заслуживающей уважение и восхищение ок­ружающих, доброй и чуткой ко всему живому талантливой де­вочке Ане. Напечатала ее стихи и рисунки.

Вед. 1: «Не верьте тому, кто говорит, что детей-поэтов не бывает. Это неправда! – утверждает она. – Дети чисты и независимы от стереотипов и казенных штампов взрослых, они охотно познают, изучают и анализируют окружающий их мир со свойственным только им видением и эмоциональностью... И примером тому юная поэтесса Анечка Синякова...»

Словно искорка от костра
Ярко вспыхнула ты и погасла.
Столько боли перенесла!
Только жизнь прошла не напрасно!..

Ты останешься навсегда
В своих песнях, стихах и сказках.
Ведь они помогают нам
Видеть мир в необычных красках.

Будет сказки твои читать
Детвора в детсадах и школах.
Имя будет твое называть:
– Автор – Анечка Синякова.

Вед. 1: Так оно и есть – вспыхнула, на мгновение озарила мир, одари­ла всех своим маленьким теплом и исчезла. А память о ней оста­лась, светится в сердцах тех, кто ее знал, и тех, кто читал и чита­ет ее стихи и сказки, поёт ее песни, слушает её музыку.

Вед. 2: Очень много она хотела сделать, но не успела. Не написала свою луч­шую картину и песню, не сочинила свою лучшую музыку и сти­хотворение, не дописала свою замечательную сказку. Жить и творить для Анечки было счастьем, и добрые отзывы читателей доставляли ей истинную радость.