Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Пояснительная записка

Наше гипердинамичное время – время стрессов. Стресс проник в нашу повседневность не только как слово, но и как центральное явление современного общества. Стресс подстерегает человека везде: на работе, в общественном транспорте, в магазинах и на рынке. Даже дома не всегда удается избежать стрессовых ситуаций. Борьба за выживание, необходимость быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире – всё это становится стрессовыми факторами для многих людей. Всемирной организацией здравоохранения стресс признан самой большой угрозой здоровью в XXI веке.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Стремление соответствовать этим требованиям диктует необходимость постоянно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Педагоги в процессе своей деятельности взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами-педагогами. Это требует особых навыков взаимодействия. Напряженные ситуации на работе, необходимость контролировать свои слова, поступки и эмоции приводят к истощению эмоциональных ресурсов организма.

Профессиональное здоровье педагога следует определять как способность “организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности” [2].

Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Это “работа сердца и нервов”, где требуется, как справедливо заметил В.А. Сухомлинский, ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Умение владеть собой, управлять своими эмоциями считается одним из самых главных показателей, от которого зависит успех деятельности педагога и его психологическое здоровье. От эмоционального состояния педагога зависит и благополучие детей, находящихся рядом с ним.

Одной из ведущих целей своей работы, как педагога-психолога ДОУ, я определяю содействие созданию условий для психоэмоционального благополучия всех субъектов образовательного процесса. Очень важно сохранить здоровье педагогов, выработать у них желание и потребность быть здоровыми, научить управлять стрессом, которым так изобилует педагогическая деятельность.

Семинар-практикум “Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?” успешно проводился с педагогами дошкольных образовательных учреждений города Смоленска в рамках проведения городской “Недели здоровья”. Участники положительно отзывались о проведенном мероприятии и признавали актуальность такой работы с педагогами.

Цель семинара: содействие созданию условий для формирования у педагогов потребности в сохранении и укреплении психологического здоровья.

Задачи:

  • Информирование педагогов по проблеме стресса и способам повышения стрессоустойчивости организма.
  • Актуализация поиска своего индивидуального способа управления стрессом.
  • Стимуляция интереса к самопознанию и самосовершенствованию.
  • Создание психологически комфортных условий для пополнения субъективного опыта каждого участника семинара.

Оборудование и оснащение:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • раздаточный материал для педагогов.

Форма мероприятия: семинар-практикум с использованием мультимедийной презентации.

Контингент участников: педагоги, администрация образовательного учреждения.

Продолжительность: 50-60 минут.

Ход мероприятия

1. Приветствие

Уважаемые коллеги! Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с небольшого опроса:

  • Если Вы на нашу сегодняшнюю встречу пришли с хорошим настроением, помашите мне в ответ рукой.
  • Если Вы считаете, что эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду зависит от эмоционального состояния педагога, похлопайте в ладоши.
  • Если Вы думаете, что жизнь можно прожить без стресса, дотроньтесь до кончика носа.
  • Если Вы уверены, что стресс является причиной многих заболеваний, кивните головой.
  • Если Вы знаете и регулярно используете приемы для снятия эмоционального напряжения, закройте глаза.
  • Если Вы считаете, что стресс является неизбежной частью нашей жизни, потопайте ногами.

Я согласна с теми из вас, кто считает, что жизнь невозможно прожить без стресса и, что стресс является причиной многих заболеваний. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же такое стресс в нашей жизни? Как можно помочь себе минимизировать отрицательные последствия воздействия стресса на наш организм? Но прежде, чем мы перейдем к основной части нашего семинара, позвольте предложить вам выполнить следующее упражнение.

2. Упражнение “Стресс в моей жизни” [4]

Цель: обнаружение ситуаций, являющихся для участников семинара стрессогенными, осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Содержание. Психолог заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами. Карточки к упражнению приведены в Приложении 1.

В полной тишине и, не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут своё место в строю, психолог просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Обсуждение. Группа обсуждает, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что стрессогенность различных событий в первую очередь зависит от того, как мы к ним относимся.

3. Мини-лекция “Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?” (Приложение 2)

Лекция сопровождается показом мультимедийной презентации (Презентация 1)

Слайд 1 “Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?”
Слайд 2 “Стресс – реакция организма на различные по своему характеру раздражители” (Г. Селье)

“Профессиональный стресс – изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека”

Слайд 3 “Стресс” - англ. (stress) – “давление, напряжение”.

“Стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем”.

“Стресс – это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нём”.

Слайд 4 Стресс – процесс, состоящий из трёх элементов:

стрессоры – события, с которыми человек сталкивается;

реакции человека на стресс (психологические, физические или поведенческие);

копинг-поведение, поведение, которое человек использует для преодоления стресса.

Слайд 5 Управление стрессом
Слайд 6 Стресс и природа.

“Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно” (И. Зейме)

Слайд 7 Стресс и природа
  • Растения
  • Домашние животные
  • Огонь
  • Вода
Слайд 8 Стресс и сон

“Время, необходимое любому человеку, чтобы по-настоящему выспаться, - это на пять минут больше” (Макс Кауфман)

Слайд 9 Стресс и секс

“Человек может себя полностью выразить только в занятиях любовью и в танце” (Восточная мудрость)

Слайд 10 Стресс и танец

“Любую проблему на свете можно решить танцуя” (Д. Браун)

“День прошёл зря, если я не танцевал” (Фридрих Ницше)

Слайд 11 Стресс и музыка

“Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки” (Альберт Швейцер)

Слайд 12 Стресс и эмоции

“Слёзы – дождь, смывающий земную пыль, что покрывает наши заскорузлые сердца” (Чарльз Диккенс)

“Слёзы – дождь, отводящий грозу” (Сент-Экзюпери)

Слайд 13 Стресс и питание

“Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить” (Сократ)

Слайд 14 Стресс и молитва

“Без молитвы я уже давно бы стал сумасшедшим” (Махатма Ганди)

Слайд 15 Стресс и аромотерапия

“Ароматы очищают, укрепляют и восстанавливают жизненную энергию, наполняют мысли спокойствием и умиротворением” (династия Тин)

Слайд 16 Стресс и физические упражнения

“Если заниматься физическими упражнениями, - нет никакой нужды в употреблении лекарств” (Авиценна)

Слайд 17 Стресс и физические упражнения

“Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь” (Гораций)

Слайд 18 Стресс и релаксация

“Находиться в состоянии релаксации означает жить в настоящем моменте”

Слайд 19 Стресс и релаксация

“Как и любой труд, жизнь в спешке нас утомляет. И физически, и эмоционально. Отсюда и аксиома: каждому человеку нужна релаксация”

Слайд 20 Стресс и переключение
  • Телевизор – 46 %
  • Алкоголь – 19 %
  • Еда – 16 %
Слайд 21

Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженьи в гору
Друзей в пути не растерять...

Слайд 22

Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!

Слайд 23 Благодарю за внимание!
Слайд 24 Источники

Завершая основную часть семинара, предлагаю послушать вам одну притчу.

4. Притча о цветке

“На огромной поляне, в лучшем из миров жил цветок. У него была интересная жизнь с глубокими депрессиями, стрессами, страхами и сильными желаниями. Иными словами – он жил, хотя, если посмотреть с другой стороны – то умирал. Но однажды, во время медитации, он понял, что “смерть”, “депрессия”, “стресс” - просто состояния, которые возникают в его уме и что, привязываясь к ним, он остается в них, в то время как жизнь продолжает течь дальше.

Он понял, что можно просто проходить через всё это, оставаясь самим собой. Ничего не изменилось – ни внутри, ни снаружи, но пространство засияло, и он стал счастлив, и его счастье уже не зависело от внешних условий”.

Мне очень хочется, чтобы вы все были счастливы. Но это зависит уже только от вас.

Подводя итог нашей сегодняшней встрече, давайте вместе “подумаем об этом...”

5. Мультимедийная презентация “Подумай об этом...” (Презентация 2)

Слайд 1 “Подумай об этом...”
Слайд 2 “Самый большой враг в жизни человека – это он сам”
Слайд 3 “Самая большая глупость в жизни человека – это ложь”
Слайд 4 “Самое большое поражение в жизни человека – это надменность”
Слайд 5 “Самая большая печаль в жизни человека – это зависть”
Слайд 6 “Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя”
Слайд 7 “Самая большая вина в жизни человека – неблагодарность”
Слайд 8 “Самое достойное сожаления в жизни человека – умаление своего достоинства”
Слайд 9 “Самое достойное восхищения в жизни человека – подняться после падения”
Слайд 10 “Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды”
Слайд 11 “Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум”
Слайд 12 “Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства”
Слайд 13 “Самый большой дар в жизни человека – великодушие”
Слайд 14 “Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание”
Слайд 15 “Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела”
Слайд 16-20 Фото
Слайд 21 Источники

6. Подведение итогов

Уважаемые коллеги. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, завершите начатое предложение. (Используется метод мозгового штурма)

Упражнение “Неоконченные предложения” (обратная связь).

  • Мне понравилось ...
  • Я почувствовала ...
  • Я бы хотела ...
  • Мне не понравилось ...
  • Из сегодняшнего разговора я поняла ...
  • Хочется пожелать ...

На память о встрече все участники получают буклеты (Приложение 3).

Источники

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
  2. Митина Л.М. Психология профессионального здоровья учителя. М. – 1998.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010. – 224 с., ил.
  4. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг “Ресурсы стрессоустойчивости”. – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
  5. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
  6. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 158 с.
  7. Семёнова Е.М., Чеснокова Е.П. Психологическое здоровье ребёнка и педагога. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 174 с.
  8. Семинары-практикумы для педагогов образовательных учреждений / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
  9. Фадеева Е.И. Руководитель ДОУ: социально-психологические ресурсы управления в условиях внедрения ФГТ. Методическое пособие. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 144 с.
  10. [Электронный ресурс]. URL: http://deams-life.blogspot.ru
  11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garshin.ru
  12. [Электронный ресурс]. URL: http://muzofon.com
  13. [Электронный ресурс]. URL: http://lossofsoul.com
  14. [Электронный ресурс].URL: https://urok.1sept.ru
  15. [Электронный ресурс].URL: http://www.images.google.ru