Современный урок в переходе на ФГОС

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


И понапрасну мы страдать должны:
Давно рожденное рождаю снова.
В. Шекспир

Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет.

Поэтому я постоянно ищу формы и методы преподавания предмета, которые в данный момент могут быть более эффективными. Концепции моей педагогической деятельности следующие:

  • “Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы, адаптированной к новым формам сдачи экзаменов, направленной на развитие самостоятельности учащихся как основного средства формирования компетентностей”.
  • Темперамент. Характер. Личность.

Они отвечает требованиям времени в связи с переходом на ФГОС, новый уровень сдачи государственных экзаменов.

Преподавание в современной школе требует постоянного поиска ответов на разные вопросы. Но иногда в погоне за инновационными технологиями мы забываем о ребенке, об особенностях восприятия им программного материала. Часто ли мы, учителя, учитываем психологические особенности детей, знаем ли мы особенности их развития.

Когда мы учим, используя видение, слышание, прикосновение, класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Необходимо, наблюдая за поведением учащихся, определить учеников разных модальностей.

Эти знания помогут правильно выбрать методы обучения в школе.

Определение ведущей модальности учащихся

Как определить учеников разных модальностей. Это можно сделать, наблюдая за поведением учащихся.

Примеры:

Визуальная ученица. Всегда смотрит вверх, когда я говорю, будто видит то, что я рассказываю. Когда я читаю учебник, М.И. всегда читает сама, не полагаясь на мое чтение. Ее тетрадь по русскому языку — самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно-два сложных слова на диктанте.

Аудиальный ученик. Инициалы И.С. Когда И.С. читает текст, он приговаривает, пришептывает про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. И.С. — прекрасный имитатор. Он способен повторить все слово в слово (даже когда он, казалось бы, не слушал). У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет.

Кинестетический ученик. Инициалы К.П. Он обычно вскакивает, чтобы по моей просьбе раздать детям ручки. Когда я хожу по классу, помогая ученикам, К.П. никогда не поднимет руку, а ждет моего приближения и старается дотянуться до меня, схватить за запястье, рубашку. Когда я читаю инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Этот ребенок не может выучить грамматическое правило, пока я не придумаю для него “игру”, где он может участвовать вместе с товарищами и изображать связь между словами, частями речи. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если ему повезет и его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Обработка визуальной информации – это способность видеть различия между вещами, запоминать детали, подробности внешнего вида, зрительного образа вещи, дополнять отсутствующие части общей картины, помнить общие характеристики, соотносить свои движения с тем, что видишь (визуально-моторная координация), зрительно представлять себе образы, воображать, организовывать пространство в своей комнате, на столе и т. п., заниматься изобразительным искусством

Людям, которые испытывают затруднения в обработке визуальной информации, зачастую тяжелее всего дается математика и правописание, потому что им трудно “представить себе” слова, буквы, символы и т.п.

Конкретные проблемы могут быть такими:

письмо: плохой почерк, плохое правописание (не может представить себе слова) математика: трудно зрительно представить себе задачу, трудно работать с рабочими листами, которые перегружены рисунками, чертежами или имеют чужие пометки,

чтение: низкая скорость, плохое понимание,

общие навыки: плохая организация/трудности с планированием/неаккуратность, трудности с перепроверкой своей письменной работы, трудно учиться, глядя на демонстрацию чего-либо, трудно воспринимать учебные фильмы по видео.

Обработка аудиальной (слуховой) информации – это то, насколько хорошо ты понимаешь на слух. Можешь ли ты улавливать все сказанное, когда люди говорят быстро? Легко ли ты различаешь голоса (даже по телефону)? Можешь ли представить себе мысленно звучание голосов знакомых людей? Запоминаешь ли информацию, которую слышишь?

Обработка слуховой информации подразумевает: понимание разницы между звуками и голосами, запоминание конкретных слов или цифр, запоминание общей звуковой последовательности, понимание даже в том случае, когда нескольких звуков не хватает, музыкальность.

Люди с общими трудностями в обработке слуховой информации, чаще всего испытывают наибольшие трудности с чтением, письмом и языком (пониманием и выражением).

Если конкретно, трудности могут быть такими:

чтение: плохое распознавание новых слов плохое понимание,

письмо: плохое правописание/плохая механика плохая структура предложения,

общение: трудности с выражением мыслей и передачей информации вслух плохое восприятие языка,

общие навыки: трудно выполнять устные указания, трудно учиться лекционным способом(трудности с аудированием при изучении иностранного языка, трудности с пониманием информации на фоне шума – тяжело разбирать речь при работающем телевизоре, например, или льющейся воде).

После того, как информация проходит через каналы чувственного восприятия, она передается дальше – в области, где происходит когнитивная обработка, для дальнейшего понимания, хранения (в памяти) и обращения к ней впоследствии. Считается, что есть много разных конкретных типов когнитивной обработки, однако исследования мозга позволяют предположить, что две самые важные области обработки информации находятся в двух сторонах полушарий мозга.

Левополушарный ученик Правополушарный ученик
Видит символы (буквы, слова). Оценки выше тройки Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении
Необходимы ясные письменные инструкции Отвлекаемость, способность к саморазвлечению.
Повторяет фактическую информацию Отвечает на личностные отношения, а не на авторитарные
Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями Любит самостоятельные решения. Использует интуицию
Любит проверять работу Не любит проверять работу
Любит информацию в письменной форме Любит информацию в виде графиков и т.д.
Фокусирован внутренне Фокусирован на внешнее
Анализирует от части к целому Анализирует от целого к части
Любит смотреть фильм после чтения книги Любит смотреть фильм до чтения книги

Среднее образование у нас почти целиком построено на развитии формально-логического мышления, способности формировать однозначный контекст. И чем более прикладывается к этому усилий, тем труднее потом выйти из рамок однозначности. Отсюда ясно, как важно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека. И в этом плане заслуживают всяческой поддержки требования предпринятой теперь реформы школьного образования развивать у детей чувство прекрасного и умение правильно оценивать произведения искусства, видеть красоту природы. Два типа мышления, две стратегии полушарий... В нормальных условиях между ними нет антагонизма, нет конкуренции. Они тесно сотрудничают, взаимодействуют, дополняя и. обогащая друг друга

Восприятие человеком цвета

Принято считать, что цвет определяется длиной электромагнитной волны, а конкретный (например синий) цвет это всего лишь наше представление о нем. Это представление формируется в результате реакции человеческой системы визуального восприятия на длину волны. Цвет - впечатление, которое оказывают на орган зрения человека электромагнитные волны разной длины.

Цвет - информация, закодированная в длине электромагнитных волн. Для нормального восприятия этих волн человеческий глаз преобразует их в три основных цвета. Мозг человека разделяет видимый цветовой спектр на три части: красную, зеленую, синюю. Это значит, что все остальные цвета, воспринимаемые человеком, - плод создания (смешения) этих трех.

Красный цвет. Первый цвет цветового круга и первой триады. Относится к группе тёплых цветов, зрительно приближает объекты. Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Небольшое количество красного привлечёт внимание и заинтересует, в то время как чрезмерное его использование может вызвать раздражение и агрессию.

Зелёный цвет. Уравновешенный, успокаивающий, освежающий, это цвет самой природы. Он снижает остроту переживаний, напряжение.

Синий. Относится к холодной гамме цветов. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Насыщенный синий всегда привлечёт к себе внимание, но, в отличие от красного, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Например, как может быть спланирована работа по изучению синтаксиса.

Работа с таблицей "Основные единицы синтаксиса" ведется с учетом специализаций левого и правого полушарий мозга.

Учащийся выбирает наиболее оптимальный для себя вариант: таблица заполняется учащимся сразу, в начале изучения темы "Синтаксис" (8-й класс), а затем постепенно, по мере изучения материала, прямоугольники заштриховываются цветными карандашами (цветовое кодирование) и в них вписываются примеры или необходимые комментарии; материал осваивается постепенно, то есть ребенок, изучая тему за темой, поэтапно достраивает СВОЮ таблицу.

Пишем сжатое изложение

Изложение - один из традиционных видов письменных работ в школе - в последние годы переживает настоящий бум. Оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Достаточно сказать, что во всех трех версиях итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы. Однако при кажущейся легкости экзамена многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: “Дважды прослушал, запомнил и записал. Главное - без ошибок”. Хочу привести выдержки из анкет учащихся об отношении их к изложению: “плохо запоминаю текст”, “для изложения нужна слуховая память на грани фантастики, а у меня она на нуле”, “я невнимателен, часто отвлекаюсь, когда слушаю текст”, “страдаю отсутствием логики”, “плохо понимаю то, что читают”, “не помню конца”, “у меня маленький словарный запас”, “не умею выразить мысль”. Сложившаяся практика написания изложения - нарочито медленное чтение исходного текста, нередко больше напоминающее диктовку, и разрешение делать записи во время второго слушания привела к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить учеников такой возможности, с изложением справились бы менее 30%. На самом деле дословная запись текста ничем не лучше обыкновенной зубрежки. Запоминание без понимания, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, практически возвращает девятиклассников в детство.

В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне - со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу. Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. “Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель - узнать, "про что здесь говорится" и "что случится дальше", - пишет известный психолог Б.М. Теплов, - не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно "видишь и слышишь" все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и "живешь" в ней - такое чтение невозможно без самой активной работы воображения”.

Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения.

Задача учителя - сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно “видел и слышал” то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным экспериментов, менее 10%) умеют видеть своим “умственным взором” образы, созданные писателями.

Прием “Матрешки”

Интересный прием, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение - с матрешкой поменьше, сжатое изложение - с остальными матрешками.

“Вот эти последние три матрешки - сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом - две минуты (20 строк), в третьем - минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые изложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст”.

Если это объяснение сопроводить соответствующим рисунком или схемой, ученики увидят, что текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие учащиеся не умеют выделять главные и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации.

По мнению психологов, краткий пересказ - прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9-х классов могут сделать такой пересказ.

Часто слова краткий и короткий в применении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать короче, но при этом нередко исчезает главное, пропускается существенная информация.

Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания.

Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.

Готовимся к выполнению тестовых заданий

Чтобы облегчить работу, весь материал, найденный в наших методических журналах, на сайтах в интернете помещаю в отдельную папку, снабдив её содержанием, а в содержании обязательно делаю гиперссылки на материал. Они помогают легко ориентироваться в море информации, с минимальной затратой времени готовиться к урокам, составлять множество вариантов КИМ практически для каждого ученика. При подготовке к ГИА и ЕГЭ использую входное, промежуточное, контрольное тестирование. Каждый педагог выбирает свою форму промежуточного контроля, важно только, чтобы отмечались и присутствие ученика на занятиях, и степень усвоения выпускниками той или иной темы, и задачи для дальнейшего продвижения вперёд. Очень важно своевременно, в начале учебного года, провести входной пробный ЕГЭ, и именно от него вести дальнейший отсчёт готовности выпускника к итоговой аттестации. Я предпочитаю проводить контрольные работы в полном объёме и в полном соответствии с тем, как это будет на настоящем экзамене, т.е. на бланках, каждому ученику предоставляю индивидуальный пакет заданий, благо наличие папки “Всё к ГИА и ЕГЭ” с большим запасом тестов позволяет это сделать без особых затруднений. Стараюсь планировать не менее 3 пробных ЕГЭ, результаты их подвергаю анализу и заношу в сводную таблицу. По такой таблице легко увидеть результативность подготовки к ЕГЭ каждого отдельного ученика, и класса в целом.

Мониторинг знаний, умений и навыков при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Тестирование сегодня рассматривается как один из перспективных способов определения уровня предметной обученности. Многообразие тестов, применяемых в современной практике, позволяет судить о популярности этого вида диагностики.

Но имеющиеся тесты, как правило, помогают лишь констатировать факт незнания (можно ведь и случайно “угадать” правильное написание) и не дают, на мой взгляд, возможности объективно отследить степень сформированности орфографических умений и навыков, тем более не подскажут, как использовать результат диагностического исследования при планировании дальнейшей деятельности.

Как же строить работу, чтобы тест помог определить направления в коррекции и прогнозировании предметной обученности каждого учащегося? В этом помогает диагностическая карта, которая дает возможность учителю наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков.

Использование ИКТ в системе работы учителя-словесника
при подготовке учащихся к итоговой аттестации

При проектировании мультимедийного урока я задаю себе вопросы: “Зачем? “Почему?”

Обучение русскому языку в школе - область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Взять одну из “болевых” точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать “автоматическую грамотность”, которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер.

  1. Примером электронного учебника по русскому языку является мультимедийный курс “1С: Репетитор. Русский язык”, все части которого: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, объединенные на основе гипертекста, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета. В учебник входит материал всех разделов курса русского языка.
  2. Мультимедийный курс “1С. Репетитор. Русский язык” активно используется мною при изучении нового материала, закреплении и контроле изученной темы и позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся.

  3. В рамках подготовки к ЕГЭ целесообразно использование мультимедийного курса “1С. Репетитор. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ”.
  4. На уроках проверки знаний активно использую тесты в печатном и электронном виде.
  5. На этапе изучения нового материала часто применяю компьютерные презентации и таблицы в электронном виде, составленные мною и учащимися

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

Зная, что, по данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, усвоенного в процессе практических действий, я использую ИКТ. Это позволяет мне создать условия для активизации мыслительного процесса на уроках, вовлечь всех учащихся в учебный процесс, никого не оставить без внимания, поддержки, помощи.

Презентация