Землетрясения. Вулканы. Гейзеры

Разделы: География


Цели урока:

1) Знакомство с образованием и видами вулканов, причинами землетрясений, понятием “гейзер”.

2) Развивать поисково-исследовательские навыки, ориентированные на приобретение новых знаний; умение планировать свои действия; представлять добытую информацию аудитории.

3) Формировать устойчивый интерес к предмету, к природным явлениям.

Оборудование: учебник Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой, карта полушарий, презентация, бейджики с именами журналистов (учеников), “протокол”, макет газеты “Глобус”, тетрадь, ручка, клей, фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1).

2. Введение в тему.

– Тема сегодняшнего урока “Вулканы. Землетрясения. Гейзеры” (слайд 2). Мы познакомимся с видами вулканов, их образованием, причинами землетрясений. Кроме этого мы узнаем, что такое гейзеры, и что они из себя представляют.

Наш урок пройдет в форме игры. Давайте представим, что все мы коллектив редакции географической газеты “Глобус” (слайд 3). Я – главный редактор, вы – корреспонденты, а наши гости – шеф-редакторы, которые должны будут дать разрешение на публикацию нашего номера.

(обращается к “шеф-редакторам”) Вот протокол заседания, который вы будете заполнять по мере выступления наших журналистов.

Итак, на правах главного редактора я объявляю тему номера “Стихии подземелья” (слайд 4).

На обсуждение выносятся три ключевых вопроса (слайд 5), на которые в конце заседания мы должны дать ответы. Давайте их причитаем:

  1. Извержения – небесная кара, или закономерный процесс?
  2. Почему земля содрогается?
  3. Есть ли у стихии характер?

3.Работа с учебником.

Прежде чем перейти к обсуждению необходимо ознакомиться с базовой информацией и систематизировать ее в таблицу. Для этого воспользуемся параграфом в учебнике №18,19.

Таблица

Природное явление

Причина активизации

Последствия

Вулканы

   

Землетрясения

   

Излияния гейзеров

   

Таблица оформляется в рабочей тетради, результат зачитывается.

4. Заседание.

Учитель: Господа журналисты, вы готовы?

Слово предоставляется журналисту (фамилия, имя, отчество). Господа “шеф-редакторы” занесите в протокол заседания сведения о выступлении.

Далее следуют выступления всех журналистов, рассказ которых сопровождается слайдами презентации (слайды № 6-27).

5. Дискуссия.

Учитель: Уважаемые корреспонденты, пока шеф-редакторы решают, чьи статьи будут опубликованы, мы с вами должны вернуться к ключевым вопросам (слайд 28).

Со слайда читается вопрос, на него дается полный ответ:

  1. Извержение это закономерный процесс развития Земли в глубинах, там, где идет формирование горных пород.
  2. Землетрясения происходят от смещения горных пород в глубине в результате нагревания магмы.
  3. Под характером подразумевается наличие каких-либо особенностей у природных явлений. Например, гейзеры отличаются временем между фонтанированиями, температурой воды.

6. Рефлексия.

– От чего же происходят эти природные явления?

– Какие вы знаете потухшие и действующие вулканы? (Колиманджаро, Ключевская Сопка). Покажите их на карте (с помощью учителя).

– Что означает выражение “огненное ожерелье”. Покажите его на карте.

– Что такое “сейсмология”?

– Назовите сейсмоактивные места в России (Крым, Кавказ, Курило-Камчатский район и т.д.). Покажите их на карте.

– Есть ли на земле абсолютно не сейсмоактивные места? (Нет, землетрясения происходят повсюду и постоянно, так как процесс развития в недрах земли не прекращается, но есть места, где землетрясения не ощущаются человеком).

– Для чего используют горячие подземные воды? (Выработка электроэнергии, обогрев жилых помещений, теплиц).

– Молодцы! Отлично поработали!

– Слово предоставляется “шеф-редакторам”. Объявите нам свое решение.

“Шеф-редакторы” оглашают свое решение.

7. Практическая работа.

Учитель: Что ж, господа корреспонденты, победа за вами! Приступайте к выпуску номера!

Дети оформляют стенную газету: приклеивают свои статьи, фотографии.

8. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось?

– Что показалось трудным?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3