Программа кружка "Юный художник" по ИЗО (внедрение ФГОС)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Пояснительная записка

Актуальность. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник. используемых на занятиях. поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края (Омской области), на примере творчества местных художников.

Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи курса:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности. разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Результативность реализации программы:

Планируемые результаты. Способ оценки достижения планируемых результатов.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; анкетирование
учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну и ситуативный учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; наблюдение
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; беседа
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания “Я” как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее; беседа
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; беседа
принимать и сохранять учебную задачу; наблюдение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; наблюдение
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; наблюдение
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; наблюдение
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; наблюдение
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; наблюдение
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета; беседа
строить сообщения в устной и письменной форме; наблюдение, беседа
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; наблюдение
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; беседа
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; беседа
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; наблюдение
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; наблюдения
формулировать собственное мнение и позицию; беседа
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; беседа
задавать вопросы; беседа
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; беседа
определять тему и главную мысль текста; беседа
создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста. проект

Технологии организации образовательного процесса:
– личностно-деятельностная;
– проблемно-диалогическая;
– коллективная;
– проектная деятельность.

Содержание программы. 1-й класс.

При составлении программы за основу была взята программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1–8 классы” под редакцией Т.Я.Шпикаловой .

Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (18 часов).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.

Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.

Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы” (22 час ).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.

Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.

Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (28 часов).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.

Виды деятельности: художественно-творческая изобразительная, трудовая.

Примерное календарно – тематическое планирование. Приложение 1

Библиография.

  1. А.Г Асмолова . Как проектировать учебные универсальные действия в начальной школе. Пособие для учителя . М. “Просвещение”, 2008 г.
  2. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова . Программы духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100” .
  3. В.И.Колякина “Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г.
  4. А.Э. Лебедева. Е.Н.Новикова, Г.Н. Тубельская “Жемчужины народной мудрости”,М. “АСТ”, 2000 г.
  5. И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г.
  6. Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.
  7. Т.Я. Шпикалова Методическое пособие к учебнику “Изобразительное искусство. 1 класс”М. “ Просвещение”.2010 г.
  8. Т.Я. Шпикалова Рабочая тетрадь “Художественный труд. 1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.
  9. Т.Я. Шпикалова Творческая тетрадь “Изобразительное искусство .1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М. “Просвещение”, 2011 г.