Интегрированный урок (физика, биология, музыка) по теме "Путешествие по звуковым волнам"

Разделы: Физика, Биология, Музыка


Цель: показать синтез физики, биологии и музыки по теме “Звуковые волны”.

Задачи урока.

  1. Закрепить и обобщить знания по теме “Звуковые волны”.
  2. Расширить и углубить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.
  3. Дать информацию о влиянии шумов на здоровье человека.
  4. Развивать и совершенствовать учащихся на основе сочетания добровольной работы с обязательностью ее выполнения.
  5. Развивать умение участвовать в диалоге, умение высказывать свои мысли, активизация деятельности всех учащихся.
  6. Создать на уроке атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания.

Оборудование: карточки с указанием частот звуковых волн, таблица уровня громкости некоторых источников звука, самодельный телефон, часы, домбра, презентации учащихся “На опушке леса”, “Шум”, “Ультразвук и инфразвук”, видеовопросы.

Ход урока

1. Организация класса, сообщение темы и цели урока.

2. Содержание урока.

Сегодня мы проводим необычный урок, урок-путешествие по звуковым волнам. Состав наш небольшой, всего 4 вагончика, в 1 вагончике расположились “экспериментаторы”, во 2-м - музыканты, в 3-м - экологи, в 4-м - исследователи (класс разбивается на 4 группы).

Я надеюсь, что в ходе нашего путешествия ваши знания по теме значительно расширятся. Отправляясь в путешествие, любой человек берет с собой багаж. Ваш багаж - это багаж знаний по физике и биологии. Так давайте проверим ваши знания, каков ваш багаж, стоит ли отправляться в путешествие.

Вопросы для моментального ответа (верный ответ — 1 жетон).

  1. Что такое волна?
  2. Какие бывают волны?
  3. Какая волна называется поперечной?
  4. Какая волна называется продольной?
  5. В каких средах распространяются поперечные волны?
  6. В каких средах распространяются продольные волны?
  7. Что называется длиной волны?
  8. Что мы понимаем под скоростью волны?
  9. Что является источником звука? Привести примеры.
  10. Какая система органов человека отвечает за восприятие звука?
  11. Из каких частей состоит анализатор воспринимающий звуковую волну?
  12. Из каких частей состоит ухо человека?
  13. Какая часть уха воспринимает звук?
  14. Как передается звуковая волна в анализаторе?
  15. Где происходит расшифровка звука?
  16. Частоты каких колебаний воспринимаются человеческим ухом?
  17. Звуковая волна, какая - продольная или поперечная?
  18. В каких средах распространяется звуковая волна? Привести примеры.
  19. Может ли звук сильного взрыва на Луне, например, извержение вулкана, быть слышен на Земле?
  20. Чем определяется громкость звука?
  21. В каких единицах измеряется громкость звука?
  22. Для чего служит камертон?
  23. От чего зависит высота звука?
  24. Что мы понимаем под тембром звука?
  25. Что такое шум?
  26. Что такое эхо?
  27. Что такое ультразвук и инфразвук?
  28. Что такое резонанс?

1 остановка

Экспериментальная (учащиеся демонстрируют эксперименты и объясняют их)

1. Если чашку или стакан приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объяснить происхождение этого звука?

Усилением слабых звуков, поступающих из окружающей среды, частота колебаний которых совпадает с собственной частотой колебаний воздуха в стакане.

  1. Объяснить работу самодельного телефона, состоящего из 2-х коробочек, соединенных нитью.
  2. Проверка остроты слуха у учащихся и учителя.

2 остановка

Музыкальная

Звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами, называются музыкальными. О музыкальных звуках, о возможностях человеческого голоса расскажет учащийся.

Возможности голоса продемонстрируют участники школьного хора.

Исполнение “Акапеллъной” на голосе.

Говоря о музыке, мы не можем не сказать о нашем национальном инструменте - домбре. Звучание домбры происходит за счет резонанса. При колебаниях струн, воздух в корпусе также приходит в колебательное движение и звук инструмента значительно усиливается.

Учащийся исполняет произведение на домбре.

3 остановка

Экологическая

Вопросы учащимся.

  1. Недавно глухая жительница Филадельфии отметила 105-летний юбилей. На вопрос журналистов: “Чему она обязана своим долголетием?” она ответила: ... Что она ответила?
  2. Экологи предлагают на цветочных клумбах ставить таблички “Тише! Цветы!” Почему?
  3. “Наши уши - это наши нервы”, - говорят финны. Почему?

О шумовом загрязнении атмосферы в своей презентации покажет учащийся.

Действительно, шум вредно влияет на здоровье человека, повышает кровяное давление, вызывает нарушение ритма сердца, а продолжительное воздействие шума ведет к глухоте. С шумом необходимо бороться. И следующая презентация “На опушке леса”.

4 остановка

Очевидное-вероятное

Презентация учащихся “Ультразвук”, “Инфразвук”.

Учащиеся задают классу вопросы:

- Случайно, залетая в окно, летучая мышь иногда садится людям на голову. Почему? (Волосы поглощают излучаемый мышью ультразвук, и поэтому мышь не воспринимает отраженных волн, не чувствует преграды и летит прямо на голову)

- “После дождичка в четверг” или “Когда рак на горе свиснет” - говорят, подразумевая: никогда. Но дожди в четверг бывают, а вот свистят ли раки? (Да, накануне резких изменений погоды, раки стараются влезть на какую-нибудь возвышенность и издают протяжный свистящий звук - писк с частотой ~ 20000 Гц, благодаря звуку в их организмах разрушается образующий перед природной аномалией ядовитый белок).

Наше путешествие подходит к концу, и сейчас вы выполните небольшую самостоятельную работу. На экране будут высвечиваться видеовопросы, а вы в тетрадях должны дать очень короткие, но четкие ответы на них.

Работа выполняется учащимися, тетради вместе с жетонами сдаются учителю.

Домашнее задание: повторить §30-35, а также предлагается творческое задание составить кроссворд по теме “Звуковые волны”.

Рефлексия: учащимся раздаются жетоны синего и желтого цвета и предлагают следующее: если урок понравился, проголосовать желтым цветом, если не очень - синим.