Прямолинейное равномерное движение. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

  • уметь «читать» графики v = v(t), S = S(t) прямолинейного равномерного движения;
  • ввести алгоритм решения графических задач по теме: «Прямолинейное равномерное движение»;
  • формировать умение моделирования условия задач; составления плана решения задач;
  • формирование умения осуществлять запись решения, используя метод варьирования;
  • продолжить формирование естественно-научных представлений по изучаемой теме;
  • создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
  • способствовать развитию конвергентного мышления;
  • формирование коммуникативного общения учащихся.

Метод ведения урока: беседа с использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Проверка знаний, их актуализация (методом фронтального опроса)
  3. Решение графических задач (методом варьирования задач)
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание: Физика рабочая тетрадь 7 кл. Т. А. Хананова стр. 21 №15.7, 15.8, 16.2, 16.4

Ход урока

учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим решать задачи по теме: «Прямолинейное равномерное движение». (Приложение, слайд 1) Дайте определение прямолинейного равномерного движения?

ученик: Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходим одинаковые расстояния, называется прямолинейным равномерным движением.

учитель: Какова главная особенность данного движения?

ученик: Скорость тела остается постоянной по величине и по направлению. (слайд 3)

учитель: Назовите основные формулы данного движения

ученик: v = S/t – формула скорости S = vt – формула пути это «ключики» необходимые для решения задач. (слайд 4)

учитель: Какие графики прямолинейного равномерного движения вы изучили?

ученик: график v = v(t) скорости и график пути S = S(t)

учитель: Что является графиком скорости прямолинейного равномерного движения?

ученик: Графиком скорости прямолинейного равномерного движения называется прямая параллельная оси времени, лежащая выше или ниже данной оси.

учитель: Что обозначает график 1, 2?

ученик: 1 – движение прямолинейное равномерное. Дан график зависимости v = v(t). v1= 3 м/с это обозначает, что тело за каждую секунду проходит путь S = 3 м по направлению движения. (слайд 5)

ученик: 2 – движение прямолинейное равномерное. v = -2 м/с это обозначает, что тело за каждую секунду проходит против движения путь равный S = 2 м.

учитель: По данному графику v = v(t) назовите графики прямолинейного равномерного движения.

ученик: №1-график v = v(t) прямолинейного равномерного движения. (слайд 6)

учитель: Что является графиком S = S(t) прямолинейного равномерного движения?

ученик: Прямая проходящая через начало координат. 1 – тело движется по направлению движения. 2 – тело движется против выбранного направления. (слайд 7)

учитель: Что происходит с телом в положении 3?

ученик: Тело покоится.

учитель: Вспомним, что нужно знать при решении задач?

ученик: Задача имеет условие, требование, ее нужно решить одним из способов. (слайд 8)

учитель: Какие способы решения вы уже знаете?

ученик: Аналитический – это решение задач через формулы.

учитель: Мы на прошлом уроке записали алгоритм решения задач графических задач. Вспомним его.

ученик: Проговаривает алгоритм решения. (слайды 9-10)

учитель: Откройте тетради и запишите тему урока «Решение графических задач по теме: «Прямолинейное равномерное движение»»

Задача 1. (слайд 11)

По графику v = v(t) прямолинейного движения определите путь, пройденный телом за 30 с. Воспользуемся алгоритмом и смоделируем условие задачи и запишем решение. Проговорите устно, а затем запишем.

ученик 1: дан график v = v(t).

ученик 2: дан график скорости прямолинейного равномерного движения.

ученик 3: запишем условие и требование. Решением графическим способом.

Ответ: S = 150 м; S = 5t

(слайды 12-13)

учитель: Задача 2. Решим аналогичную (подобную) задачу (устно) решаем проговаривая

ученик 1: дан график v = v(t) прямолинейного равномерного движения.

учитель: почему прямолинейного равномерного?

ученик 2: т. к. на графике v = v(t) показана прямая параллельная оси Ot.

ученик 3: v = 4 м/с - уравнение скорости прямолинейного равномерного движения. S = v∙t – уравнение пути прямолинейного равномерного движения. S = 4t

учитель: задача 3. Дано уравнение S = 2t. Записать уравнение v = v(t) и построить его график. Как смоделировать данное условие задачи и записать его решение?

ученик: дано уравнение пути прямолинейного равномерного движения.

Чертим оси координат. На оси ординат обозначаем v, м/с, на оси – абсцисс – t, с. Проводим прямую параллельную оси Ot. График построен. (слайд 15)

учитель: задача 4. По графику определите путь, пройденный телом за 3 с движения. Анализируем задачу. (слайд 16)

ученик: дан график S = S(t) прямолинейного равномерного движения, т. к. прямая проходит через начало координат. На оси Ot нашли 3 с., восстановим перпендикуляры и найдем на оси OS пусть S=6м. (показываете на доске)

учитель: задача 5. (слайды 17-18)

ученик: дан график S = S(t) прямолинейного равномерного движения. По графику возьмем интервал t = 2 c, S = 4 м. Запишем.

учитель: задача 6. (слайд 19) Дана таблица. Проанализируем ее. Какие даны интервалы времени?

ученик 1: из таблицы видно, что за любые равные промежутки времени (через 2 с) тело проходит (10 м пути). Значит, дано прямолинейное равномерное движение.

ученик 2: начертим координатные оси и по точкам построим график S = S(t).

v = S/t = 30 м / 6 с = 5 м/с

S = 5t

учитель: задача 7. (слайд 20)

Решите задачу самостоятельно.

Проверим решение.

ученик: показывает решение. (слайды 20-22)

учитель: какие выводы по уроку можно сделать?

ученик: мы научились моделировать условие графических задач и записывать их решение.

учитель: Что из рассмотренного на уроке вам наиболее понравилось? Мы продолжим обсуждение вопросов на следующем уроке.

Спасибо за урок! Вы – молодцы!