Урок природоведения в 5-м классе по теме "Великие географические открытия", ОС "Школа-2100". 5-й класс

Разделы: Биология, География

Класс: 5


Цели урока:

– познакомить с важным этапом в истории географических открытий;
– выявить роль этого этапа в развитии географической науки;
– продолжить формирование умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, портреты Васко да Гамы, Х. Колумба, карточка с названием темы урока, учебник, рабочая тетрадь к учебнику по естествознанию “Земля и люди”. 5-й класс. – М.: Баллас, 2009, атласы “Физическая география. Начальный курс” 6-й класс, “Материки и океаны”, 7 класс.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в античном мире и в средние века.  
– Назовите главные достижения географической науки в античном мире.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
2. В Древней Греции география становится наукой.
3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

– Перечислите главные открытия эпохи средневековья 1.Плавания арабов в Индию.
2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и Америки
3. Путешествия Марко Поло в Центральную Азию
4. Путешествие А. Никитина в Индию
5. Начало освоения русскими Сибири
– Какой вывод о развитии знаний о Земле в античное время и эпоху средневековья можно сделать? Открывались новые земли и географические знания о Земле постоянно расширялись

II. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассмотрите внимательно ленту времени на стр. 162, 166, 170, 185 учебника.  
– О каких географических событиях нам предстоит узнать? Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании
– В какое время (период) они происходили?

Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий.

Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода.

Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.
Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос? Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название?
Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос? Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания.
Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы. Дети формулируют учебную проблему как вопрос
– Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать? Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали?

III. Открытие новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ещё в средние века европейские купцы активно торговали с Индией. Под Индией плохо знавшие географию люди понимали весь восток Азии.

Вспомните, как (каким путём) в Европу доставлялись товары из Азии?

Однако в 15 веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки – возникла огромная турецкая Османская империя. Турки не пропускали торговые караваны, часто грабили их.

– Как вы считаете, что в этом случае могли предпринять европейцы?

Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии.

По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или к берегам Средиземного моря их доставляли посредники – арабские купцы.

Найти морской путь в Индию вокруг Африки.

– Почему именно португальские мореплаватели совершали эти плавания?

Найдите ответ на вопрос в тексте учебника.

Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос.

1. Научились строить новые корабли – трёхмачтовые каравеллы. Они были легки, быстроходны, могли двигаться под парусами и при боковом, и даже при встречном ветре.
2. Генрих Мореплаватель, принц Португалии организовывал морские экспедиции, основал мореходную школу, поощрял создание новых карт.
3. Османская Империя

– Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии? Что помогло им достичь берегов Индии? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. 1. Бартоломеу Диаш доплыл до южного окончания Африки и вышел в Индийский океан (это произошло из-за шторма)
2. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии (наняли арабского лоцмана – морского проводника)
Покажите маршрут плавания В. да Гамы на карте. Один из учащихся показывает маршрут путешествия у настенной карты, остальные работают с картами атласа.
– Каков географический результат этих плаваний?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на стр. 162-163 и на карте с. 166

Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос.

1. Был открыт морской путь из Европы в Индию.
2. Было установлено, что Атлантический и Индийский океаны соединяются между собой.
3. Были нанесены на карту берега Африки, остров Мадагаскар.

На Пиренейском полуострове располагается ещё одна страна – Испания, которая в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был захвачен португальцами.

– Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы?

Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад.
Именно так и думал Христофор Колумб, итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к испанскому королю.

– Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад?

Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии.
Проследите по текстовой карте на с. 166 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте. Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити)
– В каком году проходило первое плавание Колумба? 1492 г.
Рассмотрите рис. на стр. 165 и опишите встречу Колумба с местными жителями. Дети дают описание по картине.
– Каковы географические результаты плавания Колумба? (чтение текста на стр. 165) Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника.

1. Открыл новую часть света – Америку
2. Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, т.е. новые с/х культуры

III. Подведение итога.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Какую проблему мы решали на уроке?

– Назовите причины Великих географических открытий.

– Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле?

Дети отвечают на вопросы и делают вывод.
– Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия? Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана
Так какая сегодня была тема урока?

(дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока)

Великие географические открытия.

IV. Закрепление.

Обучающиеся выполняют задания № 43 и № 44 в рабочей тетради с печатной основой.

V. Д/З

§ 10, устно ответить на вопросы стр. 166 по желанию сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника.