Понятие о деепричастии. Урок в 7-м классе

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия.
  2. Выяснить, какова его роль в художественных текстах.
  3. Определить синтаксическую функцию деепричастий.

Презентация

– Сегодня в центре внимания новое понятие – деепричастие . Мы познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий, выясним, какова их роль в речи, в художественных текстах, определим синтаксическую функцию деепричастия.(слайд 2)

Работа с текстом (отрывок из повести Н.В. Гоголя “ Тарас Бульба”)(слайд 3)

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. Приложение 1.

  1. Тип текста? Стиль текста?
  2. Из какого произведения прочитанный отрывок?
  3. Какие слова и словосочетания использует автор, чтобы приблизить нас к той исторической эпохе, которая описывается в произведении?
  4. Какие из этих слов вам непонятны по своему значению?

Словарная работа (слайд 4).

Анализ текста

  1. Назовите, кто совершает действие?
  2. Выпишите слова, которые выражают действие (слайд 5)
  3. Какое из этих действий главное? Какое добавочное? (слайд 6)
  4. Все ли выписанные слова являются глаголами?
  5. Чем отличаются от глаголов? (нет привычных окончаний, не изменяются)
  6. Зададим к этим словам от глаголов вопросы

– Слова, к которым мы задавали вопросы, являются деепричастиями ( слайд7)

Теперь попробуем проникнуть в смысл нового для вас слова – деепричастие. Когда – то оно было составлено из двух частей : дее и причастие. Давайте разберемся в смысле каждой части. Подберем однокоренные слова с корнем дее (дей) : действие, действующий, дееспособный. Ясно, что смысл этих слов связан с действием, а, значит, с глаголом.

Точно так же разберемся со второй частью. Подберем родственные по смыслу слова: причастность, связь, зависимость. Соединим эти две части: дее + причастие. Получается, что деепричастие причастно к действию. (Слайд 8) Сейчас вы сами убедитесь в этом, читая материал учебника.

Назовите признаки глагола у деепричастия. Назовите признаки наречия. (слайд 9)

Какую роль в предложении играет деепричастие? Подчеркните деепричастия.

Обобщим то новое, что мы узнали о деепричастии. Продолжите строчку и закончите предложение. (Слайд 10)

Вспомните, что называется причастным оборотом? Найдите в тексте причастный оборот, выпишите.

Как будет называться деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот). Выпишите деепричастные обороты вместе с основным глаголом – сказуемым. Как выделяются на письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия? (Слайд 11)

Тестовое задание (слайды 12, 13,14,15)

Выясним, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением. Приложение 2

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?

Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению. (Слайд 16)

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

  1. слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
  2. зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)
  3. движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)
  4. аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)

– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.

Работая с деепричастиями, необходимо помнить, что они обозначают добавочное действие по отношению к основному глаголу, а действующий предмет должен быть один.

Устный комментированный разбор упр. 161.

Итоги урока. Домашнее задание (слайд 17)

Список используемой литературы:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка: 6 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд – во “Феникс”, 2002. (Серия “Школа радости”.)
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Борисенко Н. А., Владимирская Г.В. Новые учебники В трех кн. М: НПО “Образование от А до Я”, ОА “Московские учебники”. 1999; 2-изд., М: Мой учебник. 2006.