Игра "Аты-быты", посвященная Году российской истории. 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (137 МБ)


Цель: воспитание чувства патриотизма у обучающихся.

Задачи:

  • Формирование познавательного интереса к истории России.
  • Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, волчок, черный ящик и другие атрибуты игры "Что? Где? Когда?".

Литература:

  1. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. для 6-9 классов
  2. Учебники обществоведения 6-9 класс под ред. Л.Н. Боголюбова
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Интернет-ресурсы

Участники: обучающиеся 9 класса.

Предварительная подготовка: Учащиеся готовят инсценировку патриотический песни.

Особое условие: Команда должна выступать в форме определенного рода войск.

Место проведения: Актовый зал школы.

Организационный момент: заранее расставляются столы для команд по числу классов в параллели (отдельно стол для волчка).

На интерактивной доске – слайд с изображением игрового стола, разделенного на сектора (слайд 2).

При помощи волчка определяется номер вопроса. Вопросы на презентации запускаются с помощью гиперссылок на слайде 2. Слайды содержат вопрос, ответы и кнопку возврата к исходному слайду.

Так как участвует не одна команда, а сразу несколько, то задания предполагают вопросы либо для каждой команды, либо вопрос один, а команды дают ответы по очереди, после чего объявляется правильный ответ. За верный ответ команде засчитывается один балл. Соревнование ведется между командами. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов.

Ход мероприятия

Добрый день, всем присутствующим сегодня в этом зале. Мы рады приветствовать команды девятиклассников, их болельщиков, а также членов компетентного жюри (для проведения мероприятия заранее приглашаются ветераны боевых действий в Афганистане, Чечне, Великой Отечественной войны).

2012 год объявлен годом истории. Действительно, в этом году мы отмечаем несколько очень значимых событий в Российской истории: 200 лет победе в войне с Наполеоном, 400 лет освобождению от польско-литовских интервентов, 1130 лет Российской государственности и др. И, конечно же, мы сегодня обязательно вспомним о приближающемся великом празднике 9 мая – Дне Победы над фашизмом.

Наша игра пройдет в форме “Что? Где? Когда?”, а также вас ждут музыкальный конкурс и соревнования по строевой подготовке. Вопросы вы будете выбирать сами по волчку. Но так, как у нас не одна, а пять команд, то на общие вопросы вы будете отвечать по очереди, а правильный ответ будет озвучен только после ответов всех команд. Некоторые вопросы требуют оценки жюри. А болельщики тоже смогут принести своей команде знатоков баллы, отвечая на вопросы викторины (игры с болельщиками проводятся в промежутках между конкурсами). Команды должны придумать себе название и выбрать капитана.

Итак, начинаем.

I. Домашнее задание:

Команды по очереди представляют инсценировку патриотической песни (максимальное количество баллов – 10).

II. “Что? Где? Когда?” (см. презентацию)

III. Игры для болельщиков:

1. Перечислите подразделения современных родов войск. (ВВС, ВДВ, ВМФ, ПВО, погран-войска, железнодорожные войска, военно-космические войска, сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения)

2. Викторина

1) Какой формы нет в Вооружённых силах?(парадной, домашней, повседневной)

2) Каким словом военнослужащий подтверждает свою готовность к исполнению приказа командира? (есть, о,кей, замётано)

3) Что желают военнослужащие, отвечая на приветствия старшего по званию? (счастья, любви, здравия)

4) Что из перечисленного есть у танка? (башня, купол, вышка)

5) Какую команду даёт наблюдатель при появлении вражеского самолёта? (небо, воздух, затмение)

6) Чем заряжается арбалет? (стрелой, топором, электроэнергией)

7) Какое обиходное название имеет элемент стрелкового оружия, позволяющий метко прицелиться? (блошка, мошка, мушка)

8) Где военные носят эполеты?(на голове, на плечах, на штанах)

9) Как называется солдатская шинель, свёрнутая в трубку и связанная в кольцо, для ношения через плечо? (скатка, самокрутка, свиток)

10) Как называется сумка или пояс с гнёздами для ружейных патронов? (патронташ, патронник, патронаж)

11) Какое оружие в случае промаха возвращается обратно к владельцу? (томагавк, ятаган, бумеранг)

12) Что военнослужащие чистят при помощи шомпола? (одежду, обувь, оружие, уши)

3. Ответьте на вопрос: о каких сражениях и войнах писали известные поэты?

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
(М.Лермонтов “Бородино”)

Ответ: Бородинское сражение

Швед, русский-колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики. Скрежет,
Гром пушек. Топот. Ржанье. Стон,
И смерть, и ад со всех сторон...(А. Пушкин)

Ответ: Полтавская битва

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода, -
Ни приметы, ни следа. (А.Твардовский “Василий Тёркин)

Ответ: Великая Отечественная война

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лёд.
(Э. Багрицкий “Смерть пионерки”)

Ответ: Гражданская война

4. Продолжить поговорки:

  • “Военкомат - страна чудес, зашёл туда... (и там исчез)”
  • “Нынче в поле тракторист, завтра ...(в армии танкист)”
  • “О доме не тужу, коли... (в армии служу)”
  • “Армия сильна...(единством)”
  • “Плох тот солдат,...(который не мечтает стать генералом)”

IV. Музыкальная пауза “Вальс Победы” в исполнении учащегося 6 класса.

V. Соревнования по строевой подготовке (завершающий конкурс).

Критерии оценки: (по 1 баллу за каждый):

- выполнение команд “Равняйсь”, “Смирно”, “Вольно”, “Заправиться”, “Разойтись”, “Становись”,

- построение отряда в одношереножный строй,

- перестроение на месте из одной шеренги в две и обратно,

- повороты на месте движение строевым шагом,

- прохождение торжественным маршем,

- дисциплина строя,

- действие командира отряда.

VI. Подведение итогов игры.

1 вопрос Полководцы (2 балла – верный ответ, 1 балл – частично верный ответ) Слайд 3, 4

2 вопрос Ответ - референдум (1 балл) Слайд 14

3 вопрос Великие битвы (2 балла – верный ответ, 1 балл – частично верный ответ) Слайд 5, 6

4 вопрос Символика (2 балла – полный ответ, 1 балл – правильный, но неполный) Слайд 7-12

5 вопрос Музыкальный (по 1 баллу за каждую угаданную песню) Слайд 13

6 вопрос Черный ящик: ответ - шапка Мономаха (1 балл) Слайд 18

7 вопрос Ответ - Красная площадь (1 балл) Слайд 19

8 вопрос Ответ - Минин и Пожарский, скульптор Мартос (2 балла – название+автор, 1 балл – только название) Слайд 21

9 вопрос Блиц опрос (2 балла – полный ответ, 1 балл – верный, но неполный) – ответы к блиц опросу – см. Приложение. Слайд 17

10 вопрос Ответ - Андреевский флаг (1 балл) Слайд 22

11 вопрос Ответ - Гимн России (2 балла) Слайд 15

12 вопрос Памятные места (команда, назвавшая последней – 2 балла, остальные – 1 балл) Слайд 20

Музыкальная пауза “С чего начинается Родина” (исп. М. Бернес) Слайд 16


Приложение

Вопросы и ответы к заданию “Блиц опрос”

1 команда В дореволюционной России существовала награда за личную храбрость на поле боя. Этот орден имел четыре степени. Простой солдат, награждённый всеми четырьмя орденами, получал право на офицерский чин. О какой награде идёт речь? Это орден святого великомученика и Победоносца Георгия, учреждённый императрицей Екатериной II в 1769 году. С 1807 года по указу императора Александра I он стал солдатской наградой
2 команда Александр Невский на льду Чудского озера разбил знаменитое построение крестоносцев, считавшееся непобедимым. Расскажите (по возможности нарисуйте) схему этого построения. Укажите его название и объясните, как русским воинам удалось одолеть врагов. Рыцари выстроились клином, или “свиньёй”. Когда клин смял центр русского войска, подготовленные заранее отряды ударили с флангов и с тыла, крестоносцы оказались в окружении. Многие ушли под лед Чудского озера.
3 команда Кто такие Александр Пересвет и Родион Ослябя? Пересвет и Ослябя – два монаха-воина, которых Сергий Радонежский благословил на битву под предводительством Дмитрия Донского. Перед битвой по обычаю татары выслали вперёд лучшего бойца, вызывавшего на поединок русского богатыря. Вызов татарского богатыря Челубея принял Александр Пересвет, инок Троицкого монастыря. Противники пронзили друг друга копьями и упали на землю мёртвыми. Это стало сигналом к началу общей битвы, известной под названием “Мамаево побоище”.

Родион Ослябя, согласно одной версии, прославился тем, что в ходе Куликовской битвы перенёс раненого и упавшего с коня Дмитрия Донского в безопасное место, затем переоделся в его доспехи и вновь повёл войско вперёд.

4 команда Какое сражение произошло в 1709 под Полтавой? Кто командовал русскими войсками и кто войсками противника? 27 июня 1709 года (Северная война) состоялось сражение под Полтавой между российскими и шведскими войсками. Русскими командовал Петр I, шведами – Карл XII.
5 команда В период монголо-татарского ига одним из ярчайших событий стала Бортеневская битва (22 декабря 1317 г). Кто участвовал в этой битве и каков был ее исход? 22 декабря 1317 года произошло сражение в районе д. Бортенево Старицкого района между войсками Тверского князя Михаила Ярославича и ордынскими полками. В этой битве на стороне монголо-татар выступил московский князь Юрий Данилович. Победу одержало войско Михаила.