Урок литературного чтения по теме "Маленькие открытия поэтов в стихах об осени". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1. Знакомство с творчеством следующих авторов: Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной.

2. Развитие умения точно выражать свои мысли; анализировать художественные тексты и работать над средствами выразительности;

3. Закрепление знаний о некоторых литературных приёмах, а именно : олицетворение, звукопись. Введение новых терминов: эпитет, восклицание.

4. Формирование навыка выразительного чтения.

5. Воспитание внимательного, бережного отношения ко всему окружающему.

Оборудование: учебники, простые карандаши, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по содержанию нового раздела.

- Ребята, сегодня мы начинаем работу с новым разделом книги. Прочитайте название.

(“Маленькие открытия”)

- Как вы думаете, о чём будут произведения этого раздела?

(Предположения детей)

- Может быть вам поможет рисунок художника на странице 163?

3. Работа с комиксами.

- Конечно трудно догадаться ,о каких маленьких открытиях пойдёт речь в этом разделе, но комиксы на странице 164 вам помогут. Рассмотрите их внимательно.

(Дети рассматривают и читают про себя.)

- О чём эти комиксы?

(О мечтах и фантазиях наших героев.)

- Как вы понимаете значение слова “первооткрыватель”?

(Мысли учеников)

- Проверим себя по толковому словарю С.И. Ожегова:

Первооткрыватель - путешественник, первым открывший какие-нибудь земли, страны, местности.

- Как отнеслись к мечте Пети его друзья?

- Действительно ли Петя делает открытия?

(Да. У каждого человека могут быть свои открытия.)

- А какие открытия можем сделать мы?

(Предположения ребят.)

- Может быть, именно о таких маленьких открытиях, которые может сделать каждый и пойдёт речь в новом разделе?

Физминутка.

4. Работа над стихотворением Г. Граубина “Сон”.

- Начинается этот раздел стихотворением уже известного нам автора - Георгия Граубина.

- Как называется это стихотворение? Прочитайте.

(“Сон”)

- Интересное название. Пофантазируйте, о чём оно может быть?

(Идеи и предложения детей.)

- Проверим наши предположения, прочитав его. Если в тексте встретятся непонятные или незнакомые слова, мы их подчеркнём простым карандашом.

а) Дети читают про себя. Выясняем значения незнакомых или непонятных слов, если такие есть, а затем читаем вслух.

b) Беседа после чтения:

- Ребята, когда в природе всё впадает в сон? Зачитайте.

(“Между летом и зимой”)

- Как мы называем это время в природе?

(Осень.)

- Значит, о каком времени года это стихотворение?

(Это стихотворение про осень.)

- Это непростое произведение, в нём много открытий. Найдите самое первое. Для этого читаем 1 строку.

(Осень -между летом и зимой.)

- Автор не называет слово “осень”, а заставляет работать нашу фантазию, используя эту фразу. Он напоминает (особенно тем, кто забыл, в каком порядке идут времена года), что между жарким, ярким летом и холодной, угрюмой зимой есть особое время…

- 2 строка поможет выяснить, чем же оно особенное?

(Особенно тем, что всё впадает в сон.)

- Почему осень называется сном?

(Медленно засыпает природа; животные готовятся к зиме.)

- А что об этом написал Георгий Граубин? Дочитываем строфу до конца.

- Что вы представили, когда слушали/читали строчку “Дуб морозцем опалён”?

- Для чего автор использовал такую метафору?

- Оказывается, опалить может не только огонь, но и мороз.

- И какого цвета станут листья дуба?

- Представьте картину, которую нарисовал поэт в стихотворении.

(Описание учеников.)

- Как вы поняли, почему люди называют осень сном природы?

(Рассказы детей)

- В учебнике на странице 165 есть вопрос №3. Прочитайте.

[И ещё одно маленькое открытие сделал Г.Граубин. найдите его сами.]

(Дети читают по вертикале название осенних месяцев и получается слово:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь)

- Ребята, какое по настроению это стихотворение?

(Грустное, задумчивое, спокойное.)

- Определим, в каком темпе и каким тоном надо его читать?

(Медленно, задумчиво, с сожалением.)

с) Упражнение в выразительном чтении.

5. Чтение стихотворения “Шишкопад”.

- Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

(Рассказы ребят.)

- Зная название - “Шишкопад” и глядя на рисунок, предположите, о чём мы будем читать в этом стихотворении?

(Высказывание учеников)

- Проверим наши предположения.

а) Чтение про себя (выделение непонятных или незнакомых слов простым карандашом.)

- Оправдались ли ваши предположения?

b) работа над стихотворением.

- Прочитайте 1 строчку.

(“Осень шагает…”)

- Какой литературный приём использует автор?

(Автор использует олицетворение.)

- На кого делает похожей поэт осень?

(На человека.)

- Какое слово помогает это определить?

(Шагает.)

- Читаем 2 строку.

(“… в жёлтом пальтишке”)

- Во что одета осень?

(В пальтишко.)

- Почему автор говорит “пальтишко”, а не “пальто”?

(Потому, что оно маленькое.)

- Какого цвета маленькое пальто?

(Жёлтое.)

- Почему Георгий Граубин выбрал именно этот цвет?

(Он яркий, радостный, детский и осенний.)

- В образе какого человека предстает перед нами осень в этих двух строчках?

(Это маленькая девочка.)

- Дочитаем строфу до конца.

- Какие слова подтверждают наш вывод о том, что поэт представляет осень маленькой, шаловливой девчонкой?

(Шагает, сшибает.)

- Эти же слова могут нам узнать характер осени?

- Прочитайте, ребята, шёпот это строки ещё раз и назовите согласные звуки, которые чаще всего слышаться.

([ж], [ш])

- Что напоминают эти звуки?

(Шуршание листвы под ногами.)

- Как называется это приём?

(Звукопись.)

- Как надо читать эту строфу?

(Бодро, живо, ритмично.)

- Читаем следующую строфу. Что может сказать о характере осени?

(Весёлая, хулиганка.)

- Как надо читать выделенные слова?

(Их надо выделять голосом. Звонко и весело.)

- Это ещё один из приемов, с помощью которых автор передает чувства. Называется он - восклицание.

- Итак, осень - озорная девчурка, которая идёт по лесу и сшибает шишки, да ещё и покрикивает на лесных жителей- кукушку, зайчишку, бурундука и диких коз.

- С какой же интонацией надо читать 3 и 4 строфу?

(С восклицанием.)

- Почему?

(Осень разошлась, раззадорилась, разыгралась во всю!)

- Правильно! И, что бы показать все эти чувства автор использовал определённый литературный приём. Какой?

(Восклицание.)

- Что такое “шишкопад”?

(Когда падают шишки.)

- Как передаёт поэт с помощью слов звуки падающих шишек?

- Почему эти звуки разные?

- А о каких вспышках говорит Граубин?

- Почему он использует сравнение?

- С чем сравнивает автор падение шишек?

- Как надо читать эти строчки?

(Ритмично, как марш.)

с) Выразительное чтение.

- В этом стихотворение поэт тоже сделал маленькое открытие. Какое?

(Осень может быть разной.)

- Мы прочитали два стихотворение одного автора. Что в них общего?

(Они про осень.)

- Осень в них разная. Опишите, какая?

(Рассказы ребят)

- Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

Физминутка под песню “Листья желтые над городом кружатся…”

6. Чтение стихотворения В. Бирюкова “Сентябрь”.

- Поэт В. Бирюков тоже написал стихотворение об осени. Прочитаем его и попробуем найти то маленькое открытие, которое сделал автор?

а) чтение про себя (При самостоятельно чтение дети подчёркивают простым карандашом непонятные или незнакомые слова, значение которых после разбирают или читают в словаре.)

- Догадались ли вы какое маленькое открытие сделал автор?

- Что вам подсказало?

- Это открытие надо услышать, а для этого прочитаем стихотворении вслух.

b) Читает учитель, выделяя шипящие звуки [ч’] [ш].

- Теперь догадались?

- Какой приём использовал автор, чтобы передать шуршание листвы?

(Звукопись.)

- Как прочитаете слова ёжика?

(Недовольно, сердито, тихо.)

- Какое слово помогло вам выбрать тон?

(Бормочет.)

- Что значит “бормочет”?

(Предложения детей.)

- Проверим по словарю:

Бормотать-говорить тихо, быстро, невнятно.

- Какой литературный приём использовал В. Бирюков, говоря о ёжике?

(Олицетворение.)

- Как прочитать строки про мышат?

(Быстро, легко.)

с) Упражнение в выразительном чтении.

7. Чтение стихотворения Т. Золотухиной “Лужи-зеваки”.

- Прочитайте название.

-Вы знаете, кого называют “зеваками”?

(Мысли учеников)

- А теперь посмотрим в словарь.

Далее идет работа над стихотворением, описанная выше.

8. Итог.

- Ребята, мы говорили об открытиях. Какое открытие сегодня каждый сделал для себя? Что интересного и нового узнали?

9. Домашнее задание.

- Думаю, вам захочется прочесть ещё не одно стихотворение, предлагаю в свободное время выполнить рисунки к ним. И на следующем уроке мы сделаем выставку ваших работ.