Мой инновационный подход к воспитательной системе младших школьников в свете новых ФГОС НОО. Экскурсионная деятельность

Разделы: Внеклассная работа


В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
  • Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, уважения к окружающим.
  • Развитие ценностно-силовой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализацией ценностных  ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе  формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 

В документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа » есть такие слова: «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы…».

Мой инновационный проект посвящён именно воспитательной работе.

Цель и задачи моей воспитательной работы:

  • Создание единого образовательного пространства, где главным критерием является развитие личности ребёнка на основе ценностей национальной культуры, традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отечеству и родному краю.
  • Формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции.
  • Воспитание любви к родному краю, к своей стране России.

Принципы моей воспитательной системы:

  • Целостность педагогического процесса – единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
  • Приоритетность исторического и культурного наследия России, народных промыслов, традиций и обрядов через духовные ценности.
  • Системность, преемственность и непрерывность в развитии и воспитании с учётом возрастных особенностей школьников.

Содержанием моей воспитательной системы является урочная и внеурочная формы работы. Я хотела бы рассказать об одной из форм внеурочной деятельности – об экскурсионной.

Экскурсионная деятельность – форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Основная дидактическая цель экскурсионной деятельности – формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями.

Экскурсии в природу – классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде.

Экскурсии  на производство, где учащиеся знакомятся с производством  разных изделий, которые окружают детей в повседневной жизни. А также экскурсии на производство, рассказывающие о народном промысле русского человека.

Краеведческие экскурсии – рассказывают об истории улицы, зданий, об известных людях данного края и их жизнедеятельности. О классификации экскурсии подробно описывается в научно-практической разработке.

В стандартах  второго поколения результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.  Правильно спланированная экскурсионная деятельность  поможет учителю придти к такому результату.

Приоритетной целью своей внеклассной работы я считаю знание своей  Родины, своих истоков, своих народных традиций и промыслов. Поэтому мы с ребятами, помимо стандартных поездок в музеи, театры, зоопарк и др. много выезжаем на различные экскурсии, посвящённые народным промыслам. И в основном, это производства с обязательным мастер-классом.

Я разработала содержание и темы наших выездов на экскурсии с учётом возрастных особенностей младших школьников:

1 класс:

  • Обзорная экскурсия по Москве. Знакомство с нашим городом Москва.
  • Бабенская игрушка. Как изготавливали игрушки из дерева.
  • Музей « Забавушка ». История деревянной игрушки.
  • Выезд на звероферму.

2 класс:

  • Музей «Танк – Т-34».
  • Снегири.
  • Музей Пограничника.
  • Приокско-террасный заповедник.

3 класс:

  • Гжель. Майолика.
  • Гжель. Синяя.
  • Музей ёлочной игрушки г. Клин.
  • Парк Птиц.

4 класс:

  • Павлово-Посад. Музей платка.
  • Сергиев-Посад. Музей матрёшки.
  • Жостово. Подносы.
  • Федоскинская шкатулка.

В каникулы мы с учениками стараемся выезжать в различные города России, знакомясь с историей нашей страны, её жителями, традициями, обычаями, обрядами. Мы уже побывали в городах:

  • Великий Устюг.
  • Карелия. Петрозаводск.
  • Ярославль.
  • Кострома.
  • Углич. Мышкин.
  • Нижний Новгород.
  • Ростов. Переславль-Залесский.
  • Муром. Гусь-Хрустальный.