Нумерация чисел в пределах тысячи. Сложение и вычитание трехзначных чисел, основанные на нумерации

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • закрепить знания по нумерации чисел в пределах 1000; умение читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, упражняться в переводе одних единиц в другие, складывать и вычитать трехзначные числа;
  • развивать мыслительные операции, воображение, восприятие, интерес к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о насекомых,
  • воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли учителя нашей школы, повернитесь к ним и поздоровайтесь. Теперь подтянитесь, посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь.

Тема урока "Нумерация чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел, основанные на нумерации" (слайд 1).

II. Устный счет

- Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета -
Все счастье земли - за трудом! (слайд 2)

- Я не случайно начала урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные и трудолюбивые ребята. Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников в мире. А кто это, узнаете, если отгадаете загадку - "Лежит кучка поросят, кто ни тронет - завизжат". Сомневаетесь в ответе? Тогда устно решим цепочку примеров, а ответ подскажет нам отгадку (слайд 3). - Какой ответ у вас получился?

Проверка (учитель кликает по слайду, появляются ответы).

- Итак, ребята. Правильный ответ "пчелы" - неутолимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке (появляется девочка в костюме пчелы).

Пчела:

- Здравствуйте, ребята! Прилетела я к вам на урок, посмотреть, какие вы дружные и любознательные, как справляетесь с трудными заданиями. По работе и награда будет (садиться на свое место).

Учитель:

- Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси в День Св. Зосимы отмечали праздник пчелы. Какое это будет число? Я вам помогу. Число вы сможете отгадать, если самое маленькое трехзначное число уменьшите на 7 десятков, а месяц вам подскажет ребус (слайд 4). Так какого числа отмечали на Руси праздник пчелы? (30 апреля).

III. Работа над основным материалом

1. Пчела:

- Разгадайте мою загадку: сколько глаз у пчелы? У пчелы столько глаз, сколько у человека, да еще столько, да еще полстолька. Так сколько глаз у пчелы? (Ответы).

Учитель:

- У пчелы 5 глаз, 2 больших сложных глаза, которые расположены по бокам головы и состоят они из 10 тысяч глазков, и маленьких на лбу между ними (слайд 5). Пчела видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит сквозь листья.

Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их все разгадать, ведь пчелы не расстаются со своими секретами, поэтому нам придется выполнить и другие задания. Итак, вслед за пчелой!

2. Чтение, запись трехзначных чисел

- Дорога пчелы начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Ульям, в которых живут пчелы, обычно, присваивают номера. Есть они и у нас (слайд 6).

- Прочитайте номера этих ульев - 485, 731, 999, 602, 18. Назовите соседей каждого числа. Какое число лишнее и почему? Запишите эти числа в порядке убывания и тогда вы сможете прочитать пословицу "Не на себя пчела работает". Как вы ее понимаете?

3. Запись трехзначных чисел. Составление из них равенств и неравенств

- А сейчас несколько интересных чисел из жизни пчел. Я читаю текст, а вы записываете числа, которые вам встретятся.

а) за всю свою недолгую жизнь пчела собирает несколько грамм нектара. В этом числе 1 сотня, 5 десятков, 0 единиц (150);

б) в состав меда входит много питательных веществ. В этом числе 3 сотни (300);

в) пчела летит к цветку, движение ее крыльев незаметно для нас, т.к. она ими очень быстро машет. Сколько взмахов в секунду она делает? Это число при счете находится перед числом 451 (450).

Составьте с этими числами устно неравенства (на доске 1 человек).

4. Учитель:

- Дорога пчелы начинается от улья. На пасеке их много. Вот и мы у себя в классе должны "построить" их. Записав, с помощью таблицы выражения с неизвестными. Неизвестные числа вписываем зеленой пастой.

Проверка сигнальными квадратами.

- Молодцы! Вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались таких цветов.

Девочка-пчела проводит физминутку.

5. Перевод единиц измерения

Учитель:

- Все пчелы летят на разные расстояния (файл). Выразим это расстояние в см (слайд 8).

Решение задачи.

- Недаром про пчелу говорят "труженица". Потрудимся и мы, решим задачу (слайд 9).

- Одна семья пчел может за лето произвести 80 кг меда, а другая 100 кг. Человек может взять только 40 кг, чтобы не причинить ущерб пчелам. Сколько кг меда останется у пчел? О чем эта задача? Сколько кг меда может за лето произвести одна семья? А вторая? Сколько меда может взять человек? Что спрашивается в задаче? Какая из данных схем соответствует нашей задаче?

Запишите только решение задачи.

При наличии времени учитель предлагает решить устно задачу: "Пчела работает 960 минут в день, а ученик класса 300 минут в день. На сколько минут в день больше работает пчела, чем ученик?" Что вы узнали, решив эту задачу?

Математическая матрица

Учитель:

- Вылетая из своих ульев, пчелы хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось. А вы можете сделать правильный вывод?

- Посмотрите на рисунки в каждой строчке и выберите тот рисунок, которого не хватает в пустом квадрате (у каждого лежит на парте).

- Если вы правильно выбрали рисунок, то на обратной стороне вы прочитаете название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле (слайд).

Итак, памятник пчеле находится в Японии в городе Гиору.

Обобщение

Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли лишь одним глазком заглянуть в жизнь этого удивительного насекомого, которое работает на благо других и ничего не росит взамен. Что вы узнали нового из этого урока? Что закрепили в памяти?

Пчела:

- Какие вы молодцы! Вам только по 8-9 лет. А вы уже столько можете и умеете. По работе и награда будет. Решила я вас лепешками угостить. Само-то мы хлеб из пыльцы изготавливаем, перга называется, а вам я медовые лепешки принесла. Кушайте на здоровье, да нас. Пчел, добрым словом вспоминайте (раздает печенье с медом).