Психологические аспекты дистанционного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Дистанционное обучение является одной из новых реальностей современного образования. И сразу возникает острая потребность в изучении психологического комфорта всех участников данного обучения.

В связи с принятием новых стандартов образования появилась и новая дистанционная образовательная среда. Пока она работает для учеников 1х, 2х классов, но дети растут и переходят в старшее и среднее звено школы и задачи психолого-педагогических служб обеспечить поддержку всех членов дистанционного обучения и создать благоприятный психологический климат, а также оказывать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения.

Так как же мы можем помочь?

Пожалуй, самыми главным участниками дистанционного обучения являются дети. Ведь перед ними стоят новые сложные образовательные задачи, и основной из них научиться работать самостоятельно. Здесь на помощь педагогам и психологам приходит деятельностное обучение, в информационной среде оно часто предоставляется, как Case Study т.е. метод обучения основанный на разборе практических ситуаций.

Учебная или психологическая ситуация специально готовится и я предлагаю вам ознакомиться с приблизительной Case Study которая поможет сохранить дальнейший интерес к теме дистанционного обучения.

Цель предлагаемой Case Study: вести подготовительную работу к изучению темы “Уравнения” 2 класс.

Предложите детям совершить прогулку в магазин и выбрать интересную игрушку и купон на покупку.

Купон

Реши пример и получи призовое очко!

Бакуган 16 – = 10
Барби 12 + = 20
Гравюра 15 + = 35
Микроскоп 90 – = 85

Прошу вас заполнить пустые места. Сверим результаты. Молодцы вы прекрасно справились, но пора возвращаться за парты. В математике принято вместо пропусков записывать буквы латинского алфавита,

  • a “ЭЙ”
  • b “БИ”
  • c “СИ”
  • d “ДИ”
  • x “ИКС”
  • y “ИГРЕК” и т.д.

а затем с помощью вычисления находить эти буквы, т.е. неизвестное, такое равенство называют уравнением.

  • 16 – x = 10
  • 12 + x = 20
  • 15 + x = 35
  • 90 – x = 85

Данную работу необходимо проанализировать. Если дети увлеченно выполняли задание, то и интерес к изучению материала возрастет. Тем самым, предлагая детям достаточное количество практических заданий можно стимулировать и повышать учебную мотивацию, которая необходима для любого вида обучения.

Следующая группа людей дистанционного обучения – это родители.

Дистанционное общение как нельзя к стати для данной группы. Общение на форумах, страницах для родителей в режиме Онлайн, как нельзя к стати. В любое удобное время, в удобных условиях каждый родитель может поделиться своими мыслями, эмоциями, интересными достижениями своих детей, а также не накапливая, не откладывая, не преувеличивая проблемные вопросы решить их с любым участником дистанционного обучения.

Следующая группа участников дистанционного обучения – это учителя. Ведь именно учитель при данном обучении испытывает большой психологический дискомфорт. И самой главной и неотъемлемой задачей психолого-педагогической службы школы является сохранение устойчивого психосоматического состояния учителя. Что беспокоит?

  • Новое – это настораживает;
  • Нет времени – это давит;
  • Нет живой связи ученик – учитель, значит нет душевного спокойствия и морального удовлетворения от выполняемой работы.

Эти сложности необходимо понимать и стараться выстраивать свою работу последовательно. “Я учу детей. Я должен быть для них примером. Я должен заинтересовать учащихся, а значит должно быть интересно мне самому”. Сохранить “драгоценное” время и силы поможет работа, построенная модулями, т.е. блоками. Для того чтобы не терять связь с учащимися организуйте общение на форуме в режиме Онлайн.

Хочется отметить и положительные стороны дистанционного обучения. Ежедневно педагог, находясь в большом коллективе детей, соблюдая жесткие дисциплинарные правила, и контролируя их выполнение очень часто находиться в состоянии стресса. Дистанционное обучение исключает эти аспекты, и предполагает создание комфортной атмосферы.

Понятие комфортности мы чаще всего ассоциируем с представлениями об уюте, удобстве, отдыхе, доброжелательности. И данной форме обучения каждый педагог может с учетом своих желаний и потребностей создать теплое, уютное рабочее место, такое которое нравиться Вам! При не очень хорошем настроении можно перечитывать письма со словами благодарности от ваших учеников и их родителей. Ну а если устанете, на помощь придет гимнастика для глаз или укрепляющая для тела.