Классный час, посвященный 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


1-й этап. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Презентация

Слайд 1.

Звучит песня «Бородино». Слова М.Ю.Лермонтова, музыка народная. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени  А.А. Александрова (запись 1950 года).

Слайд 2.

Учитель:  Есть много героических страниц в истории России, главной из них является Отечественная война 1812 года. Бородинская битва, которая состоялась 26 августа (8 сентября)1812 года, отнесена к дням боевой славы и чествуется с особой торжественностью. Сегодня мы решили пройти дорогой Отечественной войны 1812 года, ещё раз вспомнить о подвигах наших соотечественников.

Слайд 3.

Учитель: В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. До этого он разбил армию немцев и австрийцев, и покорил почти всю Европу. В течение 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира», – хвалился Наполеон: «Остаётся одна Россия».
В ночь на 12 (24) июня 1812 года  многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.

Слайд 4.

Учитель:  16 августа у стен древнего русского города Смоленска завязалось кровопролитное сражение. Пехотинцы Орловского, Ладожского и Нижегородского полков устремились в контратаку, и сошлись в ожесточённой схватке с неприятелем у крепостного рва.
В течение двух дней армия Наполеона вела бои в предместье города и у его крепостных стен. Но ни штурмом, ни огнём артиллерии не удалось сломить сопротивления русских.
В ночь на 18 августа, учитывая численное превосходство неприятеля, русская армия оставила Смоленск. Французы заняли город.

Слайд 5.

Учитель:  В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов.

Ученик 1: М. И. Кутузов родился в 1745 году в семье военного инженера. Рос любознательным, трудолюбивым, много читал. Воинский путь начал в Крымской армии прапорщиком.
Во время одной военной операции его ранило в голову. Он выжил, но ослеп на правый глаз. Императрица Екатерина II тогда пророчески заметила: «Надобно беречь Кутузова, он будет великим генералом».
Самую громкую славу Кутузову принесла Отечественная война 1812 г. Французский император Наполеон к тому времени уже завоевал многие страны, и его огромная армия вторглась в Россию. Царь АлександрI, недолюбливавший Кутузова, попросил его принять командование войсками. Равных 67-летнему полководцу по искусству и опыту ведения военных операций на тот момент не было. Он пользовался уважением, как при дворе, так и среди простых солдат. Они шутили: «Пришёл Кутузов бить французов!»

Ученик 2: Разведка донесла главнокомандующему о численном перевесе на стороне неприятеля. Кутузов, после долгих раздумий, выбрал местом для главного сражения поле около села Бородино под Москвой. Бородинская битва началась 26 августа и продолжалась 15 часов. Кутузов находился на поле боя и лично руководил сражением, пока не утихла пальба.

Слайд 6.

После Бородинского сражения в селе Фили близ Москвы собрался военный совет. Решалась судьба столицы: сражаться русской армии и быть разбитой многочисленными французами или оставить Москву без боя? Выслушав всех, Кутузов сказал: «Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию».

Ученик 3: Всю ночь перед отступлением Кутузов не спал.
На следующий день русские войска ушли из Москвы. Наполеон ждал, что москвичи принесут ему символический ключ от города. Вместо этого над опустевшей Москвой поднялось огромное зарево. За шесть дней сгорело три четверти построек, пожар уничтожил все склады с продовольствием. В наполеоновских войсках начался голод.
Приближалась зима. Французы, не привыкшие к русским морозам, вынуждены были оставить Москву по приказу Наполеона. Кутузов вынудил неприятельские войска отступать по разорённой ими же Смоленской дороге, закрыв путь на зажиточную Калужскую губернию.
Неся огромные потери, отбивая бесконечные атаки партизанских «летучих» отрядов, страдая от голода и морозов, французы медленно отступали. Вскоре разгром некогда непобедимой армии был завершён.
После освобождения России Кутузов тяжело заболел. Незадолго до смерти к нему приехал император Александр I и попросил прощения за своё несправедливое отношение. Кутузов ответил: «Я прощаю, государь, но вот простит ли Россия?»

Слайд 7.

Учитель:  Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона.

Ученик 4: Пётр Иванович Багратион происходил из старинного грузинского княжеского рода. Военная служба Петра Багратиона началась, когда ему исполнилось 17 лет. В походах молодой офицер набирался необходимого опыта.
Вскоре талантливого офицера заметил Кутузов. Опытный командир Багратион, уважаемый офицерами и солдатами, получил звание подполковника.
Находясь в самых опасных местах сражений, он своим примером воодушевлял войска. Багратион никогда не оставлял в беде боевых товарищей, немедленно приходя на выручку.

Ученик 5: Славу Багратиону принесла Отечественная война 1812 г. Когда началась война, армия Багратиона должна была отступать. Полководец принял решение повернуть свои войска к Смоленску и соединиться с армией Барклая-де-Толли. Так был сорван план Наполеона разгромить разрозненные русские войска поодиночке.
Отступая к Москве, русские войска достигли села Бородино, где командование планировало дать французам генеральное сражение. Армии Багратиона предстояло оборонять укрепления возле деревни Семёновской, названные впоследствии Багратионовскими флешами. Французам дважды удавалось захватить флеши, а один раз они даже прорвались в деревню, но были выбиты оттуда яростной атакой.
В Бородинской битве князь Багратион был тяжело ранен осколком разорвавшегося ядра. Его унесли с поля боя. Вскоре он скончался. Отважному полководцу было отмерено прожить 47 лет и уйти в вечность героем.

Слайд 8.

Ученик 6: Жестокие бои шли и за Курганную высоту, где размещалась русская батарея под командованием генерала Н.Н. Раевского.
Курганная высота находилась в центре поля сражения, между Бородиным и деревней Семёновской. Построенное на ней укрепление – батарея Раевского – было ключом русской позиции
Ценой больших потерь неприятель также взял Курганную высоту, но этот успех не дал ему особого преимущества, потому что русские успели откатить пушки на новое место и открыли оттуда сокрушительный огонь.
Батарея Раевского продолжала действовать!

Слайд 9.

Учитель:  Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских героев Кутузова М.И., Барклая-де-Толли, Ермолова, Раевского…

Слайд 10.

Учитель:  В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812 года, открыт музей панорама «Бородинская битва». В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года.

Слайд 11.

Ученик 7: В Москве воздвигнут храм Христа Спасителя в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён – 26 мая 1883 года.

Слайд 12.

Ученик 8: Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым  и действительно до похода в Россию не знал поражений.   Но Бородинскую битву он своей победой не считал.  
«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».    Наполеон.

Учитель:  Под влиянием Бородинского сражения Иван Андреевич Крылов написал басню «Волк на псарне» Ловчий – охотник, который управлял у помещика охотой с собаками. Здесь под ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов. Волк – Наполеон, который, вступив в 1812 году в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира. 
Крылов собственной рукой переписал басню и отдал ее княгине Екатерине Ильиничне, жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме мужу. Кутузов читал басню после сражения под Красным. Подчеркивая ум, мудрость Кутузова, Крылов опирался на общее мнение и устные рассказы современников. Кроме того, до баснописца доходили и собственные слова Кутузова о его способностях. Так, перед отъездом в армию один из родственников полководца спросил его: "Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?" Кутузов ответил: "Нет! А обмануть надеюсь". Почти теми же словами он выразился в Тарутинском лагере: "Разбить меня может Наполеон, а обмануть – никогда".

Чтец.

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" –
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, –
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ..." – "Послушай-ка, сосед, –
Тут ловчий перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Учитель:  Высокий дух патриотизма охватил народ, и одна только мысль терзала их «Победить врага или умереть».
Есть в русской истории уникальные люди и уникальные события. Когда русские поэты и писатели восторгаются Наполеоном, размышляют о его зловещем гении, о том, какую роль сыграл он в  истории всего человечества, они только вскользь упоминают тех, кто победил этого Демона войны и тирана. А победителями  оказались именно русские офицеры, герои Отечественной войны 1812 года.

Слайд 13.

Учитель:  Генерал Н.А.Тучков, погиб на Бородинском поле в 47 лет.
Но мы знаем, что знаменитому генералу  Н.Н.Раевскому в 1812 году было 41 год, а генералу А.П. Ермолову  35. Они были поразительно молоды и прекрасны. Такими они навсегда и останутся.

Звучит романс Настеньки «Генералам 12 года» из к/ф «О бедном гусаре…» (Приложение 1)

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок – самый чёрствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб.

2 этап: «ДОРОГАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»

Учитель:  Рассмотрим схему Бородинской битвы. Слайд 14.

– Как вы думаете, стрелками какого цвета обозначено направление движения русской армии, а армии Наполеона?
– Рассмотрите населенные пункты и географические объекты, обозначенные на схеме. Представьте, как происходило это решающее сражение в далёком 1812 году. И как, благодаря силе, мудрости, патриотизму русских солдат и офицеров, оно закончилось победой России.
– Давайте и мы покажем свои силы, выполнив ряд заданий, связанных с этим историческим событием.

Проводятся конкурсы:

  1. Шевардинский редут
  2. Багратионовы флеши
  3. Утицкий курган
  4. Батарея Раевского
  5. Партизанская заставаТриумфальная арка

Источники:

  1. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. – М.: Владос.
  2. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории. – М.: Братья Грин.
  3. Газета «Начальная школа»  2011 год № 12.
  4. Интернет.

Приложение 2