Рабочая образовательная программа по литературе для 5-го класса

Разделы: Литература


Цель литературного образования в 5 классе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

  • способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
  • готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
  • овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
  • освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Содержание стандарта будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. 5-й класс - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Одной из целей нашей школы является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея под открытым небом, приобщение детей к духовно-нравственным и культурным ценностям русского и бурятского народом, поэтому содержание обучения литературе обогащено этнокультурным и краеведческим материалом. Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, одного из народов, населяющего Забайкальский край.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебнике.

В данном классе обучаются 14 учащихся: 9 мальчиков и 5 девочек. Общее состояние внутриличностных отношений в классе удовлетворительное. Адаптация к обучению в основной школе проходит без дезадаптации, все учащиеся довольны своим обучением и комфортно чувствуют себя в новой школьной среде. По уровню интеллектуального развития и степени готовности учащихся к обучению в основной школе были выявлены следующие показатели: 2 - на высоком уровне, 6 - на среднем, 6 - на низком.

Предметные и метапредметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку оговорены в соответствующих разделах "Основного содержания".

Для подведения итогов реализации ОП и оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест; сочинение; самостоятельная работа; зачет; взаимоконтроль; самоконтроль; устный опрос.

Для подведения итогов реализации образовательной программы и оценки достижений учащихся будут организованы выставки, учебно-исследовательская конференция, презентация языкового портфолио.

Наиболее приемлемыми для учащихся 5 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

информационная переработка устного и письменного текста в рубриках "Информационный поиск", "Работа в паре", "Групповое задание", "Содружество искусств", "Задание повышенной сложности" и др.: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, отзыва, творческих работ в жанре эссе, рассказа); сочинения-рассуждения; сравнение текстов; коммуникативные и игровые ситуации; составление иллюстраций; сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Интерактивное обучение.
  • Игровые технологии.
  • Исследовательский метод в обучении.
  • Метод проектов.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Читательский дневник.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. 5-й класс - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Одной из целей нашей школы является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея под открытым небом, приобщение детей к духовно-нравственным и культурным ценностям русского и бурятского народом, поэтому содержание обучения литературе обогащено этнокультурным и краеведческим материалом. Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, одного из народов, населяющего Забайкальский край.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебнике.

В данном классе обучаются 16 учащихся: 11 мальчиков и 5 девочек. Общее состояние внутриличностных отношений в классе удовлетворительное. Адаптация к обучению в основной школе проходит без дезадаптации, все учащиеся довольны своим обучением и комфортно чувствуют себя в новой школьной среде. По уровню интеллектуального развития и степени готовности учащихся к обучению в основной школе были выявлены следующие показатели: 4 - на высоком уровне, 6 - на среднем, 6 - на низком.

Предметные и метапредметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку оговорены в соответствующих разделах "Основного содержания".

Для подведения итогов реализации ОП и оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест; сочинение; самостоятельная работа; зачет; взаимоконтроль; самоконтроль; устный опрос.

Для подведения итогов реализации образовательной программы и оценки достижений учащихся будут организованы выставки, учебно-исследовательская конференция, презентация языкового портфолио.

Наиболее приемлемыми для учащихся 5 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке: информационная переработка устного и письменного текста в рубриках "Информационный поиск", "Работа в паре", "Групповое задание", "Содружество искусств", "Задание повышенной сложности" и др.: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, отзыва, творческих работ в жанре эссе, рассказа); сочинения-рассуждения; сравнение текстов; коммуникативные и игровые ситуации; составление иллюстраций; сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Интерактивное обучение.
  • Игровые технологии.
  • Исследовательский метод в обучении.
  • Метод проектов.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Читательский дневник.

5-й класс

Личностными результатами изучения предмета "Литература" являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
  • потребность в самовыражении через слово;
  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса "Литература" является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса "Литература" является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию "устного высказывания";
  • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

  • сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять "чужие" тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Cодержание внеаудиторной деятельности.

п/п

Содержание курса Содержание регионального компонента Кол-во часов
1 Мифы Мифологические персонажи в фольклоре Забайкалья 1
Проект "Путешествие в Древнюю Грецию" (Конкурс иллюстраций) 1
2 Устное народное творчество

Народные сказки

Проект "Сказочная карта путешествия Ивана-царевича"

(по сказке "Царевна-лягушка")

1
Региональное своеобразие русских сказок Забайкалья.

Сказки народов Забайкалья.

Бурятская народная сказка "Хурист"

1
Легенды и предания Легенды и предания Забайкалья 1
Малые жанры фольклора Народный календарь.

Малые жанры фольклора, традиционные для Забайкалья

1
3 Литературные сказки Литературное соревнование

"Вслед за героями сказок" (викторина)

2
4 Басни Конкурс знатоков басни (конкурс) 1
5 Человек перед лицом жизненных испытаний "Моя любимая книга"

Размышление над самостоятельно прочитанным произведением

1
6 Поэзия природы Встреча с поэтами Забайкалья "Поэзия природы" 1
Социальный проект "Река Иля"

(заметка в газету)

1
7 Идет война народная, священная война Великая Отечественная война в истории моей семьи 3
    Итого: 15 ч

Контрольные работы по литературе (10 ч):

п/п

Содержание Кол-во часов
1 Контрольная работа № 1

Повторение изученного за курс начальной школы

1
2 Контрольная работа № 2.

Тест по теме "Мифы"

1
3 Контрольная работа №3.

Зачет по теме "Устное народное творчество"

1
4 Контрольная работа №4 по теме "Литературные сказки" (тест) 1
5 Контрольная работа № 5 по теме "Басни" (тест) 1
6 Контрольная работа № 6 по теме "Человек перед лицом жизненных испытаний" (сочинение) 1
7 Контрольная работа № 7 по теме "Поэзия природы" 1
8 Контрольная работа № 8.

Контрольное сочинение "Дети войны"

1
9 Контрольная работа № 9. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе 1
10 Итоговая контрольная работа 1
  Итого 10 ч
Класс Кол-во часов Кол-во классных сочинений Внеклассное чтение Развитие речи Техника чтения
102 8 9 10 100 - 120 слов

Учебно-тематический план

Содержание Кол-во часов Контрольные

работы

Развитие речи Внеклассное чтение
Введение 3 1 1  
Мифы 13 1 1 1
Устное народное творчество 15 1 1 1
Сказочные события и герои литературы 17 1 1 3
Басни 9 1 1 -
Человек перед лицом жизненных испытаний 16 1 1 2
Поэзия природы 14 1 2 1
"Идет война народная, священная война:" 8 1 2 1
Рассказы о твоих сверстниках 7 1 1  
Итоговый урок   1    
Итого: 102 10 11 9

Основное содержание

(102 ч)

(3)

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы (13 ч)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. "Олимп", "Орфей и Эвридика", "Пигмалион". Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы "Одиссея".

Герои мифов в поэме Гомера "Одиссея" (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции"; В. В. Смирнова. "Герои Эллады"; легенда о "Летучем голландце".

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество (15ч)

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

"Горшеня". "Белая уточка".

Сказки народов мира: "Коршун и кошка" (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

"О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Про Никитушку Ломова".

Малые жанры фольклора

(Загадки. Пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки.

Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

"Петрушка Уксусов".

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

"Бой на Калиновом мосту", "Каша из топора", "Солнце, Месяц и Ворон Воронович". Сборники русских народных сказок: "Гора самоцветов", "Волшебное кольцо". Сказки народов мира.

"Черный конь скачет в огонь" (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); "Незабудки", "Пословицы в рассказах", "Гости с Двины"; "При солнышке тепло, при матери добро" (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. "Петрушка - душа скоморошья".

III. Сказочные события и герои в литературе (17 ч)

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

"Руслан и Людмила" (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

"Снежная королева". Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

"Золушка" (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. "Золушка" Е. Л. Шварца и "Золушка" Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

"Каменный цветок". Герой сказа Бажова - труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. "Ашик-Кериб"; А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители"; В. Ф. Одоевский. "Городок в табакерке"; В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"; А. М. Волков. "Волшебник Изумрудного города"; В. Г. Губарев. "Королевство кривых зеркал"; Л. И. Лагин. "Старик Хоттабыч"; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. "Приключения капитана Врунгеля"; Ю. К. Олеша. "Три толстяка"; К. Г. Паустовский. "Теплый хлеб"; А. П. Платонов. "Разноцветная бабочка" (легенда), "Путешествие воробья"; Е. Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени".

X. К. Андерсен. "Русалочка", "Гадкий утенок", "Соловей", "Новое платье короля", "Истинная правда", "Штопальная игла"; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. "Маугли"; Л. Кэрролл. "Алиса в стране чудес"; О. Уайльд. "Мальчик-звезда"; М. Лобату. "Сказки тетушки Настасий". И. Зиедонис. "Разноцветные сказки"; Э. Рауд. "Муфта, Полботинка и Моховая борода"; И. Франко. "Башмаки Абу-Касима"; В. Гауф. "Маленький Мук", "Карлик Нос"; Э. Т. А. Гофман. "Щелкунчик и Мышиный король"; К. Каллоди. "Приключения Пиноккио"; С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"; А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"; А. А. Милн. "Когда-то, давным-давно..."; О. Пройслер. "Маленькая Баба-Яга"; П. Трэверс. "Мэри Поппинс"; Т. Янсон. "Шляпа волшебника"; Д. Родари. "Сказки Италии".

IV. Басни (9 ч)

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

"Волк на псарне", "Демьянова уха", "Квартет", "Волк и Ягненок".

Для чтения и бесед

"Лжец", "Две Бочки", "Свинья под Дубом", "Осел и Соловей", "Кукушка и Петух" (по выбору учителя).

Басни Эзопа ("Рыбак и Рыбка", "Лев и Мышь", "Лисица и виноград"), Г. Лессинг "Свинья и Дуб" и Лафонтена ("Лисица и виноград").

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И. А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Ларчик", "Петух и Жемчужное Зерно", "Лягушка и Вол", "Любопытный", "Лисица и виноград", "Волк и Журавль", "Зеркало и Обезьяна"; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний (16 ч)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

"Бородино". Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художес твенного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы "Сашка" (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа "Евгений Онегин" (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. "Как часто в горестной разлуке..."); Д. В. Давыдов. "Партизан".

A. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

"Косарь". Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. "Аннибалова клятва" Тургенева.

Для чтения и изучения

"Муму". История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Н.Н. Некрасов. Поэзия детства.

"Крестьянские дети". "Школьник".

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

"Кавказский пленник". Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

"Кусака". Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

"Белый пудель". Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. "Раздумье селянина", "Доля бедняка"; А. И. Куприн. "Тапер", "Чудесный доктор", "В недрах земли", "Ю-Ю", "Грачи"; Л. Н. Андреев. "Петька на даче", "Ангелочек".

Д. В. Григорович. "Гуттаперчевый мальчик"; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. "Максимка", "Побег" и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. "Мальчики", "Беглец"; Н. Г. Гарин-Михайловский. "Детство Темы".

VI. Поэзия природы (14 ч)

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. "Обвал"; Ф. И. Тютчев. "Как хорошо ты, о море ночное...", "Есть в осени первоначальной..."; А. Н. Майков. "Пейзаж", "Ласточки". К. Д. Бальмонт. "Где б я ни странствовал, везде припоминаю..."; Н. И. Рыленков. "Всё в тающей дымке...". К.Кулиев "Когда на меня навалилась беда".

К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

"Мещёрская сторона". Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

"Тридцать зерен", "Как ворона на крыше заблудилась".

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

A.А. Фет. "Ласточки пропали...", "Скрип шагов вдоль улиц белых..."; А. Н. Майков. "Весна" ("Уходи, зима седая!.."), "Весна! Выставляется первая рама...", "Осень" (отрывок); В. В. Бианки. "Лесная газета на каждый год"; К. Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. "Летние дни"; М. М. Пришвин. Сб. рассказов "Ярик", "О чем шепчутся раки", "Лесной хозяин"; "Родные поэты" (сб. стихотворений).

VII. "Идет война народная, священная война!.." (8 ч)

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."; А. А. Сурков. "Бьется в тесной печурке огонь..."; М. Джалиль. "Мост", "Случается порой"; С. С. Орлов. "Тонкая российская береза..."; Р. Гамзатов. "Журавли".

Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

B. П. Катаев. "Сын полка".

VIII. Рассказы о твоих сверстниках (7 ч)

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

"Тихое утро". Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

"Мститель".

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю. П. Казаков. "Арктур - гончий пес", "Ночь", "Тедди".

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы;

A. П. Гайдар. "Тимур и его команда"

B. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре".

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д. Дефо. "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (в издании для детей);

Д. Свифт. "Путешествия Гулливера" (в издании для детей);

Э. Сетон-Томпсон. "Рассказы о животных";

Д. Гринвуд. "Маленький оборвыш";

В. Гюго. "Козетта";

М. Твен. "Приключения Тома Сойера";

Ч. Диккенс. "Пип" (гл. I-V из романа "Большие надежды");

Уйда. "Нелло и Патраш";

Р. Брэдбери. "Мальчик-Невидимка".

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе

(по программе Г.И. Беленького)

3 часа в неделю (102 ч)

п/п

Тема урока К-во

часов

Дата проведения Отметка о выполнении
         
  Введение 3 ч    
1 О художественной литературе и чтении.

Литературная карта Забайкалья.

1    
2 Р.Р. сочинение "Мой любимый литературный герой". 1    
3 Контрольная работа № 1. Входные тесты за курс начальной школы. 1    
         
  Мифы 13 ч    
4 Мифы Древней Греции. Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. "Олимп". 1    
5 Орфей и Эвридика. 1    
6 "Пигмалион". 1    
7 Подвиги Геракла. 1    
8-9 Гомер как легендарный создатель поэмы. "Одиссея". "Одиссея". Мудрость и хитроумие Одиссея. 2    
10 Р.Р. Урок-кроссворд "Мифы Древней Греции" 1    
11 Мифы Древней Руси 1    
12 Вн. чт. Мифы и сказки древних славян 1    
13 Мифологические персонажи в фольклоре Забайкалья 1    
14 Проект "Путешествие в Древнюю Грецию" 1    
15 Самостоятельная работа по теме "Мифы" 1    
16 Контрольная работа № 2 "Мифы" 1    
  Устное народное творчество 15 ч    
17 Народные сказки. Сказка и миф. Виды народных сказок "Горшеня" 1    
18 "Белая уточка" 1    
19 Вн. чт. "Царевна-лягушка" 1    
20 Путешествие в русскую народную сказку

Проект "Сказочная карта путешествия Ивана-царевича" (по сказке "Царевна-лягушка")

1    
21 Региональное своеобразие русских сказок Забайкалья.

Сказки народов Забайкалья.

Бурятская народная сказка "Хурист"

1    
22 Р.Р. Сочинение сказки 1    
23 О легенде и предании

Легенды русского народа: "О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Никитушка Ломов".

1    
24 Легенды и предания Забайкалья 1    
25 Загадки. 1    
26 Пословицы и поговорки 1    
27 Малые жанры фольклора, традиционные для Забайкалья 1    
28-29 Народный кукольный театр

Петрушка Уксусов

2    
30 Самостоятельная работа по теме "Устное народное творчество" 1    
31 Контрольная работа №3.

Зачет по теме "Устное народное творчество"

1    
         
  Литературные сказки 17 ч    
32 А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила". Сказочные образы в поэме. 1    
33 "Руслан и Людмила". Изобразительное мастерство поэта. 1    
34 "Руслан и Людмила". Ритм, рифма, интонация.

О стихотворной речи

1    
35 Урок выразительного чтения

"Руслан и Людмила".

1    
36 Вн.чт. Викторина по сказкам А.С. Пушкина 1    
37 Х.К. Андерсен. "Снежная королева". Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. 1    
38 "Снежная королева". Выражение авторского отношения к героям в их портретах. 1    
39 Р.Р. Классное сочинение по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева". 1    
40-41 Сказки о гонимой падчерице. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц?

Евгений Львович Шварц

Кинокомедия "Золушка"

2    
42 Вн. чт. Сказки Х.К.Андерсена, братьев Гримм, Р.Киплинга, О.Уайльда. 1    
43 П.П.Бажов. "Каменный цветок". Герой сказа Бажова- труженик и художник. 1    
44 Вн.чт. П.П.Бажов "Хрупкая веточка", "Горный мастер" 1    
45-46 Литературное соревнование "Вслед за героями сказок" 2    
47 Самостоятельная работа по теме "Литературные сказки" 1    
48 Контрольная работа №4 по теме "Литературные сказки" (тест) 1    
         
  Басни 9 ч    
49 И.А.Крылов. Басня как литературный жанр

"Волк на псарне".

1    
50 Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. "Демьянова уха" 1    
51 Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. "Квартет" 1    
52 Близость басни к устному народному творчеству. "Волк и Ягненок" 1    
54 Эзоп. Рыбак и рыбка. Лев и мышь. Лисица и виноград 1    
53 Готхольд Эфраим Лессинг. "Свинья и дуб"

Жан де Лафонтен. "Лисица и виноград"

И.А. Крылов "Лисица и виноград"

1    
55 Конкурс знатоков басни 1    
56 Р.Р. Сочинение басни с моралью 1    
57 Контрольная работа № 5 по теме "Басни" (тест) 1    
         
  Человек перед лицом жизненных испытаний 16 ч    
58 М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

"Бородино". Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение.

1    
59 "Бородино". Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. 1    
60 Р.Р. Урок выразительного чтения

"Бородино".

1    
61 А.В.Кольцов. Сведения о жизни поэта.

"Косарь".

Близость стихотворения народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского народа

1    
62 И.С.Тургенев "Муму". Сведения о жизни писателя. История создания рассказа.

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости, унижению людей.

1    
63 И.С.Тургенев "Муму".

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

1    
64 Н.А.Некрасов. Сведения о жизни поэта. "Крестьянские дети". Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. 1    
65 "Крестьянские дети". Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Вера поэта в народ. 1    
66 Л.Н. Толстой. Быль "Кавказский пленник". Быль как литературный жанр. Сюжет и герои произведения. 1    
67 Л.Н. Андреев "Кусака".

Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.

1    
68 Вн. чт. Л.Н. Андреев "Петька на даче" 1    
69 А. Куприн "Белый пудель".

Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия. Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж.

1    
70 Вн. чт. А. Платонов "Цветок на земле" 1    
71 "Моя любимая книга" Размышление над самостоятельно прочитанным произведением 1    
72 Самостоятельная работа 1    
73 Контрольная работа № 6 по теме "Человек перед лицом жизненных испытаний" (сочинение) 1    
         
  Поэзия природы 14 ч    
74 Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

А.С. Пушкин. Обвал

1    
75 Ф.И. Тютчев "Как хорошо ты, о море ночное".

"Есть в осени первоначальной"

1    
76 А.Н. Майков "Пейзаж", "Ласточки" 1    
77 К.Д. Бальмонт "Где б я ни странствовал" 1    
78 Н.И. Рыленков "Все в тающей дымке" 1    
79 К.Ш. Кулиев "Когда на меня навалилась беда" 1    
80 Встреча с поэтами Забайкалья "Поэзия природы" 1    
81 К.Паустовский. Певец природы

Мещерская сторона

. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Т.Л. Очерк как вид эпического произведения.

1    
82 Е.И. Носов "Тридцать зерен"

Как ворона заблудилась на крыше

1    
83 Вн. чт. Е.И. Носов "Три охотника" 1    
84 Р.Р. Проба пера "Я автор" 1    
85 Социальный проект "Река Иля" (заметка в газету) 1    
86 Самостоятельная работа 1    
87 Контрольная работа № 7 по теме "Поэзия природы" 1    
         
  Идет война народная, священная война 8 ч    
88-90 Тема Великой Отечественной войны в лирике К.М.Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", А.А. Суркова "Бьется в тесной печурке огонь", А.Твардовского "Рассказ танкиста", М. Джалиль "Мост", "Случается порою", С.С. Орлова "Тонкая российская березка", Р. Гамзатова "Журавли" 3    
91 Вн.чт. В.П.Катаев "Сын полка" 1    
92-94 Социальный проект "Встреча с ветераном Великой Отечественной войны" 3    
95 Контрольная работа № 8.

Контрольное сочинение "Дети войны"

1    
         
  Рассказы о твоих сверстниках 7 ч    
96 Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа.

1    
97 В.А. Солоухин. Правда факта и слово художника

"Мститель". Рассказ как жанр литературы.

1    
98 В.П. Астафьев "Васюткино озеро" 1    
99 Вн.чт. В. Медведев "Баранкин, будь человеком" 1    
100 Контрольная работа № 9. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе 1    
101 Итоговая контрольная работа 1    
102 Итоговая читательская конференция 1    

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" В 5 КЛАССЕ.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Алексеева М.Ю. Измерители качества обучения по литературному чтению. 4 класс/ М.: ВИТА-ПРЕСС. 2012. 96 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.: Просвещение. 2009. - 24 с.
  3. Дмитриенко С. Теория литературы в общем образовании: Методические размышления / М.: Чистые труды, 2008. 32 с.
  4. Иванов А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, А.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам)
  5. Левашов В.С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья. Кн. 1-4. Пособие для учителей./ Чита: ЗабГПУ. 1998.
  6. Методические советы к учебнику для 5 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г.И. Беленького.: Мнемозина, 2011. 127 с.
  7. Павлова Т.И. и др. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-7 классы / Ростов н/Д: Легион, 2011. 190 с.
  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение. - 2008. - 192 с.
  9. Примерные программы основного общего образования. Литература. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  10. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /[ под Г.И. Беленького]. - 3-е изд., стер., М.: Мнемозина, 2009.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение. 2009. - 59 с.
  13. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. - М. Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).
  14. Ээльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы /М.: Просвещение. 2012. 176 с.
  15. Диск. № 145. Уроки литературы. 5-6 класс. (Кирилла и Мефодия). 2004.

Интернет-ресурсы: для учителя

Федеральные образовательные ресурсы

Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, а также перечень федеральных информационно-образовательных порталов.

1.1. Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты

Подраздел содержит ресурсы, публикуемые в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными службами и агентствами, а также подведомственными им организациями, работающими в сфере образования на федеральном уровне. Наряду с официальными сайтами органов управления образованием, представлены сайты, на которых можно получить информацию об отдельных направлениях развития сферы образования, о реализуемых программах и проектах общероссийского масштаба, о ходе и результатах отраслевых программ и научно-исследовательских работ, нацеленных на повышение эффективности российской системы образования.

Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

Федеральная целевая программа развития образования (2006-2010) - ФЦПРО

http://www.fcpro.ru

Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект "Образование" и проект "Информатизация системы образования"

http://portal.ntf.ru

Статистика российского образования

http://stat.edu.ru

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ

http://www.apkppro.ru

Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ "Информика")

http://www.informika.ru

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

http://www.nica.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.mto.ru

Федеральный центр образовательного законодательства

http://www.lexed.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

1.2. Федеральные информационно-образовательные порталы

Подраздел включает перечень федеральных образовательных порталов, выступающих основными источниками информации для всех имеющих отношение к образованию. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.

Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент"

http://www.ecsocman.edu.ru

Федеральный портал "Инженерное образование"

http://www.techno.edu.ru

Федеральный портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"

http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный правовой портал "Юридическая Россия"

http://www.law.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ

http://www.sng.edu.ru

Федеральный портал "Дополнительное образование детей"

http://www.vidod.edu.ru

Федеральный портал "Непрерывная подготовка преподавателей"

http://www.neo.edu.ru

Федеральный специализированный информационный портал "Сравнительная образовательная политика"

http://comparative.edu.ru

http://internika.org/consultations

http://school.edu.ru

http://www.alleng.ru/d/rusl/rus_gia-tr.htm

http://ruslit.metodist.ru

Справочно-информационные ресурсы:

http://www.ruscenter.ru - РОФ "Центр развития русского языка".

http://www.1september.ru - Электронные версии газеты "Русский язык".

http://www.slovesnikk.ru - Сайт о русской словесности.

http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ).

http://www.edu.ru - образовательный портал.

http://center.fio.ru - Мастерская "В помощь учителю. Русский язык".

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Абдуева З.Н., Сарычева Н.И. В мире литературы. 5 класс. В 2 ч.: рабочая тетрадь/ М.: Дрофа. 2008. 110 с.
  2. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /[авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова] под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина. 2013.
  3. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 класс / М.: Изд. Экзамен. 2006. 126 с.
  4. Михайлова И. Тесты к школьному курсу. Литература. 5 класс / М.: АСТ-ПРЕСС. 1998. 288 с.
  5. Михайлова И. Тесты к школьному курсу. Литература. 6 класс / М.: АСТ-ПРЕСС. 1998. 288 с.
  6. Мишакина Т.Л. Н.Е. Алдошина Н.Е. Читательский дневник / М.: Ювента. 2011. 80 с.
  7. Павлова Т.И. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-7 классы. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы/ Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, Н.Н. Василенко. - Изд. 2-е испр. И доп. - Ростов-н/Д: Легион, 2011. - 190 с. - (Промежуточная аттестация. Русский язык.)
  8. Россия. Большой лингвострановедческий словарь/ Под общей ред. Ю.Е. Прохорова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 736 с. - (Фундаментальные словари)

Школьные словари русского языка и литературы:

Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.

Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М., 2004.

Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1981.

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - 2-е изд., испр. - М., 1998.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XX вв.). - М., 1996.

Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М.,2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Сост. М. В. Панов. - М., 1984.

Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

http://www.sork.ru - Словарь сокращений русского языка

http://www.megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru - Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

http://www.repetitor.1c.ru - Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

http://www.gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер "Грамотей"

http://www.klyaksa.country.ru - Грамматический конкурс "Золотая клякса".

http://www.golovolomka.hobby.ru - Головоломки со словами.

Русский язык и литература:

  1. Лингвистическое краеведение Читинской области: Национально-региональный компонент Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по русскому языку / О.Л.Абросимова, Н.Н. Агафонова, Л.П. Алексенко [и др.]. - Чита.
  2. Валикова Е.А.Старинные русские меры / Е.А. Валикова. - Чита, 2003. Жамсаранова Р.Г. Материалы к региональному топонимическому словарю / Р.Г. Жамсаранова. - Чита, 2005.
  3. Пащенко В.А. Материалы к словарю фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний Читинской области: В 4-х ч./ В.А. Пащенко. - Чита, 1999. Региональная модель образовательного учреждения: от школы народных традиций к школе полилога культур. - Чита, 2006.
  4. Левашов В.С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья. Кн. 1-4. Пособие для учителей./ Чита: ЗабГПУ. 1998.
  5. Нелюбова Н.Я. Региональный компонент преподавания русского языка и литературы / Н.Я. Нелюбова, Е.Б. Медникова. - Чита, 2006.
  6. Федотова Т.В. Словарь топонимов Забайкалья / Т.В. Федотова. - Чита, 2003.
  7. Шангина А.В.Словарь языка забайкальского писателя Е.Е.Куренного / А.В. Шангина. - Чита, 2006.
  8. Язык художественных произведений (на материале произведений забайкальской литературы): Хрестоматия. - Чита, 2000.

14.07.2014