Стилистические фигуры в математических понятиях. 11-й класс

Разделы: Математика, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (377 кБ)


Цели урока:

  • ОУЦ – Формирование умений, связанных с использованием новых инвариантов и решением новых типов задач и дополнительно привлекаемых заданий.
  • ОРЦ – Формировать аналитические способности выявления сходства и различия между стилистическими фигурами речи и математическими понятиями.
  • ОВЦ – Использование положительных эмоций, полученных от правильности, успешности и быстроты решений задач, считая их педагогической основой воспитания положительного отношения к труду.
слайда Что делает учитель Что делают учащиеся Заполнение опорной таблицы и тетради
Путь к успеху всегда только прокладывается
4-5 1. Прокомментируйте слайд 4.
2. Где еще встречается деление целого?
3. Дайте определение парцелляции?
4. Допустим, перед нами прямая линия. «Сломаем» или разделим ее на части, получим ломаную линию, состоящую из звеньев.
5. Соотнесем в опорной таблице ломаную и части предложения из 5-го слайда.
6. Запишите слово-образ или понятие и название стилистической фигуры.
1. Поясняет, что изображено деление на части: обыкновенные дроби, целое, состоящее из частей.
2. Биссектрисса делит угол на части, медиана делит сторону.
3. Парцелляция – это стилистическая фигура.
1. В тетрадь выписывается предложение по ломанной линии.
2. В таблицу записывают «деление на части» и термин «парцелляция».
Поражение огорчает, но отказ обрекает на гибель.
6-7 1. Поясните, что такое инверсия?
2. Просит пояснить 2 предложения из 6 слайда.
3. Сравните тождество и инверсию. В чем сходство?
4. Предлагаем прокомментировать слайд 7.
5. Предлагаем записать предложения в таблицу из слайда 6, пояснив опорным словом и термином.
1. Дается определение инверсии.
2. Объясняет, что от изменения порядка слов в предложении зависит его смысл.
3. Обыкновенная дробь не равна неправильной.
4. Меняя пословное деление, имеем каждый раз новый смысл у предложения.
1. В тетрадь выписываем оба варианта предложения.
2. В таблицу записываем опорное слово-образ « обратный порядок», «изменение порядка», термин «инверсия».
Сдаться – значит проявить величайшую слабость.
8-9 1. Просим пояснить, что называется параллелизмом.
2. Составьте схемы данных предложений в тетради, определите вид придаточного в СПП.
3. Определите сходство синусоиды и параллелизма.
4. Предлагаем заполнить 3 часть таблицы: наложить предложения на синусоиду.
5. Внесите опорное слово-образ и термин в таблицу.
1. Дается определение параллелизма.
2. Составляется схема и определяется СПП с придаточным изъяснительным.
3. Объясняют, что сходство в повторяемости, периодичности.
1. В тетрадь переносятся предложения и записываются по синусоиде с соблюдением периода.
2. В таблице слово-образ «периодичность», а термин «параллелизм».
Истинный путь открытий – это не поиск новых земель, а взгляд новыми глазами
10 1. Предлагаем учащимся понаблюдать за данным на слайде предложением и дать определение анафоре.
2. Прокомментируйте схему, находящуюся на слайде.
3. Соотнесите предложение и схему: что общего у них.
4. Внесите опорное слово-образ и схему в свою таблицу.
1. Наблюдают за предложением на слайде, отмечают единоначалие обеих частей предложения, учащийся объясняет, что называют анафорой
2. Объясняют, что фигуры равны, и указывают на иходинаковость.
3. Соотносят предложение и схему в опорной таблице.
1. В тетрадь выписывается предложение.
2. Прописывают термин« анафора», слово-образ «одинаковость», «единоначалие».
Единственный способ найти границу возможного – шагнуть через нее в невозможное.
11-12 1. Дайте определение стилистической фигуре – градации (слайд 13).
2. Прокомментируйте данное предложение: какая здесь градация, восходящая или нисходящая.
3. Соотнесите эту стилистическую фигуру речи с одним из графиков опорной таблицы (раздел 5): какой график функции передает понятие «градация».
4. Проверим правильность ответа графиком, изображенным на слайде 12.
5. Наложите предложение на возрастающую функцию в тетради.
6. Заполните таблицу, записав слово-образ и термин.
1. Один из учащихся дает определение градации.
2. Следующий учащийся объясняет данное предложение, указывая на восходящую градацию.
3. Учащиеся соотносят и выбирают график, передающий понятие «градация».
1. Выписывают предложение в тетрадь, размещая его на возрастающей функции.
2. Записывают в таблице термин «градация» и слово-образ «возрастание» или «возрастающая функция».
13 1. Прокомментируйте график, изображенный на слайде.
2. Сравните график и предложение данного слайда.
3. Разместите части данного предложения в системе координат.
4. Дайте определение антитезы.
5. Заполните опорную таблицу, записав слово-образ и термин.
1. Учащийся поясняет расположение гиперболы относительно системы координат.
2. Объясняется противоположность частей как гиперболы, так и предложения.
3. Дают определение антитезы.
Заполняют в таблице слово-образ «противоположность», «гипербола» и термин «антитеза».
Вернейший путь к успеху – непременно попробовать еще раз
  1. Предлагают проверить полученные знания выполнением самостоятельной работы.
2. Проверьте свои результаты при помощи ключа с ответами.3. Поставьте себе оценку по сайду «Самопроверка»
1. Выполняют самостоятельную работу, используя опорную таблицу.
2. Выверяются ответы по ключу с ответами.3. Выставляются оценки за работу.
 
  1. Подводится итог урока с перечислением всех стилистических фигур и всех опознавательных математических образов. 1. Учащиеся перечисляют все стилистические фигуры и соответствущие им математические понятия.  

Приложение 1

Приложение 2