Урок риторики по теме "Мимика и жесты"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Планируемые результаты:

Предметные: обучаемый научится

  • правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
  • развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
  • расширить понятийную базу.

Метапредметные:

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные:

  • выделять и формулировать
  • познавательную цель с помощью учителя;

коммуникативные:

  • задавать вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

личностные:

  • сформированность социальных мотивов –стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;
  • воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Характеристика деятельности учащихся:

  • побывать в роли исследователя;
  • классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.

Система оценки:

  • самооценка;
  • оценить деятельность обучающихся.

Используемая литература:

  1. Детская риторика. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1 /Под ред. Т.А. Ладыженской . М.: Баласс, 2006. - 96 с.;
  2. Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1983;
  3. Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., 1997.;
  4. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Музыкальное сопровождение (приложение №1). Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»

Звучит весёлая музыка (приложение №2). Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуёте, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»

- Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?»

(Мимика)

- А кто знает, что такое мимика?

(Движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)

- Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.

- Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды).

- По каким признакам вы это определили?

(Рот, глаза, брови)

- Покажите на своих лицах то, что я скажу (радость, испуг, удивление, грусть).

- Всё это – мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).

Дети делают вывод:

- Тема нашего урока – «Мимика и жесты».

IV. Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).

- Один и тот же жест может иметь разные значения.

- Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды из презентации)

  1. Пальцем показываем тихо. (изображение)
  2. Предупреждение об опасности. (изображение)
  3. Наказание. (изображение)

V. Реализация построенного проекта.

- Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.

- Иногда слово можно заменить жестом.

  1. Дневник – отметка «пять» (изображение)
  2. Показать рукой (изображение)

- Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.

Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.

- Кто хочет показать? (желающий у доски)

- Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).

- А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)

VI. Первичное закрепление во внешней речи. Работа со сказкой «Цыплёнок» К.И Чуковского

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте её и скажите, всё ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины).

- Всё вам понятно?

- А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?

- Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).

- Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды). На словах «мама приласкала цыплёнка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.

Разминка музыкальная

- Знаете ли вы сказку С.Я. Маршака «Теремок»?

- Кто главный? (дети перечисляют)

- Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка «лисы», «медведя», «ёжика», приложение № 3 (данное приложение вы можете получить у автора статьи)).

Первичное закрепление во внешней речи.

- Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц. Всё это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока. Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это … Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайды: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке)

- Вспомним русскую народную потешку «Идёт коза рогатая».

- Представьте, что вы её рассказываете своим младшим братикам и сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?

- Молодцы!

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ребята! Посмотрите внимательно. Как ведёт себя Хрюша – Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)

- Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше – Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.

1) Дразнит петуха (хвост),

2) Зайца (уши),

3) Собаку (кость),

4) Собака дразнит Хрюшу,

5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.

- Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.

Физкультминутка.Игра «Каравай»

У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споём «Каравай», используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)

Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:

  • Прыгает на скакалочке;
  • Больной у зубного врача.

IX.  Рефлексия учебной деятельности.

- Я хочу, чтобы вы своё настроение передали на бумаге. Рисовать мы будем по – сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением. (Приложение №4)

- Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).

- Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками. Я хочу себе на память запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке. (Производится фотосъемка).