Урок-викторина на тему "Русская литература XX века. Повторение изученного". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.

Задачи: повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.

Оборудование: Презентация «Классики русской литературы XX века», Жетоны.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о правилах участия в викторине.

Жетон выдается ученику за каждый правильный ответ, в конце урока определяются победитель и призеры.

II. Викторина.

1. «Узнайте поэта или писателя по фрагменту биографии».

  1. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские. К одиннадцати годам остался круглым сиротой. Разорившийся дед отдал внука «в люди».
    (А.М. Горький)

  2. Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Мать – Бекетова, дочь известного учёного-ботаника, литератор, переводчица.
    (А.А. Блок)

  3. Он решительно и категорически отверг Временное правительство. Не принял и большевистское руководство. Покинул Россию в феврале 1920 года. Скончался в Париже в 1953 году.
    (И.А. Бунин)

  4. Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне. Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности.
    (В.В. Маяковский)

  5. В биографию этого писателя «вносилось много поправок «на величавость», на благополучие, внешнюю образцовость, рассчитанных только на формирование образа идеального народного летописца, живущего «ради народа и среди народа». Автор романа-эпопеи, лауреат Нобелевской премии.
    (М.А. Шолохов)

  6. В 1877 году из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать его в Александровское малолетнее сиротское училище в Москве. В 1880 году сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Четырёхлетняя служба столкнула его с тяготами армейской действительности. Впечатления этой поры нашли отражение в повести «Поединок».
    (А.И. Куприн)

  7. « 1891 год. В Киеве на Госпитальной улице… у магистра Киевской Духовной Академии доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать – жизнерадостная и очень весёлая женщина…»
    (М.А. Булгаков)

  8. В 1943 году после освобождения от немцев города Орла он награждён орденом Отечественной войны II степени, а в 1944 – после освобождения Бобруйска – орденом Красного Знамени. Арестован в Восточной Пруссии в феврале 1945 года. Был приговорён к 8 годам по статьям 58-10 и 58-11.
    (А.И. Солженицын)

  9. Родился 20 августа 1899 года в Ямской слободе на окраине Воронежа. Отец его – слесарь железнодорожных мастерских, мать – дочь часового мастера, хранительница дома. В семье было одиннадцать детей. Будущий писатель был старшим сыном. Рано повзрослел… В 1924 году напишет о себе: «Мелиоратор, электротехник».
    (А.П. Платонов)

  10. Отец хотел, чтобы сын поступил в Московский педагогический институт, но юноша выбрал другой путь. Переехав в Москву, устанавливает связи с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Нашёл работу в качестве помощника корректора в типографии Сытина. Стал вольнослушателем на историко-философском отделении народного университета имени А.Л. Шанявского.
    (С.А. Есенин)

2. «Назовите имя и отчество писателя (поэта)».

  1. Бунин (Иван Алексеевич)
  2. Куприн (Александр Иванович)
  3. Платонов (Андрей Платонович)
  4. Блок (Александр Александрович)
  5. Ахматова (Анна Андреевна)
  6. Маяковский (Владимир Владимирович)
  7. Цветаева (Марина Ивановна)
  8. Есенин (Сергей Александрович)
  9. Булгаков (Михаил Афанасьевич)
  10. Солженицын (Александр Исаевич)
  11. Пастернак (Борис Леонидович)
  12. Мандельштам (Осип Эмильевич)
  13. Шолохов (Михаил Александрович)

3. Коллоквиум.

Определите автора по отрывку из произведения.

  1. Разбросанным в пыли по магазинам, –
    Где их никто не брал и не берёт! –
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черёд.
    (М. Цветаева)
  2. Послушайте!
    Ведь если звёзды
    Зажигают –
    Значит – это кому-нибудь нужно?
    Значит – это необходимо,
    Чтобы каждый вечер
    Над крышами
    Загоралась хоть одна звезда?!
    (В. Маяковский)

  3. До самого вечера молча ходил … по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий…гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и всё более уединяясь в тесноте своей печали.
    (А. Платонов)
  4. Уводили тебя на рассвете,
    За тобой, как на выносе, шла,
    В тёмной горнице плакали дети,
    У божницы свеча оплыла.
    На губах твоих холод иконки,
    Смертный пот на челе… Не забыть!
    Буду я, как стрелецкие жёнки,
    Под кремлёвскими башнями выть.
    (А. Ахматова)

  5. Кроме того, сегодня был день её именин – семнадцатое сентября. По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного. Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок ещё больше веселил её.
    (А. Куприн)
  6. И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    (А. Блок)

  7. Через четверть часа в отеле всё кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен. Некоторые, возвратясь в столовую, дообедали, но молча, с обиженными лицами, меж тем как хозяин подходил то к тому, то к другому, в бессильном и приличном раздражении пожимая плечами, чувствуя себя без вины виноватым.
    (И. Бунин)
  8. Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой пустырь,
    Сенокос некошеный,
    Лес да монастырь.
    (С. Есенин)

  9. – Беру тебя в жёны перед Богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как хочу! – подошёл к ней, стиснув зубы, сверкая глазами.
    Смотрим мы, протянул он ей руку, – вот, думаем, и надела узду на степного коня … Вдруг видим, взмахнул он руками и оземь затылком – грох!
    (М. Горький)
  10. Отговорила роща золотая
    Берёзовым, весёлым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    (С. Есенин)

  11. Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный.
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    (И. Бунин)
  12. Человек свободен…он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен!
    (М. Горький)
  13. Если с вами в вашем танцевальном вдохновении такой казус случится, вы закатите глаза, как будто даму ревнуете, отступите по-испански к стене, быстро потритесь о какую-нибудь скульптуру. Потритесь, передёрнитесь, сверкните глазами и скажите: «Я вас понял, коварная, вы мной играете…но…» и опять пуститесь в танец, как бы постепенно охлаждаясь, успокаиваясь.
    (В. Маяковский)

  14. Облака – вокруг,
    Купола – вокруг.
    Надо всей Москвой –
    Сколько хватит рук! –
    Возношу тебя, бремя лучшее,
    Деревцо моё
    Невесомое!
    (М. Цветаева)
  15. Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам…
    (М. Шолохов)

  16. Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал.
    (А. Солженицын)
  17. Впереди – сугроб холодный,
    – Кто в сугробе – выходи!
    Только нищий пёс голодный
    Ковыляет позади…
    (А. Блок)

  18. Я обманывать себя не стану.
    Залегла забота в сердце мглистом.
    Отчего прослыл я шарлатаном?
    Отчего прослыл я скандалистом?
    (С. Есенин)
  19. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле.
    (М. Горький)

  20. А там мой мраморный двойник,
    Поверженный под старым клёном,
    Озёрным водам отдал лик,
    Внимает шорохам зелёным.
    (А. Ахматова)
  21. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною чёрною горит.
    (Б. Пастернак)

4. «Узнайте писателя по портрету». (Презентация)

5. «Продолжите чтение стихотворения».

(Проверка качества знаний: учащиеся читают наизусть те стихи, которые запоминали в течение учебного года. Накануне урока целесообразно предложить детям список поэтических произведений, для того чтобы ученики получили возможность повторить материал).

Авторы:

  • С. Есенин
  • А. Блок
  • В. Маяковский
  • А. Ахматова
  • Б. Пастернак
  • М. Цветаева

(Учитель читает первую строку, после чего до конца стихотворение продолжает по памяти кто-либо из учеников). (Приложение)

6. «Отгадайте литературоведческий термин»

  1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
    (Аллитерация)
  2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
    (Оксюморон)
  3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
    (Антитеза)
  4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
    (Перифраз)
  5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
    (Параллелизм)
  6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
    (Ирония)

III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

IV. Домашнее задание.

Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.

Литература:

  1. Школьная библиотека: lib.prosv.ru
  2. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
  3. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
  4. Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456