Урок ОСЭиКР: "Этикет"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представления о правилах этикета.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с понятием “этикет”, и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;
  • Развивающая: развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Воспитательная: воспитывать нравственность, основанную на этических чувствах, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании и сопереживании чувствам других людей.

Тема урока: “Этикет”.

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Оборудование

Для учителя:

  • Компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • презентация
  • фрагмент из мультфильма
  • столовые приборы для формирования чайного стола (чайный сервиз, чайные ложки, десертные вилки, ножи, вазы)
  • салфетки бумажные и полотняные
  • аудиозапись

Для учеников:

  • столовые приборы для формирования чайного стола (чайный сервиз, чайные ложки, десертные вилки, ножи, вазы)
  • салфетки бумажные и полотняные
  • учебник
  • рабочая тетрадь
  • опережающее домашнее задание

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5

Ход урока

Этапы урока Содержание Формируемые УУД
деятельность учителя деятельность ученика
I. Организационно-мотивационный Создать положительный эмоциональный настрой. Проверить готовность детей к уроку. Слушают, настраиваются на работу. Действие смыслообразования.

Волевая саморегуляция.

II. Актуализация знаний Задание: решить кроссворд и определить ключевые понятия темы урока.

Как называется наш модуль? (основы светской этики)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Решают кроссворд, выявляют ключевые понятия темы урока. Работают в парах. Умение структурировать знания , анализ, синтез.

Контроль, коррекция.

III. Самоопределение к деятельности Называет тему урока, озвучивает цель и задачи урока.

Обсуждение с учащимися темы и стихотворения:

Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно
Все прекрасно,
Что не дурно.

Записывают в тетрадь тему урока, формулируют цели и задачи.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Целеполагание, планирование, прогнозирование.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Работа по теме урока 1. Вступительное слово учителя об истории этикета

2. Работа с понятием “этикет”.

- “Этикет” – это слово мы слышим часто и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

Игра “Ассоциации”

Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: “этикет”. Что для вас значит этикет? Подумайте и закончите предложение:

“Этикет – это…”

3.Составление кластера “Виды этикета”

составление кластера.

Дополнение выступлений учащихся информацией по каждому виду этикету.

Внимательно слушают учителя, создается эмоциональный настрой.

Придумывают ассоциации, составляют предложение, например.

Работают с текстом учебника с.56

Записывают в тетрадь “ЭТИКЕТ”, определяют значение слова

Записывают в тетрадь понятия.

Составление кластера

по ходу беседы учителя и учащихся

Индивидуальные выступления учащихся перед классом о видах этикета:

речевой этикет
чайный этикет
деловой этикет
этикет в одежде
гостевой

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.

V. Физкультминутка Организует физкультпаузу. Выполняют упражнение Волевая саморегуляция.
VI. Продолжение работы по теме Историческая справка. Введение в понятие “сервировка”.

Совместное выступление учителя и мам по сервировке чайного стола:

показ и комментарий по правилам сервировки.

Учащиеся слушают и наблюдают за правильной сервировкой чайного стола. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Работа в парах: объяснение и показ учителем оформления салфетки для чайного стола (“веер” и “водяная лилия”)

Работа в группах (4 группы):

Задание: сервировать чайный стол в соответствии с опережающим домашним творческим заданием:

1 группа - сервировать чайный стол “День рождения у Винни Пуха”

2 группа – сервировать чайный стол “Деловая встреча с другом”

3 группа – сервировать чайный стол “В кругу семьи”

4 группа – сервировать чайный стол “С добрым утром”

Слово учителя.

Подведение итогов по выполненному творческому заданию, вручение свидетельств.

Учащиеся упражняются в выполнении оформления салфеток под инструктажем мам, при затруднении

Каждая группа сервирует свой чайный стол, в соответствии с опережающим творческим заданием.

VII. Рефлексия Демонстрация учителем эпизода из мультфильма “Винни Пух в гостях у Кролика”

- Соблюдал ли этикет Винни Пух в гостях у Кролика?

Учащиеся просматривают видеоэпизод и отвечают на вопрос учителя. Умение выражать свои мысли.

Волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

VIII. Подведение итогов урока (закрепление и систематизация знаний) Правил этикета много. А вот основа у всех правил одна – здравый смысл и уважение к другим людям.

сегодня на уроке вы продемонстрировали свои знания по выдам этикета. Приняли активное участие в оформлении салфетки для сервировки чайного стола.

Выдача буклета: “Школа этикета”

Что такое этикет?

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Приглашение к чаепитию детей и присутствующих мам.

Слушают и высказывают своё мнение о данном уроке. Благодарят мам. Оценка процесса и результатов деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

IX. Домашнее задание Домашнее задание по выбору учащихся подготовить мультимедийную презентацию о других видах этикета с. 57 учебника вопрос № 3   Выбор посильного задания и способов его выполнения

Содержание участия родителей в уроке:

  • помощь в подготовке опережающего домашнего задания
  • помощь на уроке при оформлении салфетки и сервировке чайного стола

Межпредметные связи:

  • окружающий мир
  • технология
  • риторика