Праздник красок и музыки. Сценарий интегрированного развлечения для детей 5–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Показать детям тесную связь музыки и живописи. Развивать познавательный интерес к изобразительной и музыкальной деятельности. Создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Задачи:
- пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через открытие звуков, формы, цвета, жанры;
- учить различать цвета, жанры живописи;
- учить передавать в цвете настроение музыки, активно применять в новых для себя условиях знания и умения;
- развитие музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения песен, танцев, игре на детских музыкальных инструментах.

Оборудование:  Праздничное оформление зала, выставка детских рисунков, репродукции картин по жанрам, большая доска, столы для творческой работы, гуашь, жесткие кисти, восковые мелки, маркеры, влажные салфетки, металлофоны, треугольники, вырезанные из бумаги «следочки» и «следы-кляксы», костюмы Художника, Нотки, Незнайки, письмо-загадка, сундучок, стебелек от цветка, лепестки для цветика-семицветика, ваза, разрезанные картинки, бутафорские большие карандаши и кисточки (для танца).

Ход праздника

Дети входят в зал, где около двери разбросаны «следочки».
Ведущий: Ребята, мы сегодня отправляемся с вами на праздник. Но это необычный праздник, это праздник Красок и Музыки. А приглашают нас туда Художник и Домисолька. А вот и они!

Выходят 2 ребенка - Художник и Нотка.

Ведущий (к ребенку «художнику»): Простите, если я не ошибаюсь, вы художник?
Художник: Конечно! Здравствуйте!
Мои друзья – палитра и мольберт, и с ними я дружу уж много лет.
Волшебной кисточкой взмахну и нарисую, что хочу.
Ведущий: А вы веселая нотка Домисолька?
Нотка: Я – маленькая нотка, пришла к вам неспроста,
Ведь праздник красок, музыки нам начинать пора!
Художник: Смотрите, палитра моя оживает, и краски нас в гости приглашают.
Нотка: И нотки-сестрички петь песни решили,
Ребят всех и краски с собой пригласили.
Ведущий: Ну что, мы благодарим вас за приглашение на праздник. Я только хочу сказать ребятам, что не все, наверное, знают о том, что краски всегда дружны с музыкой. Поэтому там, где царят они, всегда радость и веселье, много музыки и разноцветья. Итак, мы начинаем наш праздник веселой песней «Дети любят рисовать»

Инсценировка песни «Дети любят рисовать», музыка В.Шаинского
Один из присутствующих в зале протягивает Ведущей письмо и говорит: «Вам просили срочно передать».
Ведущий: Кто же нам его прислал? И письмо какое-то странное. Давайте попробуем узнать, что здесь написано.


Рисунок1

Предлагает рассмотреть письмо, назвать нарисованные на нем картинки, прочесть: выделить первый звук из каждого слова и соединить их вместе; получается слово «Помогите».

Ведущий: Просьба помочь! Но письмо не подписано. Как же узнать, кто нас просит о помощи? (за дверью слышен плач) У нас здесь праздник, а там кто-то плачет. Пойду, посмотрю. Ой, что это, ребята? (замечает следы-кляксы на полу возле двери) Давайте мы попробуем по ним пройти, и тогда узнаем, кто так горько плачет.
Дети под музыку по «следам» идут к дверям. Ведущий собирает «следы». В зал заходит НЕЗНАЙКА, у него в руках стебелек от цветка, сундучок, в котором лежат атрибуты.
Незнайка: Уж я его берег! Уж я его стерег! Никому не показывал, даже Знайке. Иногда поливал, на три замка закрывал. А он сбежал!
Ведущий: Ребята, вы узнали, кто это? Здравствуй, дорогой Незнайка! Нас привели к тебе следы. Не твои ли они?
Незнайка: Мои, мои следочки! А письмо мое вы получили? И прочитать сумели?
Ведущий: Прочитали, и хотим тебе помочь. Чем же ты так расстроен?
Незнайка: Ой, беда, беда! Сорвал цветочек сказочный, он у нас в Цветочном городе самый красивый. Думал, никому не нужен, а мне пригодится, он ведь волшебный. А без него в Цветочном городе такое началось! Все наперекосяк!
Ведущий: Так ты бы вернул его веселым человечкам.
Незнайка: Я рад бы вернуть, да не могу – лепестки разлетелись, остался один стебелек (показывает стебелек, ставит его в вазу). Как же мне лепесточки вернуть?
Ведущий: А мы тебе поможем, правда, ребята?
Незнайка: Что, вы волшебники что ли?
Ведущий: Может быть, и не волшебники. А вот краски, которые принес Художник, и музыка, которая прилетела вместе с Домисолькой, очень даже помогут тебе. Вот смотри, идет сюда Красная краска, и в руках у нее есть один лепесток.
Выходит ребенок, изображающий Красную краску.

Красная краска: Красные щечки горят на морозе,
Красные маки и красные розы.
Красные искорки в поле сверкают,
Путника красный костер согревает.
Красные перышки птиц-снегирей,
Праздник со мной всегда веселей! (отдает лепесток Ведущему)

Ведущий: Спасибо, краска, что нашла красный лепесток! Но на нем что-то написано (читает): «Следы-кляксы»
Незнайка: Что-то непонятно мне!
Ведущий: Зато мне все ясно. На нем дано задание, которое необходимо выполнить, иначе красный лепесток улетит опять. Хочешь, мы с ребятами превратим твои «следы» в забавные картинки? (дети садятся за столы)  Ребята, включайте свое воображение и фантазию! Подумайте, на что похожи эти цветные пятна-кляксы – и дорисуйте так, чтобы получился образ.

Дети выполняют работу (звучит «Вальс», музыка Ф.Шопена)
Лепесток незаметно прикрепляют к стебельку.

Незнайка (ходит, смотрит): Какие у меня «следочки» стали красивые! Прямо, как я – симпатичные! (обращает внимание на лепесток на цветке). Смотрите, смотрите! Один любопытный лепесток вернулся на свое место.
Ведущий: А ты, Незнайка, еще сомневался в том, что мы сможем помочь тебе вернуть лепестки.
Незнайка: И как только вы смогли такое чудо сотворить?
Ведущий: А у нас секретов нет! Ребята, что помогло вам в работе?
Дети: Воображение, краски, фантазия, музыка.
Ведущий: А какая музыка помогла вам придумать такие необычные рисунки?
Дети: Вальс!
Ведущий: Смотрите, сюда бежит краска, и в руках у нее лепесток какого цвета?
Дети: Оранжевый!
Выбегает ребенок, изображающий Оранжевую краску.

Оранжевая краска: Тигр на бабочку взглянул, потянулся и зевнул:
- У малявки, вот те раз, на меня похож окрас!
Оранжевая бабочка к подружке прилетела
Она весенним платьицем похвастаться хотела. 
(отдает лепесток Ведущему)

Ведущий: Здесь тоже задание: «Вальс-шутка».
Незнайка: Это что еще за зверь?
Ведущий: Ребята, кто скажет, что такое «Вальс-шутка»?
Дети: Это музыкальное произведение, которое написал композитор Шостакович.
Ведущий: К какому музыкальному жанру относится вальс?
Дети: Танец.
Ведущий: Теперь все понятно: Вальс-шутка – это танец, который исполнят нам девочки, превратившись ненадолго в кукол.

«Танец кукол», музыка Д. Шостаковича.
Оранжевый лепесток прикрепляется к цветку.

Незнайка: Ой, вы только посмотрите, еще один лепесток вернулся!
Ведущий (показывает портрет П.Чайковского): Множество вальсов написано разными композиторами. Например, композитор Чайковский очень любил сочинять вальсы.
Незнайка (рассматривает портрет композитора, повторяет): Чайковский. Красивый пейзаж!
Ведущий: Разве, это пейзаж? Ребята, помогите, пожалуйста, Незнайке!
Дети: Это – портрет.
Незнайка: Подумаешь, ошибочка вышла.
Выбегает ребенок - Желтая краска у него в руке лепесток.

Желтая краска: Я – желтый человечек, раскрасить я могу
Кувшинку, одуванчик, и лютик на лугу.
Пушистые цыплята, и выводок утят,
И бабочек, и солнце со мной дружить хотят.
(отдает лепесток Ведущей)

Ведущий: Внимание! Чтобы мы смогли дальше помочь Незнайке вернуть лепестки на место, надо выполнить следующее задание: «Жанры картин». Незнайка, а вот ты знаешь жанры?
Незнайка: Да ладно вам! Я знаете, как рисовать умею! (достает 3 картины: пейзаж, портрет, натюрморт, показывает их и хвастает): Вот, написал портрет (показывает натюрморт).  Красота! А это у меня пейзаж (показывает портрет). Какие краски! А вот моя любимая картина, и называется она натур… натюр…медом! (показывает пейзаж). Какая композиция! Ничего не понимаю! Почему вы смеетесь?
Ведущий: Дорогой Незнайка, ты снова все напутал. Дети, помогите Незнайке правильно назвать жанры картин. Найдите в его работах пейзаж. Что такое пейзаж? Найдите среди репродукций пейзажи. Расскажите, какие бывают пейзажи? (морские, сельские, городские).
Далее аналогично проходит работа над натюрмортом и портретом.
Ведущий: А чтобы ты еще лучше запомнил, что такое пейзаж, натюрморт и портрет, мы споем об этом песню.

«Песня о картинах», музыка Г.Гладкова
На цветке – желтый лепесток.

Незнайка: Какие жанры! Натюрморт! Портрет! Хорошие пенсии поют ребята.
Выбегает ребенок - Зеленая краска с лепестком в руке.

Зеленая краска: Цвет зеленый, цвет зеленый! Цвет весны, предвестник лета!
Цвет травинки изумрудной, пробивающейся к лету,
Зелень радостного леса, зелень солнечного луга.
Сохранит всем ель-принцесса
В зимний день мороз и вьюгу  (отдает лепесток)

Ведущий (читает задание): «Детский оркестр»
Незнайка: Ой, а я так люблю играть на музыкальных инструментах, вы себе даже не представляете! Сейчас я вам исполню мое любимое произведение (берет дудку, барабан, тарахтит, все затыкают уши).
Ведущий: Хватит, хватит! У тебя ведь ничего не получается. Послушай, как ребята дружно нам сыграют. Ведь их по жизни ведет музыка, и нет прекраснее пути!

Детский оркестр: «Турецкий марш», музыка В.Моцарта
На цветке появляется зеленый лепесток.

Незнайка (мечтательно): Да вы просто композиторы! Возможно, когда вырастете, станете знаменитыми.

Выбегает ребенок - Голубая краска, в руке лепесток.

Голубая краска: Глаза голубые у мамы моей, а небо над нами еще голубей.
Оно голубе, как тысячу глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас (отдает лепесток)

Ведущий: А голубой лепесток задает нам вопрос: « Кто пишет картины?»  (Художник). Знаете ли вы их фамилии? (показывает портреты 2-3 художников). Найдите репродукции этих художников и поставьте их рядом с портретом.
Незнайка  начинает плакать, достает из сундучка поврежденные картинки, показывает их.
Ведущий: Незнайка, успокойся! Часто по маленьким кусочкам художник терпеливо восстанавливает картины, то есть, реставрирует. Так что, мы тебе поможем.

Игра «Собери картинку из кусочков»
На цветке появляется голубой лепесток

Ведущий: Таких горе-художников, как Незнайка, еще немало. И про них сейчас веселые частушки!

«Частушки», музыка народная
1. Рисовал картину Вася, он художник, спору нет.
Но зачем свой нос раскрасил в сине-желто-красный цвет?
2. На платке для красоты рисовал Антон цветы
А теленок посмотрел, и цветы чуть-чуть не съел.
3. Краски Саша в руки взял, зоопарк нарисовал.
Но никто не разберет - где же слон, где бегемот?
4. На уроках рисованья ты лентяя не найдешь.
Прилагаем все старанья, чтоб рисунок был хорош.
Выбегает ребенок - Синяя краска с лепестком.

Синяя краска: В синем море островок, путь до острова далек
А на нем растет цветок – синий-синий василек (отдает лепесток)
Ведущий: А на синем лепестке загадка, слушайте внимательно:
«Любо бегать по бумажке остроносому Аркашке,
Рядом Машка пляшет, хвостом своим машет»   (карандаш и кисточка)
Ну что ж, это неспроста! Ведь танец Карандашей и Кисточек – это просто красота!

«Танец Карандашей и Кисточек» («Полька», музыка Ю.Чичкова)


Рисунок2

На цветке - синий лепесток

Незнайка: Смотрите, почти весь цветок заполнен лепестками!
Ведущий: Да, не хватает лишь одного.
Выбегает ребенок, изображающий Фиолетовую краску, в руке лепесток.

Фиолетовая краска: Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.  (отдает лепесток)

Ведущий (читает): «Анималисты»
Незнайка: Это что за странное слово такое?
Ведущий: Ребята сейчас нам помогут. Дети,  вы знаете, кого называют анималистом?
Дети: Художник, изображающий птиц и зверей.
Незнайка: У меня столько друзей среди птиц и зверей!
Ведущий: Ну что ж, очень хорошо! Но нам необходимо вернуть лепесток на свое место. Поэтому сейчас мы превратимся в художников-анималистов. И из простого грибочка, если немного пофантазировать, придумаем животных.

Творческая игра-работа.
На цветке – последний лепесток.

Незнайка: Ура! Все лепестки волшебного цветка собрались вместе! Только вот я до сих пор не пойму, почему он волшебный?
Ведущий: Я думаю, что, глядя на него, мы можем загадать любое желание. Ведь если очень захотеть и приложить к этому старание и труд, то желание обязательно исполнится. Давайте все вместе загадаем!
Незнайка: Я уже загадал! Побегу скорей в Цветочный город, расскажу всем коротышкам о том, как вы мне помогли. До свиданья! (убегает)
Ведущий: Вы заметили, как стало тепло в зале от веселых танцев, от ярких, волшебных красок, от добрых улыбок друзей! Мы сегодня помогли Незнайке, и этим еще раз доказали, что дружба может преодолеть любые трудности. Именно дружба красок и музыки была для нас сегодня путеводной звездой.
Художник: И в десять лет, и в семь, и в пять все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует все то, что его интересует.
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем, были б краски!

Нотка: А от грусти и от скуки смогут вылечить нас всех
Чудные мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех.

Ведущий: Лучистое солнце не делится на части,
И вечную землю нельзя разделить
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям своим подарить.

Звучит песня «Настоящий друг», музыка В.Шаинского.


Рисунок3