Классный час "Касается всех?!". 5–9-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: формировать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Форма проведения: беседа

Вопросы для обсуждения: нужно ли ждать восемнадцати лет, чтобы стать патриотом; можно ли считать себя патриотом, если хорошо учишься, охраняешь природу, памятники культуры и не желаешь жить в другой стране; учит ли история своей страны быть патриотом.

Подготовительная часть: провести анкетирование "Я и патриотизм"; подготовить выставку "Символы государства"; ознакомить учащихся с правилами ведения диалога, дискуссии; разослать приглашение молодым солдатам, вернувшимся со срочной службы.

Звучит гимн РФ. Ребята узнают музыку и встают. Классный руководитель знакомит с темой классного часа, с главным вопросом на который нужно ответить, чтобы подвести итог беседы.

Вступительное слово классного руководителя

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так ещё велики, чтобы вызвать у Вас высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызвать гордости за жизнь своих далёких и близких предков. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания. В "Повести временных лет", например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: "Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвые бо сраму не имут:" Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками государственной и военной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли.

- Почему при награждении Олимпийских чемпионов звучит гимн страны победившего спортсмена? Если в ответе информации о гимне недостаточно, можно дать короткую справку. Гимн (от греческого слова hymnos - хвала) торжественная песнь, которая исполняется в особо торжественных случаях. Гимн РФ "Россия - священная наша держава" стихи С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

- Какие символы нашего государства Вы знаете еще? Флаг (слово голландского происхождения и означает "корабельное знамя"). Полотнище с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру.

Российский триколор (трёхцветный флаг) возник по голландскому образцу. Только Пётр Великий заменил оранжевую полосу на красную.

- А что означают цвета на флаге? Если есть необходимость, классный руководитель добавляет информацию о значении цвета. Красный - цвет крови, что означает Земной шар. Синий - небесную сферу, белый - божественный цвет. Или по - другому. На Руси все три цвета почитали. Красный - символ отваги и мужества, голубой - символ Богоматери, белый - цвет мира, чистоты и благородства.

- Какой символ государства мы ещё не назвали? Герб (от польского словаherb "наследство") эмблема, отличительный знак, в котором сочетанию фигур и предметов придаётся символическое значение. Первый государственный герб бывшего СССР был учреждён 6 июля 1932 года.

- А не могли бы Вы, ребята описать герб СССР и современный герб РФ. Если необходимо, то можно продолжить рассказ об этом. Колосья пшеницы, обвитые лентами. Их 15 - столько, сколько республик входило в состав СССР. В центре земной шар, серп и молот, что означает союз крестьянства и рабочего класса. В верхней части красная пятиконечная звезда. В 1991 году наша страна вернула себе старое название - Россия и старый петровский герб. Он представлял собой красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные и крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, серебряным копьём поражающий чёрного дракона.

- Вот сейчас, зная больше о символах государства, мы можем себя назвать патриотами? В ходе беседы выясняется, чтобы назвать себя патриотом, нужны не слова, а действия, поступки. Ребятам предлагается ещё раз посмотреть на доску, на определение патриотизма. А затем оглашаются результаты анкетирования. Большинство ребят назвали патриотом человека, который любит, уважает, ценит Родину. Уважать Родину для многих значит - любить её, охранять, болеть за спортсменов, которые выступают за страну. Работать на благо Родины, быть достойной её, делать всё для её процветания. И совсем немногие написали о выполнении законов, охране природы и памятников культуры. Служить Родине - значит защищать её от врагов и быть солдатом. Патриотами себя считают 12 человек из 21, объясняя это тем, что любят свою страну, русские праздники, хотят, чтобы она была богатая и сильная. Некоторые не могут так себя назвать, потому что малы.

- Английский политик 18 века Э. Берк писал: "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит о наших правах, и не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях". Почему так происходит?

- Вспомните, какие обязанности есть у граждан РФ? Чаще всего в первую очередь называют - служить в армии. Можно предложить ситуацию.

"Исполнилось юноше 17 лет, его поставили на учёт в военкомат. Исполнилось ему 18 - нужно идти в армию. Жалко родителям отдавать свою кровиночку на чужбину. Заплатили они, кому следует, и остался сын дома.

- Может ли он назвать себя патриотом?

- Можно ли пропустить такой важный этап жизни как служба в армии?

- Как принимают присягу молодые бойцы?

- Чему они клянутся?

Затем вспоминают обязанность охранять природу и памятники культуры. Ведущий предлагает пример из школьной жизни. В кабинете истории кто-то изрисовал журнал "Родина".

- Что это, проявление чего?

- Что непатриотичного в надписи: " Здесь был Вася", в рисунках оскорбительного характера на партах, в выдранных страницах учебника?

Чтобы обсудить очень важную обязанность - соблюдать законы страны, можно предложить историю, которую любят юристы. "Жили-были два соседа. Один другого ударил, а тот в суд подал. Судья спрашивает того, кто виновен, почему он так поступил? А тот отвечает: "Я свободный человек и могу распоряжаться своими кулаками сам". А судья говорит: " Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа".

- Что Вы думаете об этом?

- Можно ли назвать себя патриотом, если Вы ни разу не оставили непотушенным костёр, ни разу не бросили консервную банку в реку, ни разу не поранили берёзу, чтобы напиться соку?

- И почему платить налоги тоже является нашей обязанностью?

Итак, выполняя обязанности перед страной, перед семьёй, перед обществом, мы тем самым делаем её сильнее и богаче. Возвращаемся к главному вопросу: "Нужно ли ждать восемнадцати лет, чтобы стать патриотом?"

Я думаю, что слова одного из ребят, отвечавших на анкету, как нельзя лучше подходят к выводу нашей беседы. " Мне нет восемнадцати лет, и я не могу участвовать в делах государства, но я уже могу охранять природу и помогать людям".

Приложение.