Технология развития творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Важнейшей составляющей педагогического процесса в современных условиях, считаю личностно ориентированное взаимодействие с учащимися. Моделирую учебно-воспитательный процесс так, чтобы помочь личности познать и проявить себя, самоопределиться и самореализоваться, развить индивидуальные, познавательные, творческие способности.

В течение ряда лет работаю над темой “Формирование познавательной активности учащихся через проблемно-диалогическое обучение”.

Считаю технологию проблемного диалога универсальной, то есть применимой на любом предметном содержании и любой ступени. В частности она реализуется в образовательной системе “Школа 2100”, по которой я работаю.

Технологию проблемно-диалогического обучения реализую с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся, приобретения знаний, умений и навыков на основе усвоения способов самостоятельной деятельности. Учебный материал предлагаю ученикам как неизвестные знания, которые они должны открыть для себя сами.

Коллективно или в группах анализируем различные варианты выхода из проблемной ситуации, выбираем наиболее доступный и рациональный способ решения.

Использование данной технологии помогает и позволяет ученику осуществлять мыслительную деятельность, развивает творческие способности, логическое мышление, формирует положительную мотивацию учения.

Для включения учащихся в творческую деятельность ставлю перед ними проблемную задачу, либо показываю противоречия, задаю проблемные вопросы. Выходом из проблемных ситуаций и является самостоятельное решение учениками данной проблемы, что заставляет их активно мыслить, наблюдать, сравнивать, выполнять практические работы, анализировать, делать выводы. Выполняя задания такого вида, учащиеся включаются в активную творческую деятельность, а результаты своих исследований оформляют в творческие работы.

На уроках окружающего мира дети выступают в качестве ученых - исследователей природы, корреспондентов. В своих творческих работах они готовят сообщения: о том, какие тайны природы они открыли на экскурсиях, предложения по охране природы, окружающей школу; какие изменения происходили с погодой в течение года, в чем причина этих изменений, делают предложения о том, как сохранить своё здоровье в разных погодных условиях.

Младшие школьники с большим интересом знакомятся с различными литературными источниками, издаваемыми специально для детей. В их числе много книг познавательного характера, таких как - энциклопедии. При знакомстве учеников с особенностями содержания и оформления энциклопедий, показываю, как составляются такого рода книги, обращаю внимание на особенность изучения и сбора материалов, подбора иллюстраций и предлагаю посильную для младших школьников исследовательскую работу по составлению мини-энциклопедий на разные темы: “Домашние животные”, “Рыбки. Аквариум”, “Комнатные растения”, “Лекарственные растения”, “Природные зоны. Животный и растительный мир”, “Природные катастрофы” и другие.

Поскольку эта работа требует много времени и значительной подготовки, а также привлечения родителей, рекомендую использовать план опережающих заданий, где даются рекомендации по тематике, содержанию и оформлению такого вида творческих работ.

С целью развития литературно-поэтических способностей учащихся на уроках чтения провожу “Творческие странички”. Стимулируя различные виды литературной активности детей-читателей, с большим успехом использую совместное творчество: придумывание поговорок, чистоговорок, загадок и самостоятельное творчество учащихся – придумывание стихов на заданную тему. Предлагаю детям стать “соавторами”, придумав концовку той или иной сказке.

Для того чтобы детей привлечь к поиску рифмы, подбору нужных слов, использую игру “Подбери словечко”:

Как у нашего Мирона
На носу сидит ... (ворона, корона и т.д.)

В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый ...(таракан, пеликан и т. д.)

Далее подбирается рифма к заданному слову.

Провожу “Аукцион”- кто больше придумает слов. Например, из рассыпанных слогов дети собирают слово “игрушки”, затем подбирают к нему рифму: хлопушки, подушки, зверюшки, лягушки и т.д.

В итоге ребята начинают рифмовать строчки и получаются стихи на заданную тему.

Например:

На ёлочке нашей смешные игрушки:
Шары золотые, сосульки, хлопушки.
Есть фрукты, есть ягоды, клоун, зверюшки.
Грибы и конфеты, и даже лягушки.

У детей появляется желание написать в стихах отзыв о том, что они читали:

Мы сказку Пушкина прочли
И вот, что мы узнали:
Как братья – семь богатырей,
Царевну принимали.
Как свойство зеркальце имело,
Как говорить оно умело,
Что там за тридевять земель
Средь поля и раздолья
Горюет бедный Елисей
И нет ему покоя.

С большим удовольствием дети пишут о своих увлечениях:

Ох, люблю же я рыбалку,
Тихий берег, омуток.
Раз поклёвка, два поклёвка
И поймался окунёк!

“Творческая страничка” урока нравится всем учащимся класса. Дети, не стесняясь, представляют на всеобщее внимание и обсуждение свои сочинения. Ребята обсуждают, что у автора получилось хорошо, а что не совсем удачно, редактируют, предлагают свои варианты.

Таким образом, дети учатся не только рифмовать слова, но и спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, обсуждать и соглашаться с мнением своих товарищей.

Творческие работы систематизируются и красочно оформляются.

Например, в сборник “Ветерок” вошли стихотворения собственного сочинения ученицы 4 класса Яковец Александры – самобытной и творческой девочки. Это первые самостоятельные шаги в литературном творчестве. Представленные в сборнике стихи по-детски светлы и наивны. Но, несмотря на это, имеют индивидуальность, вполне сложившийся стиль, выдержано чувство ритма. В стихотворениях автор рассказывает о себе, своих восторженных мечтах, о красоте окружающего нас мира со всем многообразием красок и звуков, о светлых взаимоотношениях, так необходимым всем нам. Создание стихотворений побуждает желание поделиться собственными наблюдениями, даёт возможность самовыражения, творческого поиска. В процессе сочинения стихотворений возрастает интерес к поэзии, через познание прекрасного развивается личность ребенка.

Ветерок.

Засверкали звезды в тишине ночной,
Все замерло. Природа отдыхает.
Лишь ветерок легонько шелестит листвой
Он, озорник, усталости не знает.

Он, как и я, не хочет спать,
Его в кровать не уложить.
Он хочет очень много знать,
И хочет он со мной дружить.

Все наяву, а не во сне,
Его я познакомлю с вами.
Вот даже месяц улыбнулся мне
И спрятался за облаками.

Регулярно организуется выставка творческих работ, проводится пресс-конференция, где дети с большим удовольствием выступают со своими творческими проектами перед родителями и сверстниками. Жюри в составе родителей дает оценку выполненным работам и вручает дипломы, где перечисляются заслуги учеников в области познания тайн природы, литературного творчества.

Большое внимание уделяю внеурочной деятельности по учебным предметам. Важнейшими задачами внеклассных занятий считаю развитие личностных качеств ребенка, формирование у учащихся ключевых компетенций с учетом их психологических и возрастных особенностей. Использование нестандартных форм проведения факультативных занятий (театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, игровая программа и т.д.) позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся и их познавательный интерес к предмету. А требования нового Федерального государственного образовательного стандарта достаточно четко указывают на то, что доля вариативных занятий должна возрастать, что будет способствовать развитию инициативного отношения младших школьников и их родителей к созданию индивидуальных образовательных программ.

Для реализации этих задач самостоятельно разработала тематическое планирование факультатива “Языкознание для всех” так, чтобы познавательная активность, теоретические знания и практические навыки выступали во взаимосвязи.

Многим школьникам языкознание кажется лишь сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, использую такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, игровыми моментами. Это возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы. Дети осознают богатство и красоту русской речи, у них появляется интерес к родному языку и его изучению, а накопление знаний в области языкознания становится у школьников важнейшим внутренним стимулом для участия в международной игре - конкурсе “Русский Медвежонок – языкознание для всех”, в российском заочном конкурсе “Познание и творчество”.

Что даёт младшим школьникам участие в таких интеллектуальных соревнованиях, как олимпиады и марафоны? Для младшего школьника основным видом деятельности является учёба. Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к школе. Участие в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах способствует воспитанию познавательного интереса, развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

Материал факультативных занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяет обучающимся расширить свои знания и представления о закономерностях родного языка. Сами задания часто выходят за рамки программы по русскому языку и вносят элемент неожиданности в сочетании с различными занимательными формулировками.

Система и содержание занятий способствует не только созданию проблемных ситуаций при выполнении нестандартных заданий, но и позволяет вести “рейтинговое” оценивание, отслеживать наиболее трудные задания.

Приёмы, упражнения развития творческих способностей.

“Фонетика”

- Откуда пришло слово “алфавит”?

- Сравните таблицу древнерусских названий букв современным алфавитом и определите, каких трёх букв не было в древнерусской азбуке (ё, й, э)

- Сколько фонем в русском языке? (42)

- Что вы знаете о гласных, согласных звуках?

“Сказочный алфавит”

Написать сверху вниз все буквы русского алфавита. Придумать слова и вписать их так, чтобы каждая из букв в этих словах была второй (третьей и т. д.) Например:

бАнка

сБор

Слова-перевёртыши. Отгадайте загадку; в ней спрятались слова-отгадки, которые можно прочитать слева направо и наоборот:

Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (Топор-ропот)

Назовите десять имён существительных, которые читаются справа налево, так же как и слева направо.

(Казак, доход, потоп, топот, комок, шалаш, довод, боб, поп, дед)

Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э

  1. Ярлык, табличка, с надписью на каком-либо предмете.
  2. Вид соревнования в беге.
  3. Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
  4. Широко распространившаяся болезнь.
  5. Команда корабля, самолёта, танка.
  6. Вывоз людей, имущества в безопасное место.
  7. Человек, который любит себя больше других.
  8. Поездка, путешествие людей с целью ознакомления.
  9. Справочное пособие по всем видам знаний.

(Ответы: этикетка, эстафета, эскадра, эпидемия, экипаж, эвакуация, эгоист, экскурсия, энциклопедия)

Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Роль, печка, лейка, ельник, читатель, щётка, семья, мебель, чайка, щавель, шить, циркач, грусть, кисель.

Выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие:

Десять, ручка, метель, липкий, кирпич, вещь, монетки, деньги, кисель, утиный, лебедь, неделя, везде, скользить.

Превратите реку в море:

Река – р...ка - ...ука – мук... - ...уза – л...за - ...оза – по...а - ...ора – гор...

(рука, мука, муза, луза, лоза, поза, пора, гора, горе, море)

Объясните, почему в пословице не трудиться, так и хлеба не добиться только 4 мягких согласных звук

Отгадайте логогрифы – загадки, по условиям которых из данного слова путём добавления, отбрасывания или вставки нового звука или слога получается новое слово.

С буквой д – вас в дом пускает,
С буквой з – рычит, кусает.

С буквой ш – он над цветком жужжит,
А без ш – на ней корабль сидит.

С буквой г – я большой магазин,
Ярко сияю стеклом всех витрин,
Если же г у меня отобрать –
Буду я звёзды тогда изучать.

(Дверь, зверь, шмель, мель, гастроном, астроном)

Подчеркните в словах гласные буквы, которые обозначают только один гласный звук.

Аня, каюта, ёлка, ночью, индюк, руки, яма, баян, осы, ёжик, утка, ежевика, енот, эхо, сыр, клюв.

Игра “ Поймай родственное слово!”

Белка, беленький, белить, водяной, вода, водить, лист, лиса, лисёнок, горный, горка, городок, пёс, песочный и песок, моряки, морской, моржи, корень, корневой, коржи, холод, холмик, холодок, носик, носит и носок, семя, семечко, семья, вдруг, подруга и друзья.

Определи лишнее слово в каждой строчке:

Боль, большой, больница; рис, рисунок, рисовая; горе, горный, гора; поле, полевой, полочка; сорняк, сорвал, соринка; лес, лесник, лестница

Допиши суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии:

Танц..., аптек..., пев..., мор..., лес..., лёт..., учи..., мал..., ток... .

Напишите по пять существительных с суффиксом -ость, обозначающие различные черты характера.

Положительные: честность, смелость, правдивость, храбрость, любознательность

Отрицательные: трусливость, грубость, наглость, лживость, хитрость

Шрарды.

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету. (Ирис-ирис)

Я сборник карт; от ударения
Завися два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани. (Атлас-атлас)

Мы - для пилильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударение.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (Козлы-козлы)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья обьедает. (Коса – коза).

С “м” – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой “л” зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд – лёд).

Викторина “Что могут предлоги?”

  1. Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов? (к-от, ко-за)
  2. Назовите вкусный и полезный напиток из трёх предлогов. (с-о-к)
  3. Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов? (в-о-про-с)
  4. Какие три местоимения самые чистые? (вы - мы – ты)
  5. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я – мы)

- Отгадайте существительное общего рода:

  1. Драчун, зачинщик ссор и драк
  2. Тот, кто любит сладости
  3. Грубый, невоспитанный человек

Ответ: забияка (задира), сластёна (лакомка), невежа.

- Допишите глагол, чтобы он сочетался как в прямом, так и в переносном значении.

Заяц, время ...(бежит)

Солнышко, ребёнок ...(улыбается)

Игра “10 ос”

Ос - - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

“Поле чудес”

Некоторые буквы уже открыты. Остальное – за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.

Д – ка- - - - о - - - - - - - - , а з – му н - - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Найдите старославянские слова и замените их русскими.

Горят румянцем свежие ланиты.

Старец нахмурил чело.

Построен град великий над рекой.

Шуточные загадки по фразеологии.

1. Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? “Бежать со всех ног”.

2. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

“Знать как дважды два”.

3. Что общего в словах “дуга”, “бараний рог”, “три погибели”?

(Все сочетаются со словом “согнуть”)

Занимательные вопросы.

  1. Какой птицей можно из колодца воду достать? (Журавлём).
  2. Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Шов на платье).
  3. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень).
  4. Какое крыло никогда не летает? (Крыло здания).
  5. Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (Цветник, клумбу).
  6. За чем вода в графине? (За стеклом).
  7. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
  8. Какой город летает? (Орёл).
  9. Какой полуостров жалуется на свой размер? (Ямал).
  10. Какой остров называет себя спортивной одеждой? (Ямайка).
  11. Какой город в США, ткань, танец пишутся одинаково? (Бостон, бостон).
  12. Какие горы и река в нашей стране называются одинаково? (Урал).
  13. Какой город в нашей стране называется мужским именем? (Владимир).

Упражнения и игры, проводимые на занятиях, обогатят словарный запас детей, помогут в развитии слуховой памяти, научат чувствовать слово, будут развивать логическое мышление, фонематический слух, научат умению слушать, чувствовать красоту поэтического слова, вслушиваться в окружающие звуки, помогут полнее воспринять всё то, что мы можем увидеть, услышать, ощутить. Ребята научатся сравнивать и делать логические выводы, увеличат знания об окружающем мире, научатся строить логические завершённые предложения, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Обучающиеся познакомятся с антонимами, синонимами, омонимами, умению видеть и хорошее, и плохое в предмете, явлении и поступке. На занятиях у детей расширятся знания о пословицах, они познакомятся с фразеологическими оборотами, будут учиться фантазировать, давать определения словам, сочинять, рассказывать.

Рекомендации:

Любому учителю хочется, чтобы его воспитанник почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно. Надо разговаривать с ребёнком, рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, истории, стихи, загадки, писать ему коротенькие письма от имени сказочных героев, произносить вслух интересные слова, спрашивать, что он слышит в том или ином слове.

И ребёнок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять и сам начнёт открывать огромный мир звучащего русского слова.

Данная программа призвана оказывать индивидуальную помощь детям в реализации заложенных природой способностей и возможностей, помочь ребёнку в творческом самовоплощении.