Урок географии по теме "Сельское хозяйство мира". 10-й класс

Разделы: География


ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и углубить знания о сельском хозяйстве, выявить особенности его зональной специализации в регионах и странах, познакомить с главными сельскохозяйственными районами мира.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: групповая, фронтальная, индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • физическая и политическая карты мира,
  • учебники и атласы для 10 кл.,
  • карта “Природные зоны мира”,
  • картограммы по сбору с/х культур и отраслям животноводства,
  • компьютер, мультимедиа-проектор, слайд-презентация “Сельское хозяйство мира”

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ: биология, история.

Подготовительный этап: учащиеся класса заранее разбиваются на 4 группы для предварительного изучения материала по темам:

  • “Особенности сельского хозяйства. Аграрные отношения”
  • “Земледелие”
  • “Животноводство мира”
  • “Рыболовство мира”.

Они подбирают познавательный материал, изучают карты и современные статистические данные по отраслям экономики, разрабатывают презентации для выступления группы. В группах избираются: руководитель, оформитель, эколог, учёный, журналист.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Актуализация.

Тема “Сельское хозяйство” не является новой, мы изучали её в курсе географии 8 и 9 классов на примере хозяйства своей страны: знакомились с особенностями произрастания различных с/х культур и географией их возделывания; а также с животноводческими районами России.

Сегодня мы рассмотрим земледелие и животноводство в мировом масштабе, увидим отличия ведения сельского хозяйства в некоторых регионах и странах.

Каждая группа уч-ся получила свой маршрут исследований по вопросам:

1 группа “Особенности сельского хозяйства. Аграрные отношения”:

- Роль сельского хозяйства в мировой экономике;

- Занятость трудоспособного населения в сельском хозяйстве по регионам;

- Зависимость уровня развития сельского хозяйства от развитости экономики страны;

- “Зелёная революция”: её мероприятия и результаты.

2 группа “Земледелие”:

- Основные земледельческие районы мира;

- Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства

(основные культуры и их крупнейшие производители);

- Масличные культуры;

- Сахароносные культуры;

- Тонизирующие культуры;

- Клубнеплодные культуры;

- Плодовые – виноград, бананы;

- Волокнистые культуры;

- Каучуконосы, производство натурального каучука;

- Проблема контрабандной торговли наркотиками. Произрастание наркосодержащих растений

3 группа “Животноводство”:

- Луга и пастбища. География мирового животноводства;

- 3 ведущие отрасли животноводства, страны – лидеры по поголовью;

- Производство и потребление продукции животноводства в разных регионах

- Другие отрасли животноводства;

- Отличие уровня животноводства в развитых странах.

4 группа “Рыболовство”:

- Значение отрасли;

- Основные районы морского рыболовства;

- Первая десятка рыболовецких держав;

- Понятие “аквакультура”. В этой группе подобраны наиболее способные ученики, так как тема не рассматривается в учебнике.

Выступление групп: сообщения по вопросам, иллюстрации рассказов с помощью мультимедийных презентаций.

Выступление группы № 1

Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее распространённая отрасль материального производства. В ней занято около половины трудоспособного населения планеты – около 1 млрд. человек. В мире нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и смежными отраслями – лесным хозяйством, охотой, рыболовством. слайд № 2:

Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:

1. Высокотоварное сельское хозяйство, которое включает:

а) интенсивное земледелие;

б) интенсивное животноводство.

Оно характерно для экономически развитых стран.

2. Традиционное потребительское сельское хозяйство, включающее:

а) плужное и мотыжное земледелие;

б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;

в) собирательство, охоту, рыболовство. Характерно для развивающихся стран.

слайд № 3

"Зеленая революция" - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники – одна из форм проявления НТР, прорыв, достигнутый, в начале в производстве продовольствия на планете за счет широкого распространения новых высокопродуктивных и низкорослых сортов пшеницы и риса в странах Азии, страдавших от нехватки продовольствия. Начало Зелёной революции было положено в Мексике в 1943 году: крупнейших успехов достиг Норман Борлоуг, выведший много высокоэффективных сортов пшеницы, в т. ч. с коротким стеблем, устойчивую к полеганию. К 1956 Мексика полностью обеспечила себя зерном и начала его экспорт, за 15 лет урожайность зерновых в стране выросла в 3 раза. Эти разработки были использованы в селекционной работе в Колумбии, Индии, Пакистане, в 1970 Борлоуг получил Нобелевскую премию мира. слайд № 4

“Зелёная революция” включает три основных компонента: выведение скороспелых сортов зерновых, расширение ирригации, более широкое применение современной техники, удобрений и других химикатов. слайд № 5

На Филиппинах удалось вывести сорта высокопродуктивного “чудо-риса”, применив сложную поливную систему. Горные потоки отводят и по разветвленной сети каналов и бамбуковых труб направляют к рисовым террасам. Новые зёрна растут быстрее, позволяя собирать 2 урожая в год.

слайд № 6

“Зелёная революция” ознаменовала собой начало новой эры развития сельского хозяйства на планете, эры, в которую с/х наука смогла предложить ряд усовершенствованных технологий для фермерских хозяйств в развивающихся странах: современные высокоурожайные сорта , устойчивые к насекомым-вредителям и болезням, трансгенные сорта . слайд № 7

За последние 20 лет биотехнология, используя рекомбинантные ДНК позволила проникнуть в глубины генома — на молекулярный уровень. Эта генетическая трансформация сулит огромную пользу для производителей с/х продукции, в частности, повышая устойчивость растений к насекомым-вредителям, болезням и гербицидам. Дополнительные выгоды связаны с выведением сортов, более устойчивых к недостатку или избытку влаги в почве, а также к жаре или холоду — основным характеристикам современных прогнозов грядущих климатических катаклизмов. Наконец, немалую выгоду может получить от биотехнологии и непосредственно потребитель, поскольку новые сорта более питательны.

Зелёная революция позволила не только прокормить увеличивающееся население Земли, но и улучшить его качество жизни. Прогрессивные последствия “зелёной революции”:

В результате некоторые из развивающихся стран слали удовлетворять свои потребности в зерне путём собственного производства.

  • Урожайность зерновых выросла в 2 – 3 раза.
  • Увеличился спрос на машины и удобрения.

Вновь подтверждается закономерность, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не столько природными, сколько социально – экономическими причинами.

Выступление группы № 2

Зерновые культуры занимают в мире почти 1/2 всей обрабатываемой площади. Их посевы фактически совпадают с расселением людей. Зерновое хозяйство держится на трёх хлебах – пшенице, рисе и кукурузе, они дают 4/5 валового сбора и обеспечивают половину всей пищевой энергии людей. слайд № 8

ПШЕНИЦА. Её выращивают почти в 70 странах, преобладающий валовой сбор в США, Канаде, Австралии, Китае, Индии, Франции, России, на Украине.

РИС. Одна из древнейших культур, которая возделывалась в Китае ещё задолго до нашей эры.

В наши дни рисосеянием занимаются в 100 странах, но 9/10 его мирового сбора приходится  на “рисовые” страны Азии. В Индонезии, Японии рисовые поля занимают 2/3 всех  обрабатываемых площадей, на Филиппинах – 9/10.

КУКУРУЗА. Она “родилась” в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Выращивание кукурузы не только на зерно, но и на зелёную массу в последние годы расширило зону её распространения. Однако основным её производителем остаются США, за ними следуют Китай и Бразилия. Главный в мире район её выращивания – кукурузный пояс США, который находится к югу от Великих озёр, особенно славится её производством штат Айова

Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения планеты.2/3 всех потребляемых жиров имеют растительное происхождение; их доля особенно велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки и Латинской Америки. По сбору сои 1 место в мире занимают США, арахиса – Индия, оливок – Италия. Ведущие производители подсолнечника: Россия, Украина, США, Аргентина, Китай. слайд № 9

Сахароносные культуры. В мире ежегодно производится более 120 млн. т сахара: 2/3 – сахарного тростника, 1/3 – сахарной свеклы. Главная особенность их выращивания – трудоёмкость. Родина сахарного тростника – Бангладеш. На Кубе – 150 сахарных заводов, производящих до 5 млн. т сахара в год. Сахарная свекла произрастает в умеренном поясе. Главные её производители – Россия, Украина, страны Зарубежной Европы и Северной Америки. слайд № 10

Тонизирующие культуры – чай, кофе, какао. Они возделываются в тропиках (чай также в субтропиках) и имеют ограниченные ареалы:

ЧАЙ. Его родина – Китай, в Европе он стал известен в 17 веке, его стали доставлять на быстроходных трёхмачтовых парусниках – чайных клиперах. И теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны Азии, особенно Индия, Китай и Шри-Ланка.

КОФЕ. Его родина – Африка. В наши дни 2/3 сбора приходится на страны Латинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия. Около 50 стран экспортируют кофе. В Латинской Америке преобладает кофе сорта “арабика”, в Африке и Азии – “робуста”.

КАКАО. Культура какао родилась в Америке, но теперь основные её производители находятся на Гвинейском побережье Африки: Кот-де-Ивуар, Либерия, Гана, Того, Нигерия, Камерун, а также – Индонезия, Бразилия, Эквадор. слайд № 11

Клубнеплодные культуры. Самая распространённая из них – картофель (“инкский трюфель”), родина которого – нагорье Перу Южной Америки. Первое место в мире по сбору картофеля занимает Китай, за ним следуют: Индия, Россия, Украина, США, Германия, Польша, Белоруссия, Франция. слайд № 12

Фрукты, овощи. Апельсинов собирают больше всего в Бразилии и США, бананов – в Бразилии, Коста-Рике, Колумбии, Эквадоре; винограда – в Италии, апельсинов и лимонов – США (главный район выращивания фруктов и овощей – Калифорния), мандаринов – в Японии, авокадо –

Мексика, Чили, Индонезия, Колумбия. Первое место по объёму производства овощей и бахчевых культур занимает Китай, по сбору капусты – страны СНГ, помидоров – Китай, США, Турции, Индия, Египет; лука – Китай. слайды № 13 – 15

Наркосодержащие растения. Большие масштабы приняла контрабандная торговля наркотиками. Главные производители: Колумбия и некоторые страны Азии: Афганистан, Пакистан слайд № 16

Выступление группы № 3

Животноводство, подобно зерновым культурам, распространено почти повсеместно. Причём луга и пастбища занимают в три раза больше земель, чем пашня. Основную часть животноводческой продукции дают страны умеренного пояса. Надо учитывать, что половину всего производимого зерна используется в качестве фуража. Слайд № 17

Главную роль играют три отрасли: Слайд № 18

Скотоводство. Благодаря разведению крупного рогатого скота (около 1,3 млрд. голов) получают почти все молоко и более 1/3 мяса. Интенсивное молочное и мясомолочное скотоводство наиболее

распространенно в лесной и лесостепной зонах умеренного поясов. Содержание скота здесь стойловое или пастбищно – стойловое. Мясной скот разводят преимущ. в засушливых районах умеренного и субтропического поясов, где преобладает экстенсивное отгонно-пастбищное скотоводство. В некоторых районах США, Канады, Аргентины, Австралии возникли крупные по площади товарные хозяйства (ранчо) – настоящие “фабрики мяса”. Слайд № 19

Свиноводство. (1,1 млрд. голов) – источник получения 2/5 всей мировой мясной продукции. Оно тяготеет к густонаселенным областям и крупным промышленным центрам, к районам интенсивного животноводства, выращивания картофеля. Почти половина мирового поголовья свиней приходится на Азию, прежде всего - на Китай. Слайд № 20

Овцеводство (около 1 млрд. голов) мясошерстного направления характерно для районов с достаточным увлажнением и относительно мягким климатом, тонкорунного и полутонкорунного направления – для более засушливых районов. Слайд № 21

Другие отрасли животноводства: козоводство, яководство, кролиководство, пчеловодство, коневодство, птицеводство, оленеводство и др. Слайд № 22

В экономически развитых странах Запада душевное потребление мяса в среднем составляет 80 – 100 кг. В год, а в развивающихся – 15 – 20 кг. Рекордсменом же оказывается Новая Зеландия, где душевое потребление мяса достигает 400кг.

Молока в мире ежегодно производится более 500 млн. т. (впереди США, Индия, Россия, ФРГ, Франция); яиц – 700 млрд. штук (Китай, США, Япония); шерсти – 2,5 млн. т. (Австралия, Китай, Новая Зеландия). Больше всего сыра производят страны ЕС, США, Бразилии, Аргентине, России, Австралии, Новой Зеландии, Украине.

Слайды № 23, 24:

Вывод: Животноводство получило распространение практически во всех странах мира.

В развитых странах – интенсивное высокотоварное молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство. В развивающихся странах – экстенсивные формы животноводства (здесь характерна низкая продуктивность скота). Так, животноводство, ведущееся экстенсивными методами, во многом остаётся ещё “визитной карточкой” Монголии. Наиболее крупные экспортёры продукции животноводства – Австралия, Аргентина, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия.

Выступление группы № 4

Рыболовство — добывающая отрасль рыбной промышленности. Рыба и рыбопродукты представляют собой очень важный элемент сбалансированного питания, источник около 1/4 белковой пищи животного происхождения. Неудивительно, что 72-75 % мирового улова предназначается для питания людей, остальное перерабатывают в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир, используют на корм скоту или в фармацевтике.

слайд № 25

В мире насчитывается примерно 1,5 млн. рыболовных судов. В послевоенный период основной улов рыбы обеспечивали наиболее ценные ее семейства - сельдевые, тресковые, ставридовые, скумбриевые, анчоусовые. Но в результате перелова преобладать в нем сейчас стали менее ценные по пищевым качествам виды рыбы (мойва, минтай, макрель, хек).

В Атлантическом океане издавна известны 2 района – Северо-Восточный, у берегов Европы, и Северо-Западный, у берегов Америки. Северо-Восточный район еще в 50-х гг. XX в. давал треть всех мировых уловов, но затем добыча здесь резко сократилась из-за перелова и “конкуренции” нефтяной промышленности. Так, некогда очень рыбное Северное море теперь обеспечивает лишь 2,5 % мирового улова. Уменьшились уловы и в Северо-Западном районе (США и Канада).

В Тихом океане три главных рыболовных района. Северо-Западный район у берегов Азии, где промысел ведут Россия, Япония, Китай, Республика Корея и КНДР, в настоящее время крупнейший не только в Тихом океане, но и в мире. Северо-Восточный район у берегов Северной Америки и Юго-Восточный - находится у берегов Перу и Чили. Основной объект промысла здесь - перуанский анчоус. слайд № 26

Есть и другие районы, менее крупные. Однако со временем многие подверглись сильному истощению. На рыбных банках Северной Атлантики оскудели запасы сельди и трески, у берегов Северной Америки - калифорнийской сардины, у берегов Перу и Чили - перуанского анчоуса, в восточной части Центральной Атлантики - головоногих (осьминогов, кальмаров), у Алеутских островов - аляскинского королевского краба.

Сейчас на развивающиеся страны приходится уже 70 % всего мирового улова.

Первая десятка стран по добыче рыбы из расчета на душу населения выглядит так: слайд № 27

В России уловы рыбы в 1990-х гг. сначала сильно снизились, но затем стабилизировались на уровне 3-4 млн.т. По производству рыбы из расчета на душу населения (20 кг) Россия превышает среднемировой уровень (16 кг). Главной акваторией России являются моря Дальнего Востока.

Аквакультура. Это целесообразное искусственное воспроизводство рыбы и др. морепродуктов при помощи их перенесения, акклиматизации, создания подводных “ферм” и “плантаций”. От лат. aqua - вода и cultura - возделывание, уход. Выращивание в контролируемых человеком условиях рыб, моллюсков, ракообразных, иглокожих, водорослей, а также искусственного жемчуга и аквариумных рыб. Направление быстро развивается со второй половины XX в., обеспечивая 1/4 производства всех морепродуктов. Половину её составляет рыба, 1/4 - водоросли, 1/5 - моллюски, остальное - ракообразные. География аквакультуры очень широка: ею занимаются в 140 странах. При этом доля Азии 88 %, доля Европы 7 %, Америки - 3 %. Неудивительно, что в Азии находится большинство стран из первой десятки: слайд № 28

Пресноводная аквакультура (рыборазведение) занимается увеличением и улучшением рыбных запасов в естественных и искусственных водоемах: карпы, речные угри и лососевые.

Морская аквакультура (марикультура) - выращивание морских организмов на естественных или искусственных кормах в отгороженных заливах или специальных садках. Разведение рыбы в марикультуре имеет подчиненное значение, основные объемы - водоросли, моллюски и креветки.

Наибольшее развитие марикультура получила также в странах Азии - в прибрежных акваториях тропических и субтропических. 1 место среди них занимает Китай. Затем - Япония, здесь выращивают устриц, жемчуг, морскую рыбу и водоросли.

В Западной Европе сложилась специализация марикультуры на двух группах моллюсков - устрицах и мидиях. При этом во Франции и ФРГ преобладает выращивание устриц, а в Италии, Испании, Нидерландах - мидий. В США выращивают почти исключительно устриц.

слайд № 29

Из так называемых проходных рыб в последнее время особенно много внимания уделяется лососевым, вылов которых в открытых морях стал уменьшаться. Разведение лососевых в искусственных условиях уже приближается к 1 млн. т в год. Сначала едва ли не монополистом в разведении лосося такими способами была Норвегия, затем с ней стали конкурировать и некоторые другие страны - Чили, Великобритания, Канада, Ирландия. А основные потребители лососевых - Япония, США, страны Западной Европы.

Вклад в мировую аквакультуру отдельных океанов: слайд № 30

В России продукция аквакультуры сравнительно невелика и представлена в основном пресноводными видами рыб, изучаются возможности разведения кефали, камбалы, осетровых, лососевых, карповых, растительноядных, моллюсков и водорослей - в южных, северных и дальневосточных морях страны. Слайд № 31

Оценивание. По ходу урока.

Домашнее задание. стр. 127 – 132, уч-ся, не получившим на уроке “4” или “5”: составить кроссворд “Сельское хозяйство”

Итог урока.

Итак, на сегодняшнем уроке мы решали проблему: какими факторами обусловлено отставание сельского хозяйства развивающихся стран?

К каким выводам вы пришли в ходе обсуждения мирового сельского хозяйства?

Возможные ответы учеников

Факторами являются:

  • Высокая доля ручного труда в земледелии: преобладание плужного и мотыжного земледелия
  • Преобладание традиционного потребительского (малотоварного) сельского хозяйства
  • Отставание уровня развития машиностроительного комплекса
  • Низкий уровень развития химической промышленности
  • Несформированность транспортных систем, низкая транспортная подвижность
  • Экстенсивные формы животноводства
  • Сохраняется подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство
  • Недостаточность ирригационных систем
  • Многие с/х растения Африки – монокультуры, что является пережитком колониального прошлого этих стран.

20.07.2014