Причастный оборот. Обособление причастного оборота на письме. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: обособление, работа с текстом, причастный оборот , знаки препинания


Цели:

  • повторить изученное о причастии;
  • дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
  • выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова

Ход урока

I. Организационный момент

1. Объявление темы урока. (Приложение 1, слайд 1)

2. Постановка цели урока в соответствии с темой. (Слайд 2)

II. Орфографическая пятиминутка.

1. Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами. Списать текст, обозначив графически орфограмму. (Слайд 3)

Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

2. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.

К какой части речи относятся слова с пропусками?
Докажите, вспомнив определение причастия.
Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова?
Приведите примеры из текста. (Слайд 4)
Назовите синтаксическую функцию причастия?
Какова роль определений в тексте?

Упражнение в отличии причастий от причастных оборотов. (слайд 5)

Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко

III. Работа по теме урока

Работа со слайдом 6. Что значит обособить?

Словарь С.И Ожегова

Обособить – выделить особо, ограничить
Особенный – не такой, как все, исключительный
Обособленный – стоящий особняком, отдельный
Обособление – выделение, ограничение
Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение

Работа с учебником на стр. 32, чтение правила, работа со слайдом 7.

Ребята называют условия обособления причастного оборота, опираясь на учебник, и объясняют примеры, помещённые на слайде.

Расставить знаки препинания в тексте. (Слайд 8, 9)

Летняя ночь наступившая почти мгновенно укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени недавно распустившейся под нашим окном опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

4. Самостоятельная работа с упр. 70 по вариантам.Взаимная проверка.

IV. Подведение итогов. (Слайд 10)

  • Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом.)
  • Что значит обособить причастный оборот? (Выделить его запятыми.)
  • В каких случаях причастный оборот обособляется? (Если стоит после определяемого слова.)

Домашнее задание

Упр. 72, сл. слова, п. 12